Конспект урока «Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока «Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс)

Оценка 4.7
docx
25.05.2021
Конспект урока «Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс)
1_kl_-_Zvuki_r_r_Bukva_r.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

Технологическая карта по обучению грамоте на тему:

«Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс)

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 36

Чуклинова Екатерина Алексеевна

Проверили:

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

___________________

Отметка «      » (___________________)

Соликамск, 2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема ур./ класс

«Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс)

УМК

«Школа России» (В.Г. Горецкий)

Цели деятельности педагога

Ознакомление обучающихся с новыми звуками [р] [р'] и обозначающей их буквой Р р; обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой; развитие навыков чтения от слогового с переходом на целые слова.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

   1. Распознавать в словах звуки [р] [р'] и обозначать его буквой,

   2. Читать слоги, слова и предложения с буквой Р р,

   3. Производить слого–звуковой анализ слов.

Метапредметные:

   1. Развитие фонематического слуха, устной речи.

   2. Проводить анализ учебного материала.

   3. Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

Личностные:

   1. Применять правила поведения на уроке.

   2. Проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

   3. Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Учебник В.Г. Горецкий «Русский язык. 1 класс – 1 часть», презентация, лента памяти, касса букв, наборное полотно

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Учебные универсальные действия

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

-Здравствуйте дети, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Проверьте, всё ли нужное лежит у вас на столах: азбука, касса букв, блокнот, пенал. Молодцы, присаживайтесь.

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Фронтальная.

Р. Соблюдают правила поведения на уроке;

К. Готовность слушать учителя;

Зрительный контакт с детьми

2. Сообщение темы и цели урока

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны все дружно закончить его недостающим словом.

Эта буква нам важна:

Слову «Родина» нужна,

«Речь Родная», «Русский» тоже

Без нее прожить не сможет.

Буква нужная, поверь!

Эта буква — ... (буква Р)

- Верно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми звуками [р] [р'] и обозначающей их буквой Р р; научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой; познакомимся с творчеством великого классика Александром Сергеевичем Пушкиным.

-Сегодня к нам в гости пришла невероятная особа, она имеет высокий статус в море, а ещё исполняет желания. Давайте посмотрим кто это (на слайде картинка золотой рыбки). Так кто же наша гостья?

-Верно, это Золотая рыбка. Она приплыла к нам и хочет познакомить нас с новой буквой. Она приготовила для вас интересные задания. Вы готовы?

 

 

 

 

 

 

 

Буква Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотая рыбка.

 

 

Да.

Фронтальная.

К. Учение слушать друг друга;

П. Определение самоцели на урок.

 

Правильные ответы на вопросы.

3.Краткое повторение ранее изученного.

 

- Но перед тем как узнать новую букву, давайте напомним рыбке те буквы, которые мы уже знаем.

Упражнения по ленте памяти:

Откройте кассу букв и возьмите наборное полотно.

1)      Вставьте на 1 ряд гласные звуки, которые мы уже знаем, а на 2 ряд согласные (отвечают по поднятой руке).

- Какие гласные звуки вы поставили на 1 ряд?

- А какие согласные звуки вы поставили на 2 ряд?

2) Теперь поставьте в начало 1 ряда гласные звуки, обозначающие твёрдость предшествующего согласного, а в конец мягкость (отвечают по поднятой руке)..

-Какие гласные звуки вы обозначили за твёрдость?

-А какие звуки за мягкость?

3) Теперь поставьте в начало 2 ряда согласные звуки, обозначающие звонкость, а в конец глухость (отвечают по поднятой руке).

- Какие согласные звуки вы обозначили звонкими?

- А какие согласные звуки мягкими?

- Молодцы, мы вспомнили гласные, обозначающие твёрдость и мягкость предшествующего согласного, и согласные, обозначающие звонкость и глухость.

Чтение слоговой таблицы:

- А теперь попробуем составить слоги их букв в нашем полотне. Например, ка (дети отвечают по поднятой руке).

-Молодцы, вы хорошо умеете составлять слоги.

Чтение из дидактического материала:

- А теперь посмотрите на слайд. Перед вами слова, но как видите, какая-то буква спряталась. Давайте попробуем угадать какая это буква и выполнив задание, вернём словам прежний вид.

На одной стоит ноге

На крыше дома буква ... (Т)

- Верно, это буква Т. Давайте вставим её в слова и прочитаем их (дети отвечают по поднятой руке, по очереди).

 

Ка_ок, с_ук, _ок, кус_ы, кис_и, аис_.

 

- Молодцы, мы помогли вспомнить Золотой рыбке известные нам буквы и теперь можем познакомиться с новой.

Выполняю задание на наборном полотне.

 

1) 1 ряд–[а],[о], [у], [и], [ы];

2 ряд–[л],[н],[к],[т], [с].

 

2) [а],[о],[у],[ы];

[и].

 

 

 

3)[л],[н] – всегда звонкие;

 [к],[т], [с] – всегда глухие.

 

 

 

 

 

 

Со, ти, ку, лы, на и др.

 

 

 

 

 

 

 

Т.

 

 

Каток, сучок, ток, кусты, кисти, аист.

Фронтальная.

 

 

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя; высказывать свою точку зрения; проявлять желание учиться;

П. Умеют понимать заданный вопрос, осуществляют поиск нужной информации.

Правильные ответы на поставленные  вопросы

4. Знакомство с новыми звуками.

4.1.Работа с предметными картинками.

4.2.Упражнения слушанья звука.

4.3.Артикуляция звука.

- Начнём знакомство со звуками. В этом нам помогут предметные картинки в учебнике на странице 65. Слушаем внимательно загадку и стараемся отгадать, о каком слове идёт речь.

Сто дощечек – грудь вперёд

Окружили огород.

Сто ещё таких же – рядом

Встали дружно перед садом.

-Что это?

-Верно – это забор.

1)Произнесите это слово по слогам, по хлопку.

2)Определите количество слогов. В слове забор 2 слога

 

3)Назовите каждый слог в слове забор по порядку.

 

 

4)Назовите ударный слог в слове забор. Позовём это слово. Ударный слог бор.

5)Назовите слоги слияния и звуки все слияния. Слоги слияния – за и бо. Звуки вне слияния - [р].

 

6) Назовите последний звук в данном слове. Последний звук в слове забор [р].

7)Какой он гласный или согласный? Звук [р] – согласный. Почему? Так как при произношении воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.

 

 

 

 

 

 

 

8)Какой это согласный звонкий или глухой? Звук [р] – звонкий. Почему? Так как при произношении слышится шум и голос.

 

 

 

9) Какой он твёрдый или мягкий? Звук [р] – твёрдый. Почему? Так как после согласного нет смягчающей гласной.

 

 

 

10) Теперь дадим полную характеристику звука.

Звук [р] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный [р'].

 

 

 

- Молодцы переходим к следующей картинке. Я прочитаю вам стихотворение, а вы должны его закончить.

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и ручку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я — приветливая… (дверь).

1)Произнесите это слово по слогам, по хлопку.

2)Определите количество слогов. В слове дверь 1 слог.

 

3)Назовите каждый слог в слове дверь по порядку.

 

4)Назовите ударный слог в слове дверь. Позовём это слово. Ударный слог дверь.

5)Назовите слоги слияния и звуки все слияния. Слог слияние – ве. Звуки вне слияния - [р'] и [д].

 

6) Назовите последний звук в данном слове. Последний звук в слове забор [р'].

7)Какой он гласный или согласный? Звук [р] – согласный. Почему? Так как при произношении воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.

 

 

 

 

 

 

 

8)Какой это согласный звонкий или глухой? Звук [р'] – звонкий. Почему? Так как при произношении слышится шум и голос.

 

 

 

9) Какой он твёрдый или мягкий? Звук [р'] – мягкий. Почему? Так как после согласного присутствует смягчающий знак.

 

 

 

10) Теперь дадим полную характеристику звука.

Звук [р'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный [р].

 

-Молодцы, Золотой рыбке очень понравилось, как вы поработали со словами. А сможете ли вы услышать звуки [р] [р'] на слух. Сейчас я буду называть вам слова, а вы говорить, где в слове стоят эти звуки – в начале, в конце или в середине. Вы готовы? Тогда начинаем.

   

 

Дружба (в нач.), дорога (в сер.), рожь (в нач.), мир (в кон.), добро (в кон.), рыбка (в нач.).

 

 

 

- Молодцы. Вы такие внимательные и так хорошо слышите звуки [р] [р']. Давайте все дружно встанем и выполним физминутку. Повторяйте за мной.

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Забор.

 

За – бор.

  В слове забор 2 слога.

  В слове забор 1 слог – за, 2 слог – бор.

  Забо'р – ударный слог бор.

  Слоги слияния за и бо, а звук вне слияния [р].

  Последний звук в слове забор [р].

  Звук [р] – согласный. Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.

  Звук [р] – звонкий, так как при произношении слышится шум и голос.

  Звук [р] – твёрдый,

так как после согласного нет смягчающей гласной.

  Звук [р] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный [р'].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дверь.

Дверь.

  В слове дверь 1 слог.

  1 слог в слове    дверь – дверь.

  Две'рь – ударный слог дверь.

  Слог слияние – ве, а звуки вне слияния - [р'] и [д].

  Последний звук в слове дверь - [р'].

  Звук [р'] – согласный. Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.

 

Звук [р'] – звонкий, так как при произношении слышится шум и голос.

  Звук [р'] – мягкий,

так как после согласного присутствует смягчающий знак.

Звук [р'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный [р].

 

 

 

 

Да.

 Дружба - в начале, дорога - в середине, рожь - в начале, мир - в конце, добро - в конце, рыбка - в начале.

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

Фронтальная.

Индивидуальная.

 

К. Умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников.

Л. Имеют познавательный интерес к знаниям.

Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Л. Имеют желание работать;

Правильные ответы на поставленные вопросы.

Двигательные упражнения.

5. Знакомство с буквой.

 

 

- А как мы обозначаем звуки? Верно, Звуки мы обозначаем буквами. Пришло время рыбке познакомить нас с буквой Р.

Алфавитное название буквы:

- Посмотрите в верхний правый угол. Звуки [р] и [р'] обозначаются буквой (эр) Р. На что похожа данная буква? Она похожа на парус корабля, топор, на очки монокль (картинки на слайде).

Нахождение её в кассе букв:

- Давайте попробуем найти букву Р в нашей кассе букв. Кто является соседями нашей буковки?

- А теперь внимательно посмотрим на ленту памяти. С кем стоит буква Р с гласными или согласными? Верно, она стоит с согласными. А на каком ряду стоит? На верхнем ряду – это значит что она всегда звонкая.

 

-Мы с вами большие молодцы, познакомились и со звуками, и буквой.

Буквами.

 

 

 

Трость, флажок, топор.

 

Буква р стоит между буквами п и с.

Буква р стоит с согласными; стоит на верхнем ряду со звонкими согласными.

Фронтальная.

 

 

 

Индивидуальная.

 

Правильные ответы на поставленные вопросы.

6.Чтение слогов.

- Но нам ведь надо научиться читать слоги с буквой р. Рыбка подготовила для нас 5 слогов на странице учебника под предметными картинками. Все нашли? Ставим пальчик на первый слог и читаем жужжащим чтением (ра, ро, ры, ру, ри).

-Молодцы, а теперь читаем вслух. Первый слог читает первый ряд.

- Второй слог читает второй ряд.

- Третий слог читает третий ряд.

- Четвёртый слог читают девочки.

- Пятый слог читают мальчики.

Теперь усложним задачу. Прочитаем слоги вразброс.

-Второй слог с конца прочитает …(имя).

-Второй слог сначала прочитает…

-Первый слог с конца прочитает …

-Слог посередине прочитает…

-Первый слог сначала прочитает …

-Вы большие молодцы, мы справились со всеми слогами, которые приготовила рыбка, и научились читать слоги с буквой р.

 

Читают жужжащим чтением.

 

 

Ра

Ро

Ры

Ру

Ри

 

Ру

Ро

Ри

Ры

Ра

Фронтальная.

 

 

 

 

Индивидуальная.

П. научиться читать слоги с изученными буквами.

П. Умение ориентироваться на страницах учебника.

Правильные ответы на вопросы.

7.Чтение слов столбиком с пометами.

 

- Слоги мы читать научились, теперь можно научиться и слова читать с новой буквой.

- Ставим пальчик на первое слово. Читаем все слова по порядку жужжащим чтением (рана, ранка, тронул, уколол).

- Первое слово по слогам прочитает …(имя).

- А теперь целым словом прочитает …

- Второе слово в первом столбике по слогам прочитает …

- Теперь целым словом прочитает его …

- Ребята, а как вы думаете, чем похожи, а чем различаются данные слова? Верно, Данные слова обозначают различные повреждения на коже, но ранка менее опасна, чем рана.

 

 

 

- Первое слово во втором столбике по слогам прочитает…

- Это же слово целым словом прочитает …

- Второе слово в этом столбике по слогам прочитает …

-Это же слово целым словом прочитает …

- А чем же схожи и чем отличаются эти два слова? Верно, они похожи тем, что приносят разные ощущения. Например, если я притронусь к (имя), то ему не будет больно, но если уколю чем-то, даже пальцем, то ему может стать больно и неприятно.

 

 

-Смотрите, как быстро мы справляемся с заданиями Золотой рыбки.

 

 

Читают слова жужжащим чтением.

Ра-на

Рана

Ран-ка

Ранка

Эти слова похожи тем, что обозначают ссадину, порез. А различаются тем, что ранка меньше, чем рана.

Тро-нул

Тронул

У –ко –лол

Уколол

- Они оба обозначают действие; оба обозначают прикосновение; но уколоть намного больнее, чем тронуть.

Фронтальная.

 

 

 

Индивидуальная.

П. Объяснять значение слова.

П. осуществлять поиск нужной информации.

Правильные ответы на проставленные вопросы.

8.Работа с текстом

 

- Но кроме слогов и слов, она приготовила для нас небольшой текст, который мы сейчас прочитаем. Берём простой карандаш, и читаем жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками. Начинаем с названия.

- А теперь читаем текст вслух по одному предложению. Начинает читать … (имя).

- Хорошо. Что растёт у Иры?

 

- Что сделала Ира?

- Что случилось, когда она притронулась к кактусу?

- Что появилось у Иры?

-Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем, но уже с выражение. Читаем по одному предложению (учитель выбирает учеников).

- Ну, вот мы и научились читать слоги, слова и даже предложения с новой буквой. Золотая рыбка очень довольна.

 

Читают жужжащим чтением.

Иры, растут, тронула, руку, рана.

 

 

У Иры растут кактусы.

Ира тронула кактус.

Ира уколола руку.

У Иры рана.

 

Итоговое чтение с выражением.

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная.

П. Уметь работать с текстом.

П. Уметь извлекать информацию, представленную в различных формах.

 

Рабочий шум во время работы с текстом.

Правильные ответы на поставленные вопросы.

9.Развитие речи.

- Теперь она хочет познакомиться поближе.

- Золотая рыбка – это героиня из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Александр Сергеевич является великим классиком во всем мире. Он написал много детских сказок, таких как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о медведихе» и другие (слайд с портретом А. С. Пушкина и обложками его книг).

- Давайте просмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (видеофрагмент).

- Заинтересовало вас это видео. Думаю, многим стало интересно, что же будет дальше с главными героями. Я всем советую прочитать данную сказку. Она очень интересная и поучающая.

-Прочитаем отрывок из данной сказки на странице 64. Берём простой карандаш, и читаем жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками.

 

 

- А теперь читаем текст вслух по одному предложению.  Начинает читать … (имя).

-Молодцы. С кем жил старик?

 

- Рядом с чем они жили?

 

- Где они жили?

 

- Сколько они жили вместе?

 

- Чем занимался старик?

 

- Чем занималась старуха?

 

- А теперь прочитаем текст выразительно, по одному предложению. Начинает читать … (имя)

- Молодцы. А может кто-то уже читал данную сказку? Расскажи, что случилось с главными героями дальше (учитель выбирает ученика, который читал сказку).

-Мы с вами выполнили все задания Золотой рыбки. Она приготовила для нас интересное мини – путешествие по городам.

Мы попадаем в первый город – Растов – на – Дону. Этот город признан самым большим на юге России. Он имеет выход к 5 морям - Каспийскому, Азовскому, Белому, Черному, и Балтийскому. Он расположен сразу в двух частях света – южный берег Дона считается Азией, а северный Европой.

Дальше мы попадаем в город Рязань. В этом городе много древнейших монастырей в России, такие как Иоанно-Богословский мужской монастырь,

Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Так же наши хороший сосед город Родники, который находится в близь города Березники.  Пусть город и маленький, но красивый и имеет свою вековую историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают жужжащим чтением.

Старик, старухой, моря, ровно, тридцать, три, рыбу, пряла, пряжу.

Читают вслух.

 

  Жил старик со своею старухой.

  У самого синего моря.

  Они жили в ветхой землянке.

  Ровно тридцать лет и три года.

  Старик ловил неводом рыбу.

  Старуха пряла свою пряжу.

Читают с выражением.

Ответы детей.

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная.

П. Уметь работать с текстом.

К. Уметь выражать свою мысль с помощью устной речи.

Рабочий шум во время работы с текстом.

Правильные ответы на поставленные вопросы.

10.Итог. Рефлексия.

- Ну, вот наш урок подошёл к концу. Мы с вами большие молодцы, выполнили все задания, которые приготовила наша гостья Золотая рыбка.

- Давайте вспомним, с чем мы знакомились на сегодняшнем уроке?

 

 

- С каким автором мы сегодня познакомились?

 

 

-Вы хорошо потрудились, получили новые знания и получили нового друга. Надеюсь, вы и дальше будете так плодотворно учиться.

-Давайте, поздравим друг друга, потерев ладошками.

-Если вы считаете, что у вас всё получилось сегодня на уроке, то положите ладошки на голову.

- Если хорошо справились или были какие-то затруднения, то положите руки к себе на плечи.

-Спасибо за урок.

 

 

 

Познакомимся с новыми звуками [р] [р'] и обозначающей их буквой Р р.

Александром Сергеевичем Пушкиным

Фронтальная.

Р. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников; Р. Обсуждают и выстраивают свое мнение, суждение; П. Делают выводы;

Развернутые ответы на вопросы.

 

 

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема ур

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема ур

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Какие гласные звуки вы поставили на 1 ряд? -

Какие гласные звуки вы поставили на 1 ряд? -

Начнём знакомство со звуками. В этом нам помогут предметные картинки в учебнике на странице 65

Начнём знакомство со звуками. В этом нам помогут предметные картинки в учебнике на странице 65

У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама,

У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама,

Молодцы, Золотой рыбке очень понравилось, как вы поработали со словами

Молодцы, Золотой рыбке очень понравилось, как вы поработали со словами

Молодцы, а теперь читаем вслух

Молодцы, а теперь читаем вслух

Читают слова жужжащим чтением

Читают слова жужжащим чтением

Начинает читать … (имя). -Молодцы

Начинает читать … (имя). -Молодцы

Итог. Рефлексия. - Ну, вот наш урок подошёл к концу

Итог. Рефлексия. - Ну, вот наш урок подошёл к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021