МБОУ «Кармановская средняя школа».
Смоленская область. Гагаринский район.
Федулова Марина Викторовна
учитель начальных классов,
высшей категории.
Пояснительная записка
Название модуля |
Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики»
|
Класс |
4 |
Тема урока |
«Добро и зло» Форма урока: урок-путешествие
|
Количество часов |
1
|
Цели и задачи урока |
Цель: формирование представления о добре и зле. Задачи: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению; развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес к предмету; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
|
Методы обучения |
Ø Интерактивный. Ø Творческий. Ø Проблемно-поисковый. Ø Учебная дискуссия. Ø Словесные, наглядные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя. Ø Методы эмоционального стимулирования. |
Технологии |
ð Развивающее обучение. ð Проблемное обучение. ð Коммуникативные технологии (проектная технология). ð Информационно-коммуникационные технологии. ð Здоровьесберегающие технологии. ð Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. ð Технология игрового обучения. |
Формы организации деятельности учащихся
|
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
|
Необходимое оборудование |
ТСО: компьютер, проекционное оборудование. Зрительный ряд: 1. Презентация с иллюстрациями, текстовым материалом, видеоклипами; 2. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2012; 3. Выставка книг; 4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; 5. Раздаточный материал.
|
Ожидаемые образовательные результаты |
Личностные: формирование ценностного и творческого отношения к учебному труду, уважительного отношения к мнению товарищей; регулятивные: участие в постановке учебной задачи, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение формулировать выводы; Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и для реализации проектной деятельности; Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Тема урока: «Добро и зло»
Урок-путешествие
Цель: формирование представления о добре и зле.
Задачи: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению; развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес к предмету; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Планируемые результаты:
личностные (формирование ценностного и творческого отношения к учебному труду, уважительного отношения к мнению товарищей); регулятивные (участие в постановке учебной задачи, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение формулировать выводы);
познавательные (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий);
коммуникативные (умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и для реализации проектной деятельности);
предметные (понимание значения нравственности в жизни человека и общества; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
ТСО: компьютер, проекционное оборудование.
Зрительный ряд: презентация с иллюстрациями, текстовым материалом, видеоклипами; «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2012; выставка книг; толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; раздаточный материал.
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Формулировка темы урока учащимися, постановка целей.
IV. Объяснение нового материала.
Путешествие в волшебную страну Добра и зла.
1. Работа со словарём: «Замок слов».
2. Работа с учебником.
V. Закрепление.
1. «Сказочный лес».
2. «Поляна загадок».
3. «Озеро пословиц и поговорок».
4. «Сад добрых дел».
VI. Творческий проект.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
— Закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, что произошло в вашей жизни, и расскажите об этом.
II. Актуализация знаний
— Назовите особенности морали.
— Кто заботится о морали в обществе?
— Как вы считаете, нужны ли в обществе
специальные «смотрители за моралью»?
— Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры.
III. Формулировка темы урока учащимися, постановка целей
Ставится задача: определить тему урока.
— Выполнив следующее задание, попробуйте определить тему урока.
— Опишите то, что вы видите на иллюстрации. (1 слайд презентации)
(Сегодня речь пойдёт о добре и зле).
— Послушайте притчу о двух волках. (2-3 слайды презентации)
«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
— Какова основная мысль басни?
Постановка проблемы в ходе дискуссии: «Обо всех ли людях можно сказать однозначно: этот человек добрый, а этот злой?»
IV. Объяснение нового материала
— Ребята, нравится ли вам путешествовать?
Представьте, что мы вместе со сказочными героями отправляемся в волшебную страну Добра и зла. Какой идти дорогой? (4-5 слайды презентации, на которых изображена дорога в страну Добра и зла, записан видеоклип на песню «Дорога добра», сл. С. Таюшева, муз. Т. Рузавиной)
— На нашем пути «Замок слов». (6 слайд презентации)
— Понятен ли вам смысл слов добро и зло?
Работа со словарём. (7 слайд презентации, на котором изображён С. И. Ожегов и его словарь русского языка)
Моё понятие – научное понятие.
— Найдите в словаре определения этих понятий.
Определение понятия «добро». (8 слайд презентации)
Определение понятия «зло». (9 слайд презентации)
Обсуждение смысла слов добро и зло.
Работа с учебником. (10 слайд презентации).
Работа в группах. Самостоятельное чтение статьи в учебнике. Каждая группа готовит сообщение по вопросам:
1 группа
Что такое добро и что входит в понятие добра?
Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?
Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми?
2 группа
Нужно ли знать человеку, что такое зло?
Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?
Почему важно бороться со злом?
V. Закрепление
— Продолжаем наше путешествие.
Перед нами — «Сказочный лес». (11 слайд презентации)
— Какие сказки о добре и зле вы знаете?
(«Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка», «Снежная королева», «Дюймовочка» и др.)
— В сказках часто присутствуют злые и добрые персонажи.
Каких людей можно назвать добрыми, а каких - злыми?
— Определите, злой или добрый персонаж изображён на иллюстрации?
(12 слайд презентации, на котором представлены иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина (художник К Бочкарёв) и к русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (художник В. Бельтюков))
— Что побеждает в этих сказках?
(Дружба, доброта, помощь, любовь).
— Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
В сказочном лесу есть «Поляна загадок». (13 слайд презентации)
— Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Всем известен, знаменит,
Добрый …. (Доктор Айболит)
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ... (Золушка)
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
( А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная королева)
— На героя какой сказки вы хотели бы быть похожими? Почему?
На поляне — «Озеро пословиц и поговорок». (13 слайд презентации)
— Определите, какие из пословиц и поговорок о добре и зле.
Учись доброму, худое на ум не пойдет.
С молоду учись - навек пригодится.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Тише едешь – дальше будешь.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброму добрая память.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Поспешишь – людей насмешишь.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра желаешь, добро и делай.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
— В чем их смысл?
(От зла не жди ничего хорошего).
— Чему учат эти пословицы и поговорки?
— Вокруг озера кто- то разбил сад.
«Сад добрых дел». (14 слайд презентации)
— Как можно охарактеризовать человека, посадившего эти прекрасные деревья?
— А какие ещё дела можно назвать добрыми?
Великий князь Владимир Мономах давал своим сыновьям такие советы: (15 слайд презентации)
1) старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
2) в дому своем не ленитесь;
3) лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
4) куда не пойдите и где бы ни остановитесь, напоите и накормите нищего;
5) более же всего чтите гостя;
6) больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
7) не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
— А чему вас учат родители?
— Действительно, жизнь дана на добрые дела. Послушайте, что написал Гавриков Пётр, один из бывших учеников нашей школы:
Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?
Однажды в городе на железнодорожном мосту я увидел безногого человека. Мне стало его жалко. Я достал из кармана деньги (около тридцати рублей) и положил в его коробочку. Мужчина пожал мне руку и сказал: «Спасибо!». На душе у меня стало очень легко. Кто знает? Ведь любой из нас может оказаться в такой же ситуации.
— Почему на душе у мальчика стало легко?
— Ребята, мне хочется, чтобы в этом саду добрых дел росли бы и ваши деревья Добра.
VI. Творческий проект
— Нарисуйте дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве – доброе дело, которое вы мечтаете сделать для людей. (16 слайд)
Организация выставки рисунков на тему: «Сад добрых дел».
VII. Подведение итогов урока
— Вот и подошло к концу наше путешествие.
— Что же вы выбираете? Добро или зло?
VIII. Домашнее задание:
1. Стр.12-13. Привести примеры доброго дела (бескорыстного поступка), свидетелем которого вы были.
2. На выбор:
а) дополнить выставку книг новыми произведениями о добре и зле;
б) защитить проекты-рисунки о добре и зле по произведениям В.Осеевой;
в) написать мини-сочинение о добре и зле, которое поместим в сборник творческих работ (продолжение работы над проектом «Как хорошо уметь писать»). (17-18 слайды презентации)
IX. Рефлексия
— Важна ли обсуждаемая сегодня тема?
— Задумайтесь над вопросами: Какой я? Что бы я хотел изменить в себе?
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
— Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Видеоклип (караоке) на песню «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева). (19 слайд презентации)
ЛИТЕРАТУРА
1. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы. – М.: Планета, 2012.
2. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 52 000 слов. — 3-е изд. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. — 848 с. – С. 143,201.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.