Открытое мероприятие «Загадочный подводный мир»
Цели:
• познакомить учащихся с обитателями подводного мира (морские звезды, кальмары, скаты, медузы и пр.)
активизировать интерес детей к подводному миру, к познанию тайн окружающего мира,
• приучить детей к здоровому образу жизни
Задачи:
формировать умение размышлять
закреплять коммуникативные навыки
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
Звучит аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибоя
- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети: - Шум моря, волны плещутся о берег …
- А кто из вас видел море? Купался в нем? Ответы детей
- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу? Ответы детей.
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
Дети: На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...
-А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети: С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.
2. Работа над новым материалом.
Ведущий: Подводный мир таит в себе немало загадок, а поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные, тоже живут в бездне океана, а не на суше. С некоторыми удивительными обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся.
Сл 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Загадочный подводный мир»
Сл 2 Акваланг (от лат. аguan- вода и англ. Lung - лёгкое) аппарат для дыхания человека под водой.
Ведущий: - Правильно, а еще на
дно морское можно опуститься с помощью
батискафа. Повторите, пожалуйста.
Сл 3 Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью(на слайде изображение).
Ведущий: - А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.
- Что же есть на морском дне? Ответы детей
- И первым, кто встречает нас, обитатель морских глубин - морской конёк
Сл 4 Карликовый морской конёк
Это один из наиболее хорошо замаскированных жителей океана. Нужно приложить немало усилий, чтобы увидеть это крошечное существо размером 2,5 см. среди густых зарослей кораллов.
Сл 5 Кальмар
Обычно кальмары имеют размеры до 50 см., но бывают и гигантские кальмары, которые достигают 20 метров (считая щупальцы). Они являются самыми крупными беспозвоночными.
Сл 6 Скаты
Скаты относятся к рыбам, и большинство из них живёт в морской воде. Особым оружием наделён отряд электрических скатов, которые могут парализовать добычу электрическими разрядами.
Сл 7 Рак «Роскошный арлекин»
А называют его так, за сходство с ярким костюмом клоуна (арлекин). Он около 14 см. в длину, а наиболее крупные особи имеют размеры до 18 см.
Сл 8 Сомы
Единственный вид сомов, обитающих на коралловых рифах. У них первые лучи переднего спинного и грудных плавников представляют собой зубренные ядовитые колючки.
Сл 9 Краб и морские ежи
Тело морских ежей иглы ядовитые.
Сл 10 Гигантский краб-паук
Это один из самых крупных представителей членистоногих, крупные особи достигают 3 метров в радиусе первой пары ног.
Сл 11 Губастые окуни
Косяки этих рыб двигается в океане как единое целое, чтобы зацепиться за хищников, в целях питания и средства передвижения
Сл 12 Семейство рыб «кузовковые»
Они питаются морскими ежами, морскими звёздами, крабами, моллюсками ловко выдувая их из грунта струёй воды, выпущенной изо рта.
Сл 13 Рыба – раструб (жёлтая)
Этот обитатель коралловых рифов, уникальная рыба, достигающая 80 см. в длину. Большую часть времени она плавает, а как только чувствует опасность, зависает вниз головой в вертикальном положении, так она маскируется под палку, защищая себя от хищников.
Сл 14 Рыбы-инструменты:
- Рыба – меч
15 - Акула-молот
16 - Рыба-лопата
17 - Рыба-гитара
18 - Рыба-шило
19 - Рыба-топор
20 - Рыба-пила
Сл 21 Рыба-шар
Хищные, агрессивные рыбы, в стрессовой ситуации способна увеличиваться в размерах
Сл 22 Рыба-камбала
Есть речная и морская. Её главные отличия - сильно сплющенное тело и расположенные на одной стороне глаза. Чаще всего они находятся на правой стороне. Её тело имеет двойную окраску: «глазная» сторона тёмно-коричневая, с желтовато-оранжевым пятном, «слепая» сторона- белая, с тёмными пятнами, к тому же шершавая, будто наждачная бумага. Такая «экипировка» защищает камбалу, которая не просто плавает, но и ползает по дну, по камням и гальке, подчас зарываясь в песок по самые глаза.
Сл 23 Рыба - прилипала
Длина этих рыб от 0,1 до 30 см, они обычно присасываются к крупным рыбам, китам, морским черепахам, днищам кораблей. Так она питается, это для неё средство передвижения, опытные владельцы аквариумов активно используют рыб - прилипал в качестве незаменимых помощников по уборке.
Сл 24 Морская звезда
Размер таких яркоокрашенных звёзд может быть от 12 до 25 см., морские звёзды малоподвижны и имеют от 5 до 50 лучей или «рук». Эти животные хищные.
3. Конкурс: «Загадки на морскую тему»
Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. Акула
Дом большой костяной
Носит над головой.
По земле ползёт едва,
В море плавает стрелой! Черепаха
Есть у нас один работник -
На все руки мастер-плотник.
Хоть в воде его пила –
Не ржавеет никогда! Рыба-пила
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. Морская звезда
Была объёмной, плоской стала,
Фигуру время поменяло,
И маскируется отлично!
Под стать морскому дну обычно. Камбала
Посмотрите! Под водой
Вырос целый сад.
Он накормит нас с тобой,
Попадет в салат. Морская капуста
4. Выполнение работ.
-Ребята, а сейчас мы с вами нарисуем наших разнообразных морских обетателей. Но рисовать будем необычной техникой.Акватипией.
-Ребята кто знает что ознаяает слово Аква? (Вода)
-У меня есть другое слово- «Типия», что в переводе с греческого означает «Отпечаток».
Соединяем эти два слова и получаем название новой технике в изобразительном искусстве.
Акватипия – полученный таким образом оттиск, отпечаток, напоминающий акварельную работу
Сл 25 Вот посмотрите несколько работ, выполненных в этой интересной технике.
– Вам нравятся?
– А в названии какой краски есть частица «Аква»
– Акварель
Краски это очень интересный материал. Краски как звуки бывают радостные и печальные.
Давайте еще раз посмотрим на работу в этой технике, каких цветов больше в этой работе?
– Синих, голубых, зеленоватых.
– К какой группе цветов они относятся?
– Холодные.
– А в этой?
– Красных, розовых, бардовых.
– Это какая группа?
– Теплые.
- Да, мы с вами вспомнили две группы цветов холодные и теплые.
- Вот и сегодня вы постараетесь в своих интересных работах внимательно подбирать цвета, больше теплых или больше холодных будет в вашей композиции, подумайте сами.
Дети выполняют работы.
5. Итог мероприятия.
Ведущий: Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?
ДЕТИ: - Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …
Ведущий: - Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. А закончить мне хочется словами Николая Сладкова из книги «Белые тигры»:
«Теперь все, кто побывал на океанском дне, не бросят камень в рыбу-камень, не отправятся на базар с рыбой-кузовком, не захотят кататься на морском коньке или сыграть на рыбе-флейте; не станут пришивать рыбу-пуговицу рыбой-иглой или забивать гвоздь рыбой-молотом.
Надеюсь, что рыбы станут привлекательными для нас не только в ухе. И сами мы не будем односторонними, как рыба камбала».
А сейчас, я предлагаю посмотреть видео «Загадочный подводный мир». Спасибо! До новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.