Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение РКрым
«Ливадийская санаторная школа-интернат»
КОНСПЕКТ
внеклассного занятия на тему:
«Экологическая безопасность»
5 класс
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Данилевич В.М.
Дата проведения: 20.02.2021
Г. ЯЛТА
2020-2021уч.г.
Классный час по теме:
Цель:Повторить с детьми термин «экологическая безопасность», познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, учить детей применять знания о природе в новой ситуации, доказать детям, что Земля - наш дом: бережем дом - бережем здоровье; выполнять правила личной экологической ситуации.
Задачи: Развивать речь путем беседы, мышления, обогащать словарный за пас, познавательную активность.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру школьника.
Оборудование:
Ход классного часа:
1. Орг. момент
2. Сообщение темы
Сегодня мы с вами узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой. Узнаем, какое влияние оказывает человек на природу и природа на человека. А еще будем решать задачи, которые нам помогут относиться к природе бережно, помогать ей. Итак, ребята, в путь.
3. Давайте ответим на вопросы:
1) Что подразумевается под всем живым?
2) Что называется окружающей средой?
3) Отчего загрязняется окружающая среда?
4) Что такое цепь загрязнения?
5) Какими путями в организм человека поступают вредные вещества из окружающей среды?
6) Как вы понимаете слово «охрана» окружающей среды?
Все мы – и малыши, и взрослые, дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Ребята, а какое место занимает в природе человек? (он – хозяин природы). Без чего он не может жить?
Итак, чтобы человек жил, для него нужны ультрафиолетовые лучи, которые дает нам солнце, свежий воздух, чистая вода и здоровая пища. А всем этим занимается наука?
Экология – это наука о нашем общем доме. Экос – по гречески это значит «дом», «логос» - учение, наука. Наука эта довольно молодая, только с середины ΧΧ века (приблизительно 50 лет). Люди всерьез приступили изучать, как живые существа связаны с окружающим миром.
Наша жизнь не стоит на месте, развивается наука, техника, требуется огромное количество угля, нефти, древесины, распахиваются новые земли, при возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Заводы забрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, в реки и ручьи сливаются сточные воды. Природа с этим уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. И поэтому мы часто слышим такие слова: экологический кризис, неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологическая беда.
4. А сейчас, у нас выступят корреспонденты из различных уголков Земли:
1. ВИДЕО №1__________________Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей выходят вредные вещества в атмосферу, а человек ими дышит. Автомобиль стал злейшим врагом природы. Один только автомобиль выбрасывает 1000 кг выхлопных газов и дает 10 кг пыли.
2. ВИДЕО №2____________________Людям нужна чистая и пресная вода. Но чистой воды становится все меньше. Ученые подсчитали, что в каждый водоем мира попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10.000 товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок.
3. ВИДЕО №3___________________Земля – наша кормилица. На земле растут растения. Растениями питаются животные. Каковы же они будут, если земля будет больна? Загрязняется почва мусором, который не разлагается. Полиэтиленовый не разлагается десяток лет. В одном только городе Нью-Йорке с населением в 16 млн. жителей в сутки выбрасывается 15 мен кг отходов. Люди вырубают леса, осушают большие территории для своих нужд.
Садитесь корреспонденты. Невеселый, печальный репортаж получился у них, не забывайте, ребята, что загрязняют природу не только заводы и фабрики, но и, возможно, и вы сами.
5.Послушаем стихотворения Михалкова. А было ли такое с вами?
Воскресенье провести, - Эй, ребята! – крикнул Дима -
А свободного местечка вот местечко хоть куда!
Возле речки не найти! Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят, Мы купались, загорали,
Отдыхают, как хотят, Жгли костер, в футбол играли -
Сотни взрослых и ребят. Веселились как могли!
Пили квас, консервы ели,
Мы по берегу пошли Хоровые песни пели…
И поляночку нашли. Отдохнули и ушли!
Но на солнечной полянке И остались на полянке
Тут и там – пустые банки, У потухшего костра:
И, как будто нам назло, Две разбитых наши склянки,
Даже битое стекло! Две размокшие баранки -
Мы по бережку прошли, Словом, мусора гора!
Место новое нашли.
Мы приехали на речку
Но и здесь до нас сидели; Понедельник провести,
Жгли костры, бумагу жгли – Только чистого местечка
Тоже пили, тоже ели, Возле речки не найти!
Насорили и ушли!
1) Кто виновен в загрязнении окружающей среды?
2) Есть такие хорошие слова: ты пошел в гости к природе – не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях.
3) Ребята, что нужно делать, чтобы не случилась экологическая катастрофа?
4) Как вы думаете, нужно ли защищаться от вредного воздействия загрязненной окруж. среды? Это и есть экологическая безопасность.
6.Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окруж. среды. Я давала всем домашнее задание по группам составить памятки экологической безопасности.
Как защититься от загрязненного воздуха?
1. Не стой возле автомобиля с работающим двигателем.
2. Попроси взрослых не курить в квартире.
3. Не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен.
4. Не оставайся в закрытом помещении, где работает автомобиль.
5. Во время тумана старайся не выходить на улицу.
6. Разводи комнатные растения.
7. Очищает и увлажняет воздух кондиционер.
Как защититься от загрязненной воды?
1. Не купайся возле промышленных стоков.
2. Пей кипяченую воду.
3. Во время дождя носи головной убор.
4. Не купайся в загрязненных водоемах.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?
1. Мой овощи и фрукты.
2. Не собирай ягоды и грибы вблизи автомоб. дорог, свалок и промышленных предприятий.
3. Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
4. Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.
А сейчас , ребята, чтобы угадать следующее слово, которое зашифровано, мы решим примеры (по нараст.)
Л 40 + 4 • 4 = 56
Г 54 : 6 + 9 • 8 = 81
К 17 • 2 + 8 = 42
О 90 – 20 • 2 = 50
Э 6 • 8 – 9 = 39
О 16 • 4 = 64
Кто такой эколог? Что должны делать экологи?
Мы как юные экологи нарисовали свои запрещающие знаки (показ., объяснение нескольких). А сейчас экологическая задача.
1) на семью из трех человек в день требуется 30 кг чистого воздуха. Сколько потребуется на семью из пяти человек?
2) клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кг кислорода выделяет в год вяз?
А сейчас мы проведем с вами тест.
1. что такое цепь загрязнения?
А. Загрязняющие вещества попадают в реку;
П. Загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
В. через воздух, воду, почву;
Л. через воздух, воду и продукты питания.
3. что такое экологическая безопасность?
Б. как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
А. Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
4. как можно себя защитить от загрязненного воздуха?
К. отойди в сторону;
Н. не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.
5. как защититься от загрязненной воды?
М. не пей грязную воду;
Е. научись пользоваться бытовым фильтром.
6. какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
Т. мой овощи и фрукты;
А. Пользуйся экологически чистыми продуктами.
7. цепь загрязнения
С. вытоптанные тропинки;
А. Сжигание листвы гибель насекомых, дым (ядовит).
Какое слово получилось? (слово «ПЛАНЕТА».)
7.Подведение итогов.Люди Земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете, стонущей сегодня от боли. Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады, пели птицы!
Если ты взял что-то у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле – ее дети. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете.
(ВИДЕО №4+музыка) Глобус у воспитателя – дети подходят.
2. Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
3.В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
4.Остановил олень свой бег!
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – солги!
Ты береги нас, береги!
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы:
«Сберегу, я сберегу вас, сберегу!».
Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по детски беззащитный перед людьми Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. Что мы должны, как дети, делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой? (воспитатель передает глобус детям, а дети друг другу и называют свои пожелания). (Дети делают выводы.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.