Тема: «Ежели вы вежливы!»
Цель: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
Обучающие: учить детей правильно использовать вежливые слова в процессе общения.
Развивающие: развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважение к другим людям.
Оборудование: пословицы; памятка с правилами вежливости.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Звучит песня «Улыбка».
- Как вы думаете, почему мы начали занятие с этой песни?
- Конечно, она помогает и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит проявить своё доброе отношение, расположение и внимание к другому человеку.
- А от этого настроение становится лучше, правда?
- Как вы думаете, а когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другим людям всегда надо относиться внимательно, сердечно, по-доброму!
- Почему?
- Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает и потому всякому с ним легко и приятно?
- Верно, вежливым, воспитанным.
2. Основная часть.
- Сегодня у нас пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
- До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
- Сейчас мы с вами повторим правила вежливости.
(Чтение правил вежливости.)
1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
2. Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
3. Не спорь с товарищами по пустякам.
4. Будь вежлив со своими одноклассниками.
5. Не придумывай прозвищ.
6. Не отвечай на грубость грубостью.
7. Будь приветлив и вежлив с другими
- А теперь попробуем определить какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один раз.
1. Поздороваться при встрече - …
2. Толкнуть, не извиниться - …
3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …
4. Не встать, обращаясь к учителю …
5. Взять билеты в трамвае …
6. Не уступить место в транспорте …
7. Не заметить недовольство мамы …
8. Поблагодарить за подарок …
- Как мы уже сказали, вежливый и воспитанный человек не причинит другим неприятностей, не обидит.
- Послушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете, что значит быть вежливым человеком?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стишки о школьнике одном,
Его зовут … А, впрочем, мы лучше
Здесь его не назовём!
«Спасибо, здравствуйте, простите», -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае: «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощание:
«Ну, я пошёл, пока, всего!»
Не скажет он друзьям по школе
«Алёша, Толя, Петя, Ваня…»
Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка, Петька, Ванька, Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Я честно вас предупреждаю,
Что имени его не знаю.
Но, может быть, он вам знаком?
Иль вы встречались с ним где-либо?
Тогда скажите мне о нём,
А я скажу вам всем «Спасибо!»
- Можно ли сказать, что герой стихотворения был вежлив? Почему?
- Как нужно вести себя, чтобы вас считали вежливым и воспитанным?
(нужно говорить вежливые слова, относиться с уважением к окружающим)
- Для того, чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- А какие вежливые слова вы знаете?
(Дети называют)
- Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
- Давайте поговорим о поступках с позиций вежливого человека.
Вставьте нужное слово.
Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!». Женщина вежливо поблагодарила мальчика, сказав ему: «…». Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».
Задание: договори недостающие слова в рифму.
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём…
- Настя – славная девчонка.
Настя ходит в первый класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова …..
А слово то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была:
На меня он, торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова ……
А слово то какое – очень дорогое!
Дед про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба.
Ну сказала бы …..
Слово-то какое – очень дорогое!
3.Заключительная часть.
- Бывают случаи, когда вежливость помогает в трудных ситуациях.
- Послушайте шутливую мексиканскую сказку «Вежливый кролик».
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
- Понравилась вам сказка? Чему она учит нас?
- А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?
- Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит и весел, правда?
- Вот давайте и мы всегда будем добры и улыбчивы с другими людьми.
- Неслучайно о вежливости в общении русский народ сложил много пословиц.
Дети читают пословицы.
Ø Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.
Ø Ласковое слово и кошке приятно.
Ø От вежливых слов язык не отсохнет.
Итог:
О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Как вы думаете, трудно ли быть вежливым человеком?
- Надо запомнить главное: цените доброе отношение человека к человеку и помните правила вежливости. И тогда ваша жизнь будет спокойной и красивой, а благодаря культуре поведения с вами легко и приятно будет общаться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.