Тема: «Плохо одному.»
Цель: развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы и выходить из конфликтов.
Задачи:
Обучающие: формирование нравственных качеств у детей: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, умение избегать конфликта со сверстниками.
Развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки других.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: Рассказ К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», книжка с «мирилками», рисунок дерева, однокоренные слова к слову "дружба" и другие на карточках.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети заходят в класс.
- Присаживайтесь.
2.Основная часть.
- Сегодня мы поговорим о том, как избегать ссор, чтобы не остаться одному без друзей.
- Нам с вами пришло письмо от…. … .Он пишет, что его друзья попали в сложную ситуацию и им нужно помочь. Вот, послушайте «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно»
Вопросы детям:
- Как вы думаете, почему брат с сестрой в ссоре?
- Почему им скучно?
- Как можно помирить сестру и брата?
(с помощью разных «мирилок»)
- Предлагаю вам обсудить еще несколько ситуаций, чтобы нам было легче ответить на письмо …
1) Две девочки играют с куклой, сшили ей наряд. Одна девочка захотела пришить бант, а другая была против…
- Что делать, чтобы не возникло ссоры?
2) Два мальчика рассматривали интересную книгу, затем одному захотелось вернуться назад и посмотреть понравившуюся картинку, а другой захотел смотреть дальше…
- Как поступить мальчикам, чтобы они не поссорились?
Физминутка:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
- Послушайте стихотворение А. Кузнецова «Подружки»:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
— Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из стихотворения «Кто кого» В. Орлова? (Понятно, из-за чего подруги поссорились.)
—
— В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле?
— За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)
— Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился — особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.)
— Как вы понимаете пословицу
Вместе тесно, а врозь скучно.
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
- Послушайте отрывок из повести А. Гайдара «Чук и Гек»:
Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу.
Получив телеграмму братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.
— Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек».
— Как мальчики могли решить свой спор?
— Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.)
— Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.
— А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось.
— Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются».
Игра «Семьи слов».
Дети подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».
- Какое слово написано на корнях этого дерева?. У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте отыщем слова, которые являются ему родственниками среди прочих слов.
По очереди дети на столе ищут однокоренные (родственные) слова среди таких как ссора, обида, печаль, злость, грубость и т. д. Когда находят такие слова (Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться) - приклеивают к ветвям дерева. Потом все слова, которые мешают дружбе, мы скомкаем и выбросим, ведь в настоящей дружбе их быть не должно.
3.Заключительная часть.
А теперь возьмемся за руки и будем передавать рукопожатие как эстафету. Я передам вам свою дружбу, она перейдет от меня к Вере, от Веры к Кириллу и т. д. и снова вернется ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, потому что каждый из вас добавил частичку своей дружбы, пусть она вас греет и не покидает.
Итог:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Почему плохо быть одному?
- Как нужно поступать, чтобы не остаться одному?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.