Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
на тему «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок – исследование
Цели:
Образовательные:
•формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
•выявить в ходе опытов состав почвы;
•рассмотреть процессы образования и разрушения почвы;
•продолжить работу по формированию целостной картины мира у
младших школьников.
Развивающие:
•выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой
природой;
•делать выводы на основе проведённых опытов;
•развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность
учащихся;
•умения доказывать выдвигаемые предположения;
•первоначальные умения практического исследования природных
объектов.
Воспитательные:
•воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе
постановки опытов – организованность, аккуратность;
•воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,
любовь к природе, родному краю.
Формировать УУД:
•Личностные: способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
•Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнять, отвечать на вопросы, оценивать достижения на уроке.
•Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать
собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему
решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра,
использовать речь для регуляции своего действия.
•Познавательные: осуществлять запись информации, использовать
модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в
устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные
связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
•Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия
почвы для жизни растений, животные почвы.
Основные понятия: почва, состав почвы, перегной, минеральные соли,
плодородие почвы.
Применяемые методы:
-проблемно-поисковый
-репродуктивный
-практический
Формы работы:
-групповая
-коллективная
-индивидуальная
Оборудование:
Учебник А.А. Плешакова, 3 класс, 1 часть
Лоток с лабораторной посудой для учителя
Стаканы с водой, стаканчики с проросшими семенами фасоли
Лупы
Образцы почвы для каждого учащегося
Рисунок «Верхние слои земли»
Плакат «Почва», предметные картинки с изображением обитателей
почвы и не только
Смайлики для каждого ученика
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Ваше домашнее задание было нарисовать плакат на тему
«Берегите воду!». Выполняя работу, что вы узнали?
Дети: Как важно беречь воду. Ответы детей.
Учитель: Верно, молодцы! А выставка из ваших работ расскажет и другим детям об
этом.
Ребята, а вы знаете, что есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее
весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой
уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок
картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок,
помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на
самом деле.
Отгадайте мою загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал, и стар
Что она большущий шар. (Земля)
Учитель: Слово Земля имеет несколько лексических значений. Назовите мне их.
Дети: Это название планеты, на которой мы живём. (Ребенок показывает
картинку Земли).
-Это суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
-Это земля в понимании страна, государство.
Учитель: Все это верно! Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на
уроке?
Учитель: Прослушайте стихотворение детей, и мы непременно догадаетесь.
Дети: (Лера и Рома читают стихотворение)
Взаимодействуют все страны и
народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земной
породы,
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир
богатый
В формированье почвы вносят
вклад!
Рельеф и климат, словно две
награды
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, свои задачи:
Родить, растить, беречь и
умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, землю
украшать!
Учитель: Вы догадались о какой земле идет речь?
Дети: Земля, по которой мы ходим.
Учитель: Итак, мы можем сформулировать тему урока.
Соберем ее из букв.
(Дети у доски из букв собирают слово почва)
Дети: почва
Учитель: Тема урока «Что такое почва?». Мы узнаем, что же такое почва и из чего
она состоит.
Сегодня на уроке предлагаю вам стать научными сотрудниками. Хотите?
Тогда начнём нашу работу в научной лаборатории.
У каждой лаборатории свой номер.
Нужно отметить, что в таких помещениях необходимо быть очень
внимательными и аккуратными, так как нам предстоит опытным путем
изучить состав и свойства почвы.
Лампочка-всезнайка поможет вам обозначить ваш готовый ответ. Кто
первый поднимет лампочку тот и будет первый отвечать.
Итак, свое исследование вы уже начали. Рассмотрите, ростки гороха,
высаженные в песок и землю.
Что мы видим сегодня?
Дети: ответы детей (горох проросла хорошо в земле, а в песке ростки слабые и
у некоторых вовсе не проросла)
Учитель: Почему так произошло? Как вы думаете?
Дети: ответы детей. (Повторение ранее изученного материала во 2 классе
«Условия необходимые для роста растений (свет, вода, тепло, воздух,
земля») (Дети поднимают карточки с условными обозначениями).
Учитель: Правильно. Но есть еще один компонент (минеральные соли). И нам,
исследователям, предстоит узнать, что это?!
Учитель: Что же является главным звеном в этой системе?
Дети: Почва.
На доске рисунок «Верхние слои земли».
Учитель: Внимательно рассмотрите верхний слой.
Верхний слой земли называют почвой. Он темный и рыхлый,
пронизанный корнями растений.
Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
УОбратите внимание, что слои почвы разные по цвету.
А вот от чего это зависит, нам и предстоит узнать, но сделаем мы это
после маленькой паузы
Музыкальная физминутка
Учитель: Ребята, а вызнаете, что почву не только изучают, как среду произрастания
и среду обитания, о ней очень много написано поговорок и пословиц.
Сейчас мы с вами вспомним пословицы о земле. (Работа на развитие
речевого дыхания и артикуляции) Работа с зеркалами. Дети, произносят
пословице о земле перед зеркалом индивидуально.
Пословицы:
1. Без хозяина земля – круглая сирота.
2. В землю не положишь – и с земли не возьмешь.
3. Возвращай земле долг – будет толк. (1 ряд)
4. Дорогой товар из земли растет. (2 ряд)
5. Нет плохой земли, есть плохие хозяева. (3 ряд)
Учитель: Так из чего же состоит почва?
-Каковы ее свойства?
-Вам это интересно узнать?
-Чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем опыты с почвой. Открыли учебники на
странице 65.
Опыт №1. (Учащийся читает из учебника рекомендацию к постановке
опыта.)
Учитель: Перед вами стаканчики с водой. Прежде, чем мы аккуратно опустите 1
ложечку почвы в стакан с водой, возьмите лупы и рассмотрите почву.
-Что мы видим?
Дети: остатки растений, корешки, части насекомых.
Учитель: Правильно. Это перегной.
Аккуратно опускаем ложечку земли в воду.
-Что мы видим?
Дети: (ответы детей) Из воды выходят пузырьки воздуха, а почва медленно
опускается на дно стаканчики.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: В почве есть воздух.
Учитель: Вывод, из проведенного опыта, запишите в таблицу в тетради.
(учитель записывает выводы на доске)
Опыт №2. (Учащийся читает из учебника рекомендацию к постановке
опыта.)
Учитель: Следующий опыт наглядно я вам продемонстрирую. Внимание на
учителя! (Учитель проводит опыт, комментируя каждое свое действие)
Учитель: Какой сейчас мы можем сделать вывод? (учитель детям показывает
пробирку с нагретой почвой)
Дети: Так как стенки пробирки стали влажными – это значит, что в почве есть
вода.
Учитель: Правильно. Выводы запишем в тетрадь.
(учитель записывает выводы на доске)
Опыт №3. (Учащийся читает из учебника рекомендацию к постановке
опыта.)
Учитель: (Учитель проводит опыт, комментируя каждое свое действие)
(Идет дым из пробирки потому, что сгорает перегной. Из перегноя под
действием микробов образуются минеральные соли. Их используют
растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные
умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и
превращаются в перегной.
- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из
каких слов оно состоит?
Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить
богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
- Это главное свойство почвы.
Дети: (Дети озвучивают выводы и записывают в тетрадь.) Чем больше в
почве перегноя, тем она плодороднее.
Учитель: А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на
странице 64.
(Дети читают текст в учебнике стр. 64)
Учитель: Сейчас мы заслушаем о ее обитателях подробнее. Об этом нам расскажет
Матвей.
Матвей: читает свое сообщение
Физминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки
руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение
головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети
садятся за парты.
Учитель:Сейчас мы с вами подведем итоги о проделанной работе.
Рефлексия деятельности:
Учитель: Перед вами плакат почвы, сейчас один представитель лаборатории
разместит на ней картинку животного в среде его обитания.
Учитель: Верно. Молодцы!
Подведение итогов:
Учитель: Перед вами листочки (Дети зачитывают фразы и дополняют ответами)
1. Вам на уроке было скучно, интересно или безразлично?
2. Вы на уроке работали или отдыхали?
3. Что было самым интересным?
4. Где вам эти знания пригодятся в жизни?
5. О чем бы вы рассказали родителям и друзьям?
6. У вас на столе лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке смайликом.
Учитель: Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:
-Что такое почва? (плодородный слой земли)
-Что входит в состав почвы? (воздух, вода, перегной, глина, песок и
минеральные соли)
-Кто обитает в почве? (живые организмы: бактерии, микробы, дождевые
черви, кроты, суслики, лесные мышки))
Учитель: Молодцы!
Учитель: Д/з: Страница 64-68. Читать и отвечать вопросы. Страница 67 вопрос №1
письменно в тетради.
Учитель: Урок окончен. Можете быть свободны.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.