Конспект урока: Возраст и становление личности
Оценка 4.7

Конспект урока: Возраст и становление личности

Оценка 4.7
doc
10.01.2020
Конспект урока: Возраст и становление личности
Возраст и становление личности.doc

Тема урока: «Возраст и становление личности».

Цель урока: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности

Задачи урока:

1.      Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск.

2.      Сравнивать, анализировать, делать выводы.

3.      Решать познавательные задания по теме.

Ход урока

I.      Организационный момент

( фронтальный опрос определений  группы № 7)

Работа у доски( 2 ученика)

Устный опрос учащихся по вопросам предыдущего параграфа

На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Индивид. Индивидуальность. Личность». Предлагаю вспомнить и дать определения понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность». ( ответы учащихся)

-Просмотр видеофрагмента

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Возраст и становление личности».Целью этого урока является ознакомление с периодами развития личности, процессом становления личности. Изучить следующие понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциальность». Перед нами стоят следующие задачи: учиться осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, а так же решать познавательные и проблемные задания.

Сегодня на уроке мы поработаем с учебником , с проблемными вопросами, заданиями.

 Урок я хотела бы начать с высказывания Н.А. Островского

«Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вопрос? Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы годы не прошли бесцельно?(Ответы учащихся на вопрос)Да, нужно с малых лет совершать добрые поступки, самосовершенствоваться, добиваться успеха, приносить пользу обществу

 План урока:

1. Периодизация развития личности.

2.Возраст и становление внутреннего мира.

Слово учителя.Изучение первого вопроса плана начнем с рассмотрения термина «возраст». Ребята, как вы думаете, а что такое возраст?(Ответы учащихся)Вот какое определение понятию «возраст» давал российский психолог Л.С.Выготский

«Возраст – относительно замкнутый период развития, имеющий собственный период развития и динамику».

Работа в тетради ( запись двух понятий возраста).

Возраст:

1) хронологический – зафиксирован в официальных документах, связывает события прошлого, будущего и настоящего;

2) психологический – показывает тот возраст, на который человек себя ощущает.

Вопрос учащимся:

На какой возраст воспринимаете себя вы? ( ответ учащихся).

Итак, мы видим, что хронологический и психологический возраст редко совпадают. А как вы думаете, есть ли такой период жизни, в котором они все-таки могут совпасть?

Ответ учащихся( детство)

Правильно - это детство. И именно про этот период становления личности я предлагаю вам решить небольшие задачки.

III Задания учащимся. (работа в группах)

Задание 1: Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.

Задание 2: Какие выводы можно сделать из следующей информации:
      В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи. Предложите свой вывод.

Задание 3: Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»

Ответы учащихся.

Да, детство является наиважнейшим периодом в формировании личности, именно в раннем детстве закладываются социальные основы человека, и заканчивается оно в момент наступления совершеннолетия.

Слово учителя.

А теперь переходим к первому вопросу нашей темы.

1.Существует концепция периодизации развития личности, критерием которой является ведущая деятельность.

Она включает две группы: ( а вот какие мы сейчас запишем в тетради)

Работа в тетради ( составление таблицы)

«Периодизация развития личности»

Периоды

Сущность

Ребенок - общественный взрослый

Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности.

Разновидности:

• непосредственно-эмоциональное общение младенца – общение с взрослыми на уровне эмоций: смех, плачь, недовольство, радость - взрослый понимает и выполняет требования (0 - 1 год);

• ролевая игра – «дочки-матери», «войнушка» и т. д. (3-7 лет);

• интимно-личностное общение подростков – секреты о первых влюбленностях, друзьях, подружках, усвоение моральных норм (11-14 лет)

Ребенок - общественный предмет

Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.

Разновидности:

• предметно-манипулятивная деятельность – игры с куклами, кубиками, машинками(1-3 года);

• учебная деятельность – обучение в школе, (7-14 лет):

• учебно-профессиональная деятельность – обучение с освоением элементарных трудовых навыков – готовить, вязать, делать табуретки (14-17 лет)

Предлагаю соотнести записанную таблицу в тетради со схемой в учебнике стр. 303

Итак, мы выделили каким образом происходит становление личности при взаимодействии ребенка с взрослыми и с окружающими предметами. И вот ребенок взрослеет. Его личность продолжает развиваться и проходит определенные фазы становления личности.

Теперь с помощью учебника составим таблицу «Фазы становления личности»

IV Индивидуальная работа

Работа с учебником:

Составление таблицы «Фазы становления личности»

Фаза

Значение

Адаптация

усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности

Индивидуализация

индивид не стал таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии

Интеграция

противоречия между стремлением быть личностью и одобрением тех индивидуальных особенностей человека, которые способствуют успеху совместной деятельности

 

Слово учителя.

Таким образом, мы можем отметить, что любой человек в процессе становления своей личности проходит сначала этап приспособления к обществу, затем выделяется в нем из-за своей индивидуальности, а затем использует те свои качества, которые помогаю ему вести успешную совместную деятельность.

И так, мы с вами рассмотрели вопросы периодизации развития личности, в основе которых лежит деятельность.

2.А сейчас познакомимся с теориями становления внутреннего мира личности.

Становление внутреннего мира личности происходит постепенно, поступательно. Что же это за ступени – рассмотрим.

Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери

Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.

Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.

Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.

Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.

 

Но на развитие личности влияют еще способности, потребности, поставленные цели.

На Западе широко известна теория развития личности, получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности. Интенциональностьпроявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений разработана периодизация развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла.

Предложить рассмотреть эти фазы в учебнике (стр.306-307)

1) до 15 лет- Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.

2) С 15 до25 лет- Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.

3) С 25 до 45 лет - Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.

4) 45—65 лет- Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.

5) 65 —75 лет- Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.

Затем к доске я приглашаю ученика

На доске составлена таблица, в которой ответы записаны неверно, его задача – установить соответствие в правильном порядке и пояснить свой выбор. А вы, ребята, выполните задание в тетради.

ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Фаза жизненного цикла

Характеристика фазы

1) до 15 лет

А. Фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.

2) до 25 лет

Б. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.

3) от 25 до 45 лет 

В. Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.

4) 45—65 лет

Г. Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.

5) 65—75 лет

Д. Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.

Правильные ответы: 1 – В, 2- Г, 3 – А, 4 – Д, 5 – Б.

  

 При переходе от одного к другому этапу развития личности, как правило, возникают возрастные кризисы, которые будет вести либо к прогрессу личности, либо другая — к ее регрессу. Давайте еще раз взглянем на табличку и подумаем – чем это может быть вызвано?

 

А теперь давайте повторим все, что вы сегодня узнали (краткое обобщение темы):

·         возраст, хронологический возраст, психологический возраст;

·         детство - наиважнейший этап развития личности, почему, когда оно заканчивается;

·         в детстве становление личности происходит при взаимодействии ребенка с взрослыми, с окружающими предметами;

·         фазы становления личности, фазы жизненного цикла и почему переход от одной к другой вызывает кризисное состояние человека.

 

Закрепление изученного на уроке:

А сейчас в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю на листочках ответить на следующие вопросы:

Тест:

1.Психологичекский возраст - это:

а) возраст, указанный в паспорте;

б) возраст на который мы выглядим;

в) возраст, на который мы себя ощущаем;

г) ерунда – такого не бывает.

2. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:

а) учебно-профессиональной деятельности;

б) предметно-манипулятивной деятельности;

в) учебной деятельности;

г) все варианты верны.

3. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это

а) адаптация;

б) индивидуализация;

в) интеграция;

г) социализация.

4. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст

а) до 15 лет;

б) от 15 до 25 лет;

в) от 25 до 45 лет;

г) от 45 до 65 лет.

5.Интенции – это:

а) намерения и цели личности;

б) возрастной кризис;

в) хронологический возраст;

г) ступень «оживления».

А сейчас меняемся листочками со своим соседом по парте и проверяем правильные ответы, после чего сдаем на контроль мне.

Ответы:

1 – в

2 – г

3 – б

4 – б

5 – а

Рефлексия.

Слово учителя.

И так, если мы с вами ещё раз обратим внимание на все концепции и теории развития и становления личности, становление внутреннего мира личности, то придем к какому выводу?

Ответ учащихся. ( Каждый возраст неповторим, своеобразен и играет огромное значение в становлении личности на протяжении практически всей жизни).

Слово учителя.

И от того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит его жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.

Домашнее задание: § 29, ответы на вопросы в конце параграфа.

 

 

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности

Конспект урока: Возраст и становление личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020