ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по обучению грамоте на тему:
«Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс)
Выполнила:
студентка группы Ш – 36
Чуклинова Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур./ класс |
«Звуки [р] [р']. Буква Р р. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».»(1 класс) |
УМК |
«Школа России» (В.Г. Горецкий) |
Цели деятельности педагога |
Ознакомление обучающихся с новыми звуками [р] [р'] и обозначающей их буквой Р р; обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой; развитие навыков чтения от слогового с переходом на целые слова. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: 1. Распознавать в словах звуки [р] [р'] и обозначать его буквой, 2. Читать слоги, слова и предложения с буквой Р р, 3. Производить слого–звуковой анализ слов. Метапредметные: 1. Развитие фонематического слуха, устной речи. 2. Проводить анализ учебного материала. 3. Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса Личностные: 1. Применять правила поведения на уроке. 2. Проявлять познавательный интерес к учебному материалу. 3. Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование |
Учебник В.Г. Горецкий «Русский язык. 1 класс – 1 часть», презентация, лента памяти, касса букв, наборное полотно |
Организационная структура урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации взаимодействия |
Учебные универсальные действия |
Промежуточный контроль |
1.Организационный момент |
-Здравствуйте дети, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Проверьте, всё ли нужное лежит у вас на столах: азбука, касса букв, блокнот, пенал. Молодцы, присаживайтесь. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! |
Приветствуют учителя. Слушают учителя. |
Фронтальная. |
Р. Соблюдают правила поведения на уроке; К. Готовность слушать учителя; |
Зрительный контакт с детьми |
2. Сообщение темы и цели урока |
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны все дружно закончить его недостающим словом. Эта буква нам важна: Слову «Родина» нужна, «Речь Родная», «Русский» тоже Без нее прожить не сможет. Буква нужная, поверь! Эта буква — ... (буква Р) - Верно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми звуками [р] [р'] и обозначающей их буквой Р р; научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой; познакомимся с творчеством великого классика Александром Сергеевичем Пушкиным. -Сегодня к нам в гости пришла невероятная особа, она имеет высокий статус в море, а ещё исполняет желания. Давайте посмотрим кто это (на слайде картинка золотой рыбки). Так кто же наша гостья? -Верно, это Золотая рыбка. Она приплыла к нам и хочет познакомить нас с новой буквой. Она приготовила для вас интересные задания. Вы готовы? |
Буква Р.
Золотая рыбка.
Да. |
Фронтальная. |
К. Учение слушать друг друга; П. Определение самоцели на урок.
|
Правильные ответы на вопросы. |
3.Краткое повторение ранее изученного.
|
- Но перед тем как узнать новую букву, давайте напомним рыбке те буквы, которые мы уже знаем. Упражнения по ленте памяти: Откройте кассу букв и возьмите наборное полотно. 1) Вставьте на 1 ряд гласные звуки, которые мы уже знаем, а на 2 ряд согласные (отвечают по поднятой руке). - Какие гласные звуки вы поставили на 1 ряд? - А какие согласные звуки вы поставили на 2 ряд? 2) Теперь поставьте в начало 1 ряда гласные звуки, обозначающие твёрдость предшествующего согласного, а в конец мягкость (отвечают по поднятой руке).. -Какие гласные звуки вы обозначили за твёрдость? -А какие звуки за мягкость? 3) Теперь поставьте в начало 2 ряда согласные звуки, обозначающие звонкость, а в конец глухость (отвечают по поднятой руке). - Какие согласные звуки вы обозначили звонкими? - А какие согласные звуки мягкими? - Молодцы, мы вспомнили гласные, обозначающие твёрдость и мягкость предшествующего согласного, и согласные, обозначающие звонкость и глухость. Чтение слоговой таблицы: - А теперь попробуем составить слоги их букв в нашем полотне. Например, ка (дети отвечают по поднятой руке). -Молодцы, вы хорошо умеете составлять слоги. Чтение из дидактического материала: - А теперь посмотрите на слайд. Перед вами слова, но как видите, какая-то буква спряталась. Давайте попробуем угадать какая это буква и выполнив задание, вернём словам прежний вид. На одной стоит ноге На крыше дома буква ... (Т) - Верно, это буква Т. Давайте вставим её в слова и прочитаем их (дети отвечают по поднятой руке, по очереди).
Ка_ок, с_ук, _ок, кус_ы, кис_и, аис_.
- Молодцы, мы помогли вспомнить Золотой рыбке известные нам буквы и теперь можем познакомиться с новой. |
Выполняю задание на наборном полотне.
1) 1 ряд–[а],[о], [у], [и], [ы]; 2 ряд–[л],[н],[к],[т], [с].
2) [а],[о],[у],[ы]; [и].
3)[л],[н] – всегда звонкие; [к],[т], [с] – всегда глухие.
Со, ти, ку, лы, на и др.
Т.
Каток, сучок, ток, кусты, кисти, аист. |
Фронтальная.
Индивидуальная.
|
К. Слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя; высказывать свою точку зрения; проявлять желание учиться; П. Умеют понимать заданный вопрос, осуществляют поиск нужной информации. |
Правильные ответы на поставленные вопросы |
4. Знакомство с новыми звуками. 4.1.Работа с предметными картинками. 4.2.Упражнения слушанья звука. 4.3.Артикуляция звука. |
- Начнём знакомство со звуками. В этом нам помогут предметные картинки в учебнике на странице 65. Слушаем внимательно загадку и стараемся отгадать, о каком слове идёт речь. Сто дощечек – грудь вперёд Окружили огород. Сто ещё таких же – рядом Встали дружно перед садом. -Что это? -Верно – это забор. 1)Произнесите это слово по слогам, по хлопку. 2)Определите количество слогов. В слове забор 2 слога
3)Назовите каждый слог в слове забор по порядку.
4)Назовите ударный слог в слове забор. Позовём это слово. Ударный слог бор. 5)Назовите слоги слияния и звуки все слияния. Слоги слияния – за и бо. Звуки вне слияния - [р].
6) Назовите последний звук в данном слове. Последний звук в слове забор [р]. 7)Какой он гласный или согласный? Звук [р] – согласный. Почему? Так как при произношении воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.
8)Какой это согласный звонкий или глухой? Звук [р] – звонкий. Почему? Так как при произношении слышится шум и голос.
9) Какой он твёрдый или мягкий? Звук [р] – твёрдый. Почему? Так как после согласного нет смягчающей гласной.
10) Теперь дадим полную характеристику звука. Звук [р] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный [р'].
- Молодцы переходим к следующей картинке. Я прочитаю вам стихотворение, а вы должны его закончить. У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдет, Тот и ручку мне пожмет. Людям рада я, поверь, Я — приветливая… (дверь). 1)Произнесите это слово по слогам, по хлопку. 2)Определите количество слогов. В слове дверь 1 слог.
3)Назовите каждый слог в слове дверь по порядку.
4)Назовите ударный слог в слове дверь. Позовём это слово. Ударный слог дверь. 5)Назовите слоги слияния и звуки все слияния. Слог слияние – ве. Звуки вне слияния - [р'] и [д].
6) Назовите последний звук в данном слове. Последний звук в слове забор [р']. 7)Какой он гласный или согласный? Звук [р] – согласный. Почему? Так как при произношении воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.
8)Какой это согласный звонкий или глухой? Звук [р'] – звонкий. Почему? Так как при произношении слышится шум и голос.
9) Какой он твёрдый или мягкий? Звук [р'] – мягкий. Почему? Так как после согласного присутствует смягчающий знак.
10) Теперь дадим полную характеристику звука. Звук [р'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный [р].
-Молодцы, Золотой рыбке очень понравилось, как вы поработали со словами. А сможете ли вы услышать звуки [р] [р'] на слух. Сейчас я буду называть вам слова, а вы говорить, где в слове стоят эти звуки – в начале, в конце или в середине. Вы готовы? Тогда начинаем.
Дружба (в нач.), дорога (в сер.), рожь (в нач.), мир (в кон.), добро (в кон.), рыбка (в нач.).
- Молодцы. Вы такие внимательные и так хорошо слышите звуки [р] [р']. Давайте все дружно встанем и выполним физминутку. Повторяйте за мной. Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) |
Забор.
За – бор. В слове забор 2 слога. В слове забор 1 слог – за, 2 слог – бор. Забо'р – ударный слог бор. Слоги слияния за и бо, а звук вне слияния [р]. Последний звук в слове забор [р]. Звук [р] – согласный. Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба. Звук [р] – звонкий, так как при произношении слышится шум и голос. Звук [р] – твёрдый, так как после согласного нет смягчающей гласной. Звук [р] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный [р'].
Дверь. Дверь. В слове дверь 1 слог. 1 слог в слове дверь – дверь. Две'рь – ударный слог дверь. Слог слияние – ве, а звуки вне слияния - [р'] и [д]. Последний звук в слове дверь - [р']. Звук [р'] – согласный. Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздух встречает преграды в виде зубов, языка, верхнего и нижнего нёба.
Звук [р'] – звонкий, так как при произношении слышится шум и голос. Звук [р'] – мягкий, так как после согласного присутствует смягчающий знак. Звук [р'] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный [р].
Да. Дружба - в начале, дорога - в середине, рожь - в начале, мир - в конце, добро - в конце, рыбка - в начале.
Выполняют физминутку.
|
Фронтальная. Индивидуальная.
|
К. Умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников. Л. Имеют познавательный интерес к знаниям. Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. Л. Имеют желание работать; |
Правильные ответы на поставленные вопросы. Двигательные упражнения. |
5. Знакомство с буквой.
|
- А как мы обозначаем звуки? Верно, Звуки мы обозначаем буквами. Пришло время рыбке познакомить нас с буквой Р. Алфавитное название буквы: - Посмотрите в верхний правый угол. Звуки [р] и [р'] обозначаются буквой (эр) Р. На что похожа данная буква? Она похожа на парус корабля, топор, на очки монокль (картинки на слайде). Нахождение её в кассе букв: - Давайте попробуем найти букву Р в нашей кассе букв. Кто является соседями нашей буковки? - А теперь внимательно посмотрим на ленту памяти. С кем стоит буква Р с гласными или согласными? Верно, она стоит с согласными. А на каком ряду стоит? На верхнем ряду – это значит что она всегда звонкая.
-Мы с вами большие молодцы, познакомились и со звуками, и буквой. |
Буквами.
Трость, флажок, топор.
Буква р стоит между буквами п и с. Буква р стоит с согласными; стоит на верхнем ряду со звонкими согласными. |
Фронтальная.
Индивидуальная. |
|
Правильные ответы на поставленные вопросы. |
6.Чтение слогов. |
- Но нам ведь надо научиться читать слоги с буквой р. Рыбка подготовила для нас 5 слогов на странице учебника под предметными картинками. Все нашли? Ставим пальчик на первый слог и читаем жужжащим чтением (ра, ро, ры, ру, ри). -Молодцы, а теперь читаем вслух. Первый слог читает первый ряд. - Второй слог читает второй ряд. - Третий слог читает третий ряд. - Четвёртый слог читают девочки. - Пятый слог читают мальчики. Теперь усложним задачу. Прочитаем слоги вразброс. -Второй слог с конца прочитает …(имя). -Второй слог сначала прочитает… -Первый слог с конца прочитает … -Слог посередине прочитает… -Первый слог сначала прочитает … -Вы большие молодцы, мы справились со всеми слогами, которые приготовила рыбка, и научились читать слоги с буквой р. |
Читают жужжащим чтением.
Ра Ро Ры Ру Ри
Ру Ро Ри Ры Ра |
Фронтальная.
Индивидуальная. |
П. научиться читать слоги с изученными буквами. П. Умение ориентироваться на страницах учебника. |
Правильные ответы на вопросы. |
7.Чтение слов столбиком с пометами.
|
- Слоги мы читать научились, теперь можно научиться и слова читать с новой буквой. - Ставим пальчик на первое слово. Читаем все слова по порядку жужжащим чтением (рана, ранка, тронул, уколол). - Первое слово по слогам прочитает …(имя). - А теперь целым словом прочитает … - Второе слово в первом столбике по слогам прочитает … - Теперь целым словом прочитает его … - Ребята, а как вы думаете, чем похожи, а чем различаются данные слова? Верно, Данные слова обозначают различные повреждения на коже, но ранка менее опасна, чем рана.
- Первое слово во втором столбике по слогам прочитает… - Это же слово целым словом прочитает … - Второе слово в этом столбике по слогам прочитает … -Это же слово целым словом прочитает … - А чем же схожи и чем отличаются эти два слова? Верно, они похожи тем, что приносят разные ощущения. Например, если я притронусь к (имя), то ему не будет больно, но если уколю чем-то, даже пальцем, то ему может стать больно и неприятно.
-Смотрите, как быстро мы справляемся с заданиями Золотой рыбки. |
Читают слова жужжащим чтением. Ра-на Рана Ран-ка Ранка Эти слова похожи тем, что обозначают ссадину, порез. А различаются тем, что ранка меньше, чем рана. Тро-нул Тронул У –ко –лол Уколол - Они оба обозначают действие; оба обозначают прикосновение; но уколоть намного больнее, чем тронуть. |
Фронтальная.
Индивидуальная. |
П. Объяснять значение слова. П. осуществлять поиск нужной информации. |
Правильные ответы на проставленные вопросы. |
8.Работа с текстом
|
- Но кроме слогов и слов, она приготовила для нас небольшой текст, который мы сейчас прочитаем. Берём простой карандаш, и читаем жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками. Начинаем с названия. - А теперь читаем текст вслух по одному предложению. Начинает читать … (имя). - Хорошо. Что растёт у Иры?
- Что сделала Ира? - Что случилось, когда она притронулась к кактусу? - Что появилось у Иры? -Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем, но уже с выражение. Читаем по одному предложению (учитель выбирает учеников). - Ну, вот мы и научились читать слоги, слова и даже предложения с новой буквой. Золотая рыбка очень довольна. |
Читают жужжащим чтением. Иры, растут, тронула, руку, рана.
У Иры растут кактусы. Ира тронула кактус. Ира уколола руку. У Иры рана.
Итоговое чтение с выражением. |
Фронтальная.
Индивидуальная. |
П. Уметь работать с текстом. П. Уметь извлекать информацию, представленную в различных формах.
|
Рабочий шум во время работы с текстом. Правильные ответы на поставленные вопросы. |
9.Развитие речи. |
- Теперь она хочет познакомиться поближе. - Золотая рыбка – это героиня из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Александр Сергеевич является великим классиком во всем мире. Он написал много детских сказок, таких как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о медведихе» и другие (слайд с портретом А. С. Пушкина и обложками его книг). - Давайте просмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (видеофрагмент). - Заинтересовало вас это видео. Думаю, многим стало интересно, что же будет дальше с главными героями. Я всем советую прочитать данную сказку. Она очень интересная и поучающая. -Прочитаем отрывок из данной сказки на странице 64. Берём простой карандаш, и читаем жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками.
- А теперь читаем текст вслух по одному предложению. Начинает читать … (имя). -Молодцы. С кем жил старик?
- Рядом с чем они жили?
- Где они жили?
- Сколько они жили вместе?
- Чем занимался старик?
- Чем занималась старуха?
- А теперь прочитаем текст выразительно, по одному предложению. Начинает читать … (имя) - Молодцы. А может кто-то уже читал данную сказку? Расскажи, что случилось с главными героями дальше (учитель выбирает ученика, который читал сказку). -Мы с вами выполнили все задания Золотой рыбки. Она приготовила для нас интересное мини – путешествие по городам. Мы попадаем в первый город – Растов – на – Дону. Этот город признан самым большим на юге России. Он имеет выход к 5 морям - Каспийскому, Азовскому, Белому, Черному, и Балтийскому. Он расположен сразу в двух частях света – южный берег Дона считается Азией, а северный Европой. Дальше мы попадаем в город Рязань. В этом городе много древнейших монастырей в России, такие как Иоанно-Богословский мужской монастырь, Свято-Успенский Вышенский монастырь. Так же наши хороший сосед город Родники, который находится в близь города Березники. Пусть город и маленький, но красивый и имеет свою вековую историю. |
Читают жужжащим чтением. Старик, старухой, моря, ровно, тридцать, три, рыбу, пряла, пряжу. Читают вслух.
Жил старик со своею старухой. У самого синего моря. Они жили в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу. Читают с выражением. Ответы детей. |
Фронтальная.
Индивидуальная. |
П. Уметь работать с текстом. К. Уметь выражать свою мысль с помощью устной речи. |
Рабочий шум во время работы с текстом. Правильные ответы на поставленные вопросы. |
10.Итог. Рефлексия. |
- Ну, вот наш урок подошёл к концу. Мы с вами большие молодцы, выполнили все задания, которые приготовила наша гостья Золотая рыбка. - Давайте вспомним, с чем мы знакомились на сегодняшнем уроке?
- С каким автором мы сегодня познакомились?
-Вы хорошо потрудились, получили новые знания и получили нового друга. Надеюсь, вы и дальше будете так плодотворно учиться. -Давайте, поздравим друг друга, потерев ладошками. -Если вы считаете, что у вас всё получилось сегодня на уроке, то положите ладошки на голову. - Если хорошо справились или были какие-то затруднения, то положите руки к себе на плечи. -Спасибо за урок. |
Познакомимся с новыми звуками [р] [р'] и обозначающей их буквой Р р. Александром Сергеевичем Пушкиным |
Фронтальная. |
Р. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников; Р. Обсуждают и выстраивают свое мнение, суждение; П. Делают выводы; |
Развернутые ответы на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.