Конспект урока внеклассного чтения. 4 класс. В. Осеева "Волшебные слова"
Оценка 4.8

Конспект урока внеклассного чтения. 4 класс. В. Осеева "Волшебные слова"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
чтение
3 кл—4 кл
12.10.2020
Конспект урока внеклассного чтения. 4 класс. В. Осеева "Волшебные слова"
Урок разработан с применением методики «Развитие критического мышления», которая способствует развитию нестандартного мышления, формированию умения устанавливать простые закономерности, причинно – следственные связи, побуждает детей к высказыванию собственных мыслей и идей, учит творчески подходить к восприятию текста.
Урок внеклассного чтения. В. Осеева _Волшебное слово_ 4 класс..docx

Тема урока: В. А. Осеева Волшебное слово.

Цель урока:

1. Познакомить с произведением В.А.Осеевой «Волшебное слово».  Раскрыть смысл понятий вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение. Вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе.

2. Развивать устную речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, умение критически мыслить.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок внеклассного чтения с применением технологии « Развитие критического мышления».

Оборудование: карточки «План урока», таблица «Шульте» Дерево с осенними листиками, тетрадь по внеклассному чтению, портрет В.А.Осеевой, выставка книг о вежливости, страница из тетради по внеклассному чтению (Приложение 1), карточки для игры «Собери цветок».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок,

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

2. План урока.

(на доске вывешены картинки плана урока).

II. Актуализация знаний

 Речевая разминка:

a) работа с таблицей Шульте.

б) сорвать осенний листок с дерева и прочитать пословицу об осени.

(1 ученик)

в) работа над скороговоркой.

III. Мотивация.

1. Восстановите пословицу и объясните её смысл (работа в тетради по внеклассному чтению.)

ЧТВСВИДОБРЫЙ ВАПРЧЕЛОВЕК ТЬБЮДОБРУНГШЩУЧИТТЬБЮ.

2. Какие средства общения вы знаете? Составление ассоциативного куста к словосочетанию «средства общения». (Работа в группах в тетради по внеклассному чтению).

 

 


                            Средства общения                        

 

 

 

 

IV.Работа по теме урока.

- Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать и скажите, о чём будет идти речь в этом рассказе? (высказывания детей каждой группы).

1. Чтение с остановками и предугадыванием 1-й части рассказа.

а) читают учащиеся 1-й группы «по цепочке».

 Беседа о прочитанном по вопросам:

- Кто главные герои в этой части рассказа?

- Каким вы себе представили старика?

-Каким вы себе представили мальчика?

- Чем был недоволен Павлик?

-Как отреагировал на его рассказ старичок?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше в этой истории? (Высказывания детей).

2. Чтение с остановками и предугадыванием 2-й части рассказа.

а) читают учащиеся 2-й группы «по цепочке».

 Беседа по прочитанному по вопросам:

- Чьё предположение о том, что произойдёт дальше, сбылось?

- На кого ещё пожаловался Павлик?

- Отчего Павлик раскрыл свой рот?

- Как вы думаете, какое слово сказал ему дедушка?

-Почему его называют волшебным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3. Чтение с остановками и предугадыванием 3-й части рассказа.

а) читают учащиеся 3-й группы «по цепочке».

 Беседа о прочитанном по вопросам:

- Чьё предположение сбылось?

- Как отреагировали на поведение Павлика члены его семьи?

- Каким словом назвал старика мальчик?

- Какое объяснение вы можете дать слову «вежливость»?

- А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике

 «Вежливость это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Учитель читает отрывок из стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

- Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините…)

- С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление

1.     Самостоятельная работа в группах. Игра «Собери цветок»

1-я группа:

         - подобрать синонимы к слову «вежливый»;

2-я группа:

- подобрать антонимы к слову «вежливый»;

3-я группа:

- составить из данных слов словосочетания, соединив их стрелочками.

Вежливый, невежливый                                         вид

Учтивый, неучтивый                                              жест

Корректный, некорректный                                  взгляд

Уважительный, неуважительный                          вопрос

Галантный, негалантный                                      человек

2. Проверка работы (по одному үченику от группы).

- Какое слово или словосочетание непонятно?

- Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?

- А вот так дает объяснение толковый словарь: в древнерусском языке слово «вежа» - знаток. Следовательно, «вежливый» - знающий, как себя вести; «невежда» - необразованный, малосведущий человек, "невежа" - грубый, невоспитанный.

VII. Рефлексия. Игра «Дары Вежливости».

Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.

Слова на доске:

Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение.

Можно ли назвать дарами - дары Колдуньи Зла и Грубости? (Heт, это отрицательные качества).

VIII. Итог урока.

1. Беседа.

- Что нового узнали про себя или для себя?

- Как понимаете смысл этих слов?

- У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

«Этот человек умеет сам себя воспитывать».

2. Самооценка собственной деятельности на уроке.

- Оцените свою работу и работу своих товарищей по группе. (Работа в тетради по внеклассному чтению).

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение - миниатюру «Вежливый ли ты человек?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение 1

                                 Тема урока: Волшебные слова.

                                                 Задания.

1. Восстанови пословицу, вычленив из набора букв слова, и объясни её смысл:

ЧТВСИДОБРЫЙВАПРЧЕЛОВЕКТЬЮБДОБРУУНГШЩУЧИТТЬЮБ   

__________________________________________________________________

2. Составить ассоциативный куст к выражению:

 

 


                                          Средства общения                       

 

 

3. 1 группа – подобрать синонимы к слову «вежливость»:

___________________________________________________________________

    2 группа – подобрать антонимы к слову «вежливость»:

___________________________________________________________________

   3 группа – соединить стрелочками слова первого столбика с подходящими по смыслу словами 2 столбика:

                           Вежливый, невежливый                                          вид

                           Учтивый, неучтивый                                               жест

                           Корректный, некорректный                                    взгляд

                          Уважительный, неуважительный                            вопрос

                          Галантный, негалантный                                         человек

                                    

Волшебное слово

В. Осеева

ММаленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому.

- Убежишь?

- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

- Что же, не берёт тебя брат?

- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...

- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

- Какую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

                 Самооценка своей работы на уроке и работы своих товарищей по группе.

1. Представь, что это пирог, который нужно разделить на всех членов группы, учитывая какой величины кусок заработал каждый член твоей группы на уроке. Раздели пирог на части и в каждой части подпиши имя того, кому этот кусок предназначается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. На шкале оценок обведи кружком оценку, которую, как ты считаешь, заработал ты на уроке:

                                             1       2       3       4       5 

3. В кружочке нарисуй мордашку, показывающую твоё настроение в конце урока.

 

 

 

 


 

Тема урока: В. А. Осеева Волшебное слово

Тема урока: В. А. Осеева Волшебное слово

III. Мотивация. 1. Восстановите пословицу и объясните её смысл (работа в тетради по внеклассному чтению

III. Мотивация. 1. Восстановите пословицу и объясните её смысл (работа в тетради по внеклассному чтению

Беседа по прочитанному по вопросам: -

Беседа по прочитанному по вопросам: -

V. Физминутка. VI. Первичное закрепление 1

V. Физминутка. VI. Первичное закрепление 1

VIII. Итог урока. 1. Беседа. -

VIII. Итог урока. 1. Беседа. -

Приложение 1

Приложение 1

Волшебное слово В. Осеева Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке

Волшебное слово В. Осеева Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке

А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика

А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика

Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика

Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика

Самооценка своей работы на уроке и работы своих товарищей по группе

Самооценка своей работы на уроке и работы своих товарищей по группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020