Конспект урока защиты проектов
Оценка 4.6

Конспект урока защиты проектов

Оценка 4.6
docx
24.03.2020
Конспект урока защиты проектов
урок защиты проектов.docx

Конспект урока-защиты проектов по теме «Математика в жизни человека»

 

Цель урока: показать важность математики в жизни каждого человека.

Задачи урока:

Образовательные: формирование  устойчивого интереса к математике:

Воспитательные: воспитание познавательной активности;

Развивающие: Развитие творческих способностей учащихся и логического мышления.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

                                                            Ход урока:

1.Вступительное слово учителя. Слайд «Математика в нашей жизни»

2.Выступление учащихся

2.1. Защита проектов.

3.Обсуждение проектов

4.Подведение итогов урока.

 

Вступительное слово учителя:

  Сегодня мы попробуем разобраться, какова роль математики в нашей жизни. Обучающиеся 8 класса  подготовили проекты, в которых показали, что математика и жизнь неразделимы.    

1 ведущий: Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок, даже который не изучал арифметику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.

Слайд 2 «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - так сказал М.В. Ломоносов

Слайд 3 «Без математики наша жизнь невозможна

 Ведущий 1.

Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего 
Математику знать.
И на свете нет профессий 
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!

Слово учителя. Слово предоставляется обучающимся 8класса. Ребята работали в группах. В каждой группе 2человека. Работали они 2 недели. Давайте оценим их труд.

1.Ведущий. Сегодня они будут убеждать нас о важности математики в нашей жизни.

 Математика и медицина.

Медицина не существовала бы без математики. Базовые математические знания необходимы каждому врачу. Доктору нужно знать и уметь применять на практике такие математические знания как: проценты, анализ статистических данных, графики, таблица умножения, пропорции, уметь работать с различными единицами измерения, осуществлять точные расчеты, производить расчеты по математическим формулам. Математика дает точность медицине, а без точности нельзя ждать благоприятный результат.

Взаимосвязь медицины и математики прослеживается на протяжении тысячелетий. Известно, что в Древнем Египте для каждого заболевания предписывались свои лекарственные средства и точная их дозировка. Древнеиндийский врач Сушрута выявил логическую связь между малярией и комарами, между чумой и крысами (логика, статистика).

В средние века арабский ученый Ал-Кинди вводит в медицину измерительные методы в своём труде DeGradibus.

В 11 веке Ибн ал-Хайсам закончил свою Книгу оптики, которая стала важным вкладом в офтальмологию и хирургию глаза (точные расчеты, математические формулы).

В 15 веке были созданы Очки с вогнутыми линзами для коррекции миопии ( точные расчеты, математические формулы).

Леонардо Да Винчи создает рисунок "Витрувианский человек". В 1806 году Филипп Боццини изобрёл первый эндоскоп (симметрия).

В 1842 году Кроуфорд Лонг выполняет первую хирургическую операцию с анестезией эфиром (пропорции, точные расчеты).

В 1895 году Вильгельм Рентген открывает медицинское применение рентгеновских лучей в медицинской диагностике (математическая система координат).

В 1929 году Ганс Бергер открыл электроэнцефалографию человека (графики).

В 1965 году Франк Пантридж устанавливает первый портативный дефибриллятор (точные расчеты).

В 1980 году Реймонд Дамадьян построил первый коммерческий магнитно-резонансный томограф (графики).

В 2001 году вживление автономного искусственного сердца (точные математические расчеты, В кардиологии математика помогает диагностировать патологии сердца. математическая система координат).

Даже общий анализ крови невозможно сделать без знаний математики.

Основываясь на наши поставленные задачи, мы доказали, что медицина не может существовать без математики. В настоящее время, согласно требованиям государственных стандартов и действующих программ обучения в медицинских учреждениях, основной задачей изучения дисциплины "Математика" является вооружение студентов математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения специальных дисциплин базового уровня, а в требованиях к профессиональной подготовленности специалиста заявлено умение решать профессиональные задачи с использованием будущие выпускники, которые планируют идти в медицинскую сферу деятельности, не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый будущий врач и медработник должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь, тематических методов. 

 

Ведущий 1.Будем дальше убеждаться, что математика и жизнь не разделимы.

 

Математика и  астрономия.

В астрономии постоянно работают с математикой, главным образом, с системой координат. Расположение звезд на небе, составление карт. Запуски спутников и космических кораблей, любые виды прогноза основываются на применении различных систем координат. C помощью системы координат астрономы определяют расстояние до звёзд, их местоположение на карте звёздного неба. Размеры галактики, скорость её вращения, траектории движения планет и их размер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что движение звезд и планет, расположение звезд в небе - все это подчинено математическим правилам и законам. В основу астрономии положен математический аппарат, следовательно, без математики, такой предмет как астрономия, может и смог бы существовать, однако он не был бы тем, что мы имеем сегодня.

Астрономия – это наука о Вселенной, которая изучает космические тела, их происхождение, а также строение и свойства, развитие и движение, образование из них целых космических систем. Космические тела – это звезды, метеориты, планеты и другие составляющие галактического пространства.

На протяжении тысячелетий шло постепенное накопление сведений о явлениях, которые происходили на небе. Оказалось, что периодическим изменениям в земной природе сопутствуют изменения вида звездного неба и видимого движения Солнца.

Например, деление окружности на 360°, имеет астрономическое происхождение: оно возникло тогда, когда считалось, что продолжительность года равна 360 суткам, а Солнце в своем движении вокруг Земли каждые сутки делает один шаг - градус.

Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в. до н. э. на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца в полдень.

Аристарх Самосский, который жил примерно с 310 по 230 год до нашей эры , самый интересный из всех древних астрономов, потому что он выдвинул гипотезу (полностью сходную с гипотезой Коперника), согласно которой все планеты, включая Землю, вращаются по кругам вокруг солнца и Земля совершает оборот вокруг своей оси в течении 24 часов. Древние астрономы, вычисляя размеры Земли, Луны и Солнца и расстояние до Луны и Солнца пользовались теоретически правильными методами, но им недоставало точных измерительных приборов. Многие результаты, достигнутые ими, были необычайно точны. Эратосфен определил диаметр Земли в 7850 миль, то есть с ошибкой примерно лишь в 50 миль. Птолемей рассчитал, что среднее расстояние до Луны в 29,5 раза больше диаметра Земли. Большой вклад в развитие астрономии и математики внесли: польский астроном Николай Коперник (1473-1530), итальянский философ Джордано Бруно (1548-16000, Галилео Галилей (1564-1642), Иоганн Кеплер (1571-1630), Исаак Ньютон (1643-1727), М.В. Ломоносов (1711-1765).

Проведя работу над проектом, мы получили подтверждение нашей гипотезы.

Математика, физика и астрономия – родные сестры, весьма почтенного возраста, но не стареющие, а молодеющие, живущие в дружбе и союзе. Плодом этого союза явились наши «Востоки», «Восходы», «Союзы», бороздящие безбрежное пространство, получившее с легкой руки Пифагора название «космос».

Прикладная математика, вступая во взаимодействие с астрономическими и геофизическими проблемами, находится в ситуации, сходной с положением Колумба, который, отправившись в плавание по Атлантике, стремился к открытиям, но не знал, что именно откроет.

Как напутствие будущим исследователям звучат слова известного английского ученого и писателя-фантаста Артура Кларка: “Все, что теоретически возможно, обязательно будет осуществлено на практике, как бы ни были велики технические трудности”

.Ведущий 1.Всем ли профессиям нужна математика? А, может она в спорте не нужна?

В этом нас будет убеждать следующая группа учащихся.

 

Математика и  легкая атлетика

 

         В данном виде спорта  используются арифметические расчеты при разбеге прыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планку отталкивания. Важным арифметическим попаданием является степень упругости шеста у прыгунов в высоту.

Математика и шахматы

         У математики и у шахмат много родственного. Выдающийся математик  Г. Харди, проводя параллель между этими видами человеческой деятельности, заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы – это как бы насвистывание математических мелодий.  Он говорил, что формы мышления математика и шахматиста похожи, и не случайно математики часто бывают способными шахматистами.

Шахматные фигуры, доска и сама игра часто используются для иллюстрации различных математических понятий и задач.

Математика и лыжи

         При планировании тренировок в лыжах, обязательно производится математический расчет использования различных видов тренировок. Как говорят математики ,их математически моделируют, чтобы правильно давать нагрузку спортсмену, так как в ходе тренировки учитываются: рост, вес, возраст, частота сердечных сокращений в минуту, показатели артериального давления, степень подготовленности спортсменов и многое другое. Только правильно спланированный и примененный тренировочный план не нанесет, вреда здоровью спортсмена и позволит им приобрести хорошую физическую форму, а значит добиться высоких спортивных результатов.

Математика и конькобежный спорт

Кто хочет стать хорошим конькобежцем, тот должен так же подружиться с математикой. Чтобы достигнуть высокой скорости и одержать в состязаниях победу, нужен точный расчет. – Ты должен думать не только о сопернике, с которым бежишь бок о бок по ледяной дорожке, но и о невидимом противнике – времени. Ты как бы соревнуешься со стрелкой секундомера. Чтобы одержать в состязании победу, необходимо произвести сложный расчет, составить график бега, заранее решить, за сколько секунд следует пройти круг, два круга, когда подойти к финишу.

Математика и волейбол

Профессиональный волейбол — это действительно математика. Малейшая ошибка в решении задачи приема или подачи мяча приводит к проигрышу. Игроки должны не только запоминать сложные комбинации, но и знать назубок свое местоположение на площадке. Оказался в нужном месте в нужное время — получишь плюс один, забыл место — минус один.

Ведущий 1 . Математика тесно связана с нашей жизнью. Она встречается , практически везде и поверьте, не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая.

Математика и строительство

Ещё в древности, людям, во время строительства часто приходилось прибегать к помощи математики. Помимо сверхсложных задач существуют и более простые вопросы, которые чаще встречаются в деятельности строителя практика. К таким задачам, имеющим строго прикладной характер можно отнести следующие варианты:

Строителю заказали покрасить помещение. Для этого ему нужна краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 кг).

Строителю необходимо рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. Те же вычисления он проводит с потолком и другими стенами и едет в магазин. S = ab  S = 3 * 4 = 12 Количество килограмм = 12 * 2 = 24

Определение площади нестандартной фигуры. С этой задачей сталкиваются в основном мастера отделочники, например, паркетчики. Большинство комнат в квартирах и домах современной планировки имеют сложную форму пола, основанную на сопряжении нескольких геометрических фигур: трапеции и окружности, прямоугольника и треугольника.Просчитать потребность в расходном материале для такой площади очень сложно. Однако, используя принцип деления сложной геометрической фигуры на несколько простых, можно быстро добиться нужных результатов. Для этого достаточно вычислить площадь простой геометрической фигуры, а затем добавить или отнять от нее площадь другой фигуры, которая исказила стандартные формы при сопряжении.Исходя из этих простых примеров применения всем известных законов для прикладных целей, можно с уверенностью утверждать, что именно математика является «царицей наук» . С помощью аксиом и формул этой области человеческих знаний можно решить любую теоретическую или практическую задачу.

Как видим, математика очень эффективно решает любые строительные задачи, связанные с разметкой и обмером. В общем, не зря все-таки говорят, что математика это царица наук. При грамотном применении решает почти любую задачу. . .

Математика и литература

 Исторические сведения

Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям.
Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Математики стран ислама уделяли большое внимание развитию численных методов решения уравнений. Они были необходимы для развития астрономии, которая основывалась не только на наблюдениях, но и на вычислениях с использованием тригонометрических таблиц.

Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый – энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия

Рене Декарт - французский философ, математик, физик и физиолог.

Вообще-то он и начал свою творческую жизнь с поэзии и много работал в этом жанре. Увековечил он себя в области математики и философии, а всё же его последней работой была пьеса в стихах.

Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.

Николай Иванович Лобачевский: “У каждого свой исходный поступки, на котором построена его геометрия жизни. Нужно только пристальнее приглядеться к человеку, определить этот исходный поступок и тогда всё станет ясно, все поступки окажутся логически обоснованными. Можно даже наперёд предсказать, как поступит тот или иной человек.” - говорил Николай Иванович. Но разве писал стихи великий русский геометр Лобачевский? Ректор Казанского университета, создатель новой геометрии- геометрии Лобачевского и вдруг в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”. Вот отрывок его:

Ты поражаешь ли поля опустошеньем?

 Ты похищаешь ли надежды поселян? Нет!

 На водах твоих всегда благословенье
Почиет благодарных стран,

Тобой, питаемых, тобой обогащенных!
Ты и земли безвредная краса,
И светлые в струях твоих невозмущенных,
Как в чистой совести, сияют небеса.
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
всегда, везде покорные ему.»

На вечерах Великопольского, давнишнего приятеля Пушкина, встретились два гения. Пушкин и Лобачевский. Может быть, после встречи с Николаем Ивановичем Пушкин сказал: “Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии”. 
Имя Михаила Васильевича Ломоносова всем, несомненно знакомо.

Гениальный русский ученый является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт. Научная деятельность Ломоносова была, весьма разносторонней и протекала в непрерывной борьбе за процветание самостоятельной русской науки, за развитие производительных сил России. А. С. Пушкин сказал о нем: “Ломоносов создал первый русский университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом”.

2. Присутствие математики в литературе

Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сказал:

“Человек - есть дробь.

Математики в литературных произведениях предостаточно. Если внимательно подумать, можно найти доказательство и этому, казалось бы, абсурдному, утверждению. Итак, где же искать эту математику?

1) В названии произведения: 

«Два капитана» — В.Каверин,

«Три мушкетера» — А.Дюма

«Десять негритят» — А.Кристи,

«Двенадцать стульев» — И. Ильф и Е. Петров

«Тысяча и одна ночь» — сборник арабских сказок,

2) В тексте произведения

Л.Н. Толстой «Азбука» (раздел «Арифметика» содержит математические задачи для второго класса)

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» (сложение векторов )

Гете «Фауст» (используются математические символы).

А.П. Чехов « Репетитор», «Урок арифметики» (шуточные задачи)

А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» «Скупой Рыцарь» (одна из немногих легенд, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды)

Жуль Верн «Таинственный остров» (подобие треугольников позволяет измерить высоту скалы)

Задача Л. Н. Толстого

Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика», откуда и взята эта задача.

«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

Да только воз и ныне там.

Сложение векторов движения лебедя и щуки выполним по правилу параллелограмма. Диагональ параллелограмма будет суммой двух векторов. Вектор движения рака будет направлен в противоположную сторону, значит, сумма этих векторов будет равна 0. Поэтому воз не двинется с места.

В романе Жюль Верна «Таинственный остров» герои измеряли высоту скалы.

Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены.

«Если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.

«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании  измерений инженер  составил  следующую запись:

15:500 = 10:х, 500×10 = 5000,

5000:15 = 333,3.

Ответ: высота  гранитной стены равнялась  

333 футам». 

Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры,

Две книги из одной библиотеки,

Две песни из единой фонотеки.

Такие  разные, как буква и число,

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Великой мысли дух и бесконечность!

Заключение

Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры.

Ведущий 1

Заключение . Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько сроднились с ней, что попросту не замечаем ее. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают его быстроту, учат абстрагироваться, концентрироваться и тренирует память.

Заключительное слово Учителя.  Все в этом мире меняется. То, что наши предшественники могли понять только к двадцати годам, люди сейчас понимают уже в 15 и ранее. Современный мир таков, что все молодеет. Профессорами и докторами наук, становятся раньше, раньше начинают работать и раньше начинают осознавать ценность образование. Эти тенденции не прошли и мимо математики.

В быстро меняющемся мире математики не теряет своей актуальности, она просто показывает нам свои все новые и новые аспекты, которые, безусловно, приходятся ко двору. Чем раньше Вы поймете, что без математики жить очень сложно и начнете относиться к ней в серьез, тем быстрее Ваша жизнь станет рациональнее и успешнее.

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича. Как правильно рассчитать, чтобы родилась девочка или мальчик? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.

                              Давайте с математикой дружить,

                              Красивой, стройною наукой наслаждаться!

                              Она нам очень помогает жить,

                              Расти, взрослеть и самоутверждаться!

                                                   (автор Серганова М. С.)

 

Список литературы

  1. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.-688 с.
  2. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.
  3. Гуманитариям о математике/Е.В. Шикин и др.; под ред. Е.В. Шикина. – «Агар»,1999. – 334с.
  4. Что такое математика? /В.И.Арнольд. — М.: МЦНМО, 2008.–– 104 с.
  5. Интернет ресурсы:
  • http://www.allmath.ru/bestbooks.htm
  • http://www.exponenta.ru - Exponenta - образовательный математический сайт
  • http://www.gordia.ru/gm.php - математика жизни.

 

 


 

Конспект урока-защиты проектов по теме «Математика в жизни человека»

Конспект урока-защиты проектов по теме «Математика в жизни человека»

Взаимосвязь медицины и математики прослеживается на протяжении тысячелетий

Взаимосвязь медицины и математики прослеживается на протяжении тысячелетий

Астрономия – это наука о Вселенной, которая изучает космические тела, их происхождение, а также строение и свойства, развитие и движение, образование из них целых космических…

Астрономия – это наука о Вселенной, которая изучает космические тела, их происхождение, а также строение и свойства, развитие и движение, образование из них целых космических…

Математика и легкая атлетика

Математика и легкая атлетика

Строителю необходимо рассчитать площадь стен и потолка

Строителю необходимо рассчитать площадь стен и потолка

Лобачевский? Ректор Казанского университета, создатель новой геометрии- геометрии

Лобачевский? Ректор Казанского университета, создатель новой геометрии- геометрии

Л.Н. Толстой «Азбука» (раздел «Арифметика» содержит математические задачи для второго класса)

Л.Н. Толстой «Азбука» (раздел «Арифметика» содержит математические задачи для второго класса)

Две песни из единой фонотеки.

Две песни из единой фонотеки.

Список литературы Энциклопедия для детей

Список литературы Энциклопедия для детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020