Конспект внеклассного мероприятия для 4 класса по теме "Добро и зло".
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Конспект внеклассного мероприятия для 4 класса по теме "Добро и зло".

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
4 кл
05.02.2020
Конспект внеклассного мероприятия для 4 класса по теме "Добро и зло".
Очень интересный, развивающий материал.
Конспект внеклассного занятия для 4 класса по теме Добро и зло.doc

 

МБОУ «Кармановская средняя школа».

Смоленская область. Гагаринский район.

 

Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»

 

 

 

ДОБРО И ЗЛО
4 класс  

     

 

                                                                    Федулова Марина Викторовна

                                                                                учитель начальных классов,

                                                                                  высшей категории.

 

 

 

 

 

·Что является источником сказок Пушкина А.С.?

 

·Какие произведения А.С. Пушкина вам знакомы?

 

 

 

 

·Когда родилась сказка?

·Почему люди любят сказки?

 

 

·Учитель начальных классов – Ефимищева Надежда Петровна

·Учитель русского языка и литературы – Севастьянова Елена Александровна

Пояснительная записка

 

Название модуля

 

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

 

Класс

4

 

Тема урока

 

«Добро и зло»

Форма урока: урок-путешествие

 

 

Количество часов

 

1

 

 

Цели и задачи урока

 

Цель: формирование  представления о добре и зле.

Задачи: формировать  у учащихся  мотивацию к осознанному нравственному поведению; развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес к предмету; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

 

 

Методы обучения

 

Ø Интерактивный.

Ø Творческий. 

Ø Проблемно-поисковый.

Ø Учебная дискуссия.

Ø Словесные, наглядные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

Ø Методы эмоционального стимулирования.

 

Технологии

 

ð Развивающее обучение. 

ð Проблемное обучение.

ð Коммуникативные технологии (проектная технология).

ð Информационно-коммуникационные технологии.

ð Здоровьесберегающие технологии.

ð Гуманно-личностная технология 

Ш.А. Амонашвили.

ð Технология игрового обучения.

 

Формы организации деятельности учащихся

 

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

 

Необходимое оборудование

 

ТСО: компьютер, проекционное оборудование.

Зрительный ряд:

1.     Презентация с иллюстрациями, текстовым материалом, видеоклипами;

2.     «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений.- М.:Просвещение, 2012;

3.     Выставка книг;

4.     Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;

5.     Раздаточный материал.

 

 

Ожидаемые образовательные результаты

Личностные: формирование ценностного и творческого отношения к учебному труду, уважительного отношения к мнению товарищей;

 регулятивные: участие в постановке учебной задачи, проявление познавательной  инициативы в учебном сотрудничестве, умение формулировать выводы;

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и для реализации проектной деятельности;

Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

·Учитель начальных классов – Ефимищева Надежда Петровна

·Учитель русского языка и литературы – Севастьянова Елена Александровна

Тема урока: «Добро и зло»

Урок-путешествие

Цель: формирование  представления о добре и зле.

Задачи: формировать  у учащихся  мотивацию к осознанному нравственному поведению; развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес к предмету; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Планируемые результаты:

личностные (формирование ценностного и творческого отношения к учебному труду, уважительного отношения к мнению товарищей);     регулятивные (участие в постановке учебной задачи, проявление познавательной  инициативы в учебном сотрудничестве, умение формулировать выводы);

познавательные (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий);

коммуникативные (умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и для реализации проектной деятельности);

предметные (понимание значения нравственности в жизни человека и общества; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

ТСО: компьютер, проекционное оборудование.

Зрительный ряд: презентация с иллюстрациями, текстовым материалом, видеоклипами; «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений.- М.:Просвещение, 2012; выставка книг; толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; раздаточный материал.

План урока

       I.                               Организационный момент.

    II.                               Актуализация  знаний.

 III.                               Формулировка темы урока учащимися, постановка целей.

IV.                               Объяснение нового материала.

         Путешествие в волшебную страну Добра и зла.

1.    Работа со словарём: «Замок слов».

2.    Работа с учебником.

   V.                               Закрепление.

1.    «Сказочный лес».

2.    «Поляна  загадок».

3.    «Озеро пословиц и поговорок».

4.    «Сад добрых дел».

VI.                   Творческий проект.

VII.                           Подведение итогов урока.

VIII.                   Домашнее задание.

IX.                   Рефлексия. 

Ход урока

                         I.            Организационный момент

Закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, что произошло в вашей  жизни, и расскажите об этом.

                      II.            Актуализация  знаний

—  Назовите особенности морали.
          —  Кто заботится о морали в обществе?

—  Как вы считаете, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»?
          —  Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры.

                  III.            Формулировка темы урока учащимися, постановка целей

Ставится задача: определить тему урока.

           — Выполнив следующее задание, попробуйте определить тему урока.

 

                               

 Опишите то, что вы видите на иллюстрации. (1 слайд презентации)

(Сегодня речь пойдёт о добре и зле).

— Послушайте   притчу о двух волках. (2-3 слайды презентации)

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

— Какова основная мысль басни?

Постановка проблемы в ходе дискуссии: «Обо всех ли людях можно сказать однозначно: этот человек добрый, а этот злой?»

                  IV.            Объяснение нового материала

— Ребята, нравится ли вам путешествовать?

Представьте, что мы вместе со сказочными героями отправляемся в волшебную страну Добра и зла. Какой идти дорогой?  (4-5 слайды презентации, на которых изображена дорога в страну Добра и зла, записан видеоклип на песню «Дорога добра», сл. С. Таюшева, муз. Т. Рузавиной)

На нашем пути «Замок слов». (6 слайд презентации)  

Понятен ли вам смысл слов добро и зло?

Работа со словарём. (7 слайд презентации, на котором изображён С. И. Ожегов  и его словарь русского языка)  

Моё понятие – научное понятие.

— Найдите в словаре определения этих понятий.

Определение понятия «добро». (8 слайд презентации)   

Определение понятия «зло». (9 слайд презентации)

Обсуждение смысла слов  добро и зло.  

Работа с учебником.  (10 слайд презентации).   

         Работа в  группах. Самостоятельное чтение статьи в учебнике. Каждая группа готовит сообщение по вопросам:

1 группа

Что такое добро и что входит в понятие добра?

Для чего люди должны знать, что такое  «добро» и «зло»?

Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми?

2 группа

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

Почему важно бороться со злом?

                      V.            Закрепление

Продолжаем наше путешествие.

Перед нами  «Сказочный лес». (11 слайд презентации)   

— Какие сказки о добре и зле вы знаете?

 («Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка», «Снежная королева», «Дюймовочка» и др.)

В сказках часто присутствуют злые и добрые персонажи.

Каких людей можно назвать добрыми, а каких - злыми?

— Определите, злой или добрый персонаж изображён на иллюстрации?

(12 слайд презентации, на котором представлены иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина (художник К Бочкарёв) и к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (художник В. Бельтюков))

— Что побеждает в этих сказках?

(Дружба, доброта, помощь, любовь).

Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

В сказочном лесу есть  «Поляна  загадок». (13 слайд презентации)    

— Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.

          Всех на свете он добрей,

          Лечит он больных зверей.

          И однажды бегемота

          Вытащил он из болота.

          Всем известен, знаменит,

          Добрый ….  (Доктор Айболит)

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас)

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ... (Золушка)

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

     ( А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Xолодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа. (Снежная королева)

— На героя какой сказки вы хотели бы быть похожими? Почему?

На поляне «Озеро пословиц и поговорок». (13 слайд презентации)   

— Определите, какие из пословиц и поговорок о добре и зле.

Учись доброму, худое на ум не пойдет.

С молоду учись - навек пригодится.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Тише едешь – дальше будешь.

Добро сеять, добро и пожинать.

Доброму добрая память.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Поспешишь – людей насмешишь.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Молодость плечами покрепче, старость головою.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

— В чем их смысл?

 (От зла не жди ничего хорошего).

— Чему учат эти пословицы и поговорки?

Вокруг озера  кто- то разбил сад.

«Сад добрых дел». (14 слайд презентации)

Как можно охарактеризовать человека, посадившего эти прекрасные деревья?

А какие ещё дела можно назвать добрыми?

Великий князь Владимир Мономах давал своим сыновьям такие советы: (15 слайд презентации)

1) старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;

2) в дому своем не ленитесь;

3) лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;

4) куда не пойдите и где бы ни остановитесь, напоите и накормите нищего;

5) более же всего чтите гостя;

6) больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;

7) не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

А чему вас учат родители?

Действительно, жизнь дана на добрые дела. Послушайте, что написал Гавриков Пётр, один из бывших учеников нашей школы:

Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

         Однажды в городе на железнодорожном мосту  я увидел безногого человека. Мне стало его жалко. Я достал  из кармана деньги (около тридцати рублей) и положил  в его коробочку. Мужчина  пожал мне руку и сказал: «Спасибо!». На душе у меня стало очень легко. Кто знает? Ведь любой из нас  может оказаться в такой же ситуации.

Почему на душе у мальчика стало легко?

Ребята, мне хочется, чтобы в этом саду добрых дел росли бы и ваши деревья  Добра.

                  VI.             Творческий проект

Нарисуйте  дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве – доброе  дело, которое вы мечтаете сделать для людей. (16 слайд)

Организация выставки рисунков на тему: «Сад доб­рых дел».

   VII. Подведение итогов урока

— Вот и подошло к концу наше путешествие.

— Что же вы выбираете? Добро или зло?

 VIII. Домашнее задание:

1. Стр.12-13.  Привести примеры доброго дела (бескорыстного поступка), свидетелем которого вы были.

2.  На выбор:

а) дополнить выставку книг новыми произведениями  о добре и зле;

б) защитить проекты-рисунки  о добре и зле по произведениям В.Осеевой;

в) написать мини-сочинение о добре и зле, которое поместим в сборник творческих работ (продолжение работы над проектом «Как хорошо уметь писать»). (17-18 слайды презентации)  

        IX.  Рефлексия 

Важна ли обсуждаемая сегодня тема?

Задумайтесь над вопросами: Какой я?  Что бы я хотел изменить в себе?

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

— Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Видеоклип (караоке) на песню «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева).  (19 слайд презентации)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы. – М.: Планета, 2012.

2.     «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка: 52 000 слов. — 3-е изд. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. — 848 с. – С. 143,201.


МБОУ «Кармановская средняя школа»

МБОУ «Кармановская средняя школа»

Учитель начальных классов – Ефимищева

Учитель начальных классов – Ефимищева

Технология игрового обучения.

Технология игрового обучения.

Ожидаемые образовательные результаты

Ожидаемые образовательные результаты

М.:Просвещение, 2012; выставка книг; толковый словарь русского языка

М.:Просвещение, 2012; выставка книг; толковый словарь русского языка

I. Формулировка темы урока учащимися, постановка целей

I. Формулировка темы урока учащимися, постановка целей

Понятен ли вам смысл слов добро и зло ?

Понятен ли вам смысл слов добро и зло ?

Сказке о мёртвой царевне…» А. С

Сказке о мёртвой царевне…» А. С

Сейчас потолкуем о книжке другой

Сейчас потолкуем о книжке другой

Доброе слово человеку, что дождь в засуху

Доброе слово человеку, что дождь в засуху

Спасибо!». На душе у меня стало очень легко

Спасибо!». На душе у меня стало очень легко

Добрые сердца – сады. — Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками

Добрые сердца – сады. — Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку