Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «По лесным дорожкам Республики Коми!»

  • docx
  • 24.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «По лесным дорожкам Республики Коми!».docx

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 внеклассного занятия по окружающему миру

ТЕМА «По лесным дорожкам Республики Коми!»

 

Составила студентка 331 группы

Обрезкова Валерия

МАОУ СОШ № 16, класс 3г

Дата проведения занятия: 24.09.2019

 

Начало урока 15:40

ФИО учителя школы:

Анна Андреевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению внеклассного занятия:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                              _____________________ дата _______           

                                                                                                                 (Подпись учителя)                                                                                                               

Цель классного часа: расширить представление детей о лесе

 

Задачи

Личностные:

-развивать познавательную мотивация, наблюдательность

-развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли

-развивать мелкую моторику учащихся

-продолжить работу над формированием эстетических чувств

Познавательные:

-уметь ставить цели и задачи в деятельность

-помочь добывать новые знания

-перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные:

-формировать общение, взаимодействие

-дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно

Регулятивные:

-учить высказывать свое предположение

-определить и формулировать цели заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование

У учителя:

Презентация, компьютер.

У учащихся:

 Раздаточные материалы

 

Образовательные ресурсы:

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи

Орг. Момент

Мотивация на деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Владимировна, я студентка педагогического колледжа и сегодня у вас проведу внеклассное занятие по окружающему миру.

-Я вижу, что все готовы к занятию, тогда начнем.

-Сегодняшнее наше занятие мы начнем со стихотворения:

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!            

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?  Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

(на слайде будет наглядность)

-Ребята, вы послушали стихотворение. О чем там говорится?

-Так о чем же мы сегодня с вами будем говорить?

-Верно. Давайте сформулируем тему нашего занятия. На слайде вы видите буквы, которые разбросаны, вам нужно собрать из них тему нашего занятие.

-Собрали? Что получилось?

-Верно. Тема занятия называется «По лесным дорожкам Республики Коми!»

 

- С появлением человека на Земле вся его жизнь во многом зависела от обилия животных, от сохранения лесов, пастбищ, чистоты водоемов.

-В последнее время во всем мире необычайно возрос интерес к охраняемым природным территориям. Почему же стали уделять этому так много внимания?

-Человек очень много берет у природы, но пока, увы, мало отдает ей взамен. И всякий такой замен кончается для нее плохо: исчезают уникальные природные комплексы, а вместе с ними уничтожаются многие виды растений и животных. Поэтому главная цель человечества сохранить то, что еще осталось, и не дать природе погибнуть от бездумного и неразумного в нее вторжения.

-Ребята, а кто знает, какого числа отмечается Всемирный День Земли?

- 22 апреля вся планета отмечает Всемирный День Земли, который призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды.

-Ребята, а вы бывали когда-то в лесу?

-А что такое лес, вообще?

 

 

 

-Лес-это сложная структура, где растения и животные тесно связаны друг с другом: сотни деревьев, десятки тысяч травянистых растений, миллионы микроорганизмов. Всё это рождается, растет, взаимодействует и приспосабливается к окружающим условиям.

 

-А когда вы ходили в лес, что вы там видели?

-Хорошо. А вы часто бываете в лесу?

-А хотите побывать сейчас?

-Ребята, посмотрите на слайд, что вы там видите?

-Верно, это карта. А что там написано?

-Сегодня наше занятие пройдет в необычно форме, сидя за партами, мы отправимся в лес и будем его исследовать.

-Двигаться мы будем по часовой стрелке, вот так (показываю на слайде).

-Если вы будет очень активными и будете хорошо отвечать, в конце занятия мы подарим вам небольшие подарочки.

-Как называется наша первая станция?

-Хорошо. Сейчас мы посмотрим, какое задание нам нужно сделать.

 

1 станция. «Леса Республики Коми»

 

-Ребята, что это такое на слайде?

-А что такое кластер?

-Кластер – это выделение главного и оформление их в определенном порядке.

-Значит, что нам нужно сейчас сделать?

-Верно. Какое слово нам уже дано?

-Где оно находится?

-А что находится по бокам?

-Для чего нам они?

-Хорошо. Сейчас мы с вами попробуем составить кластер, для того чтобы узнать, какое значение имеет лес в природе.

-Начнем с этой ячейки (показываю на ячейку со словом «Сбор»)

-Ребята, что делают обычно люди в лесу?

-Что-то собирают, да?

-Верно, первую ячейку мы уже можем открыть, там написано слово «Сбор»

-От этого слова идут еще 3 стрелочки. Как вы думаете, что мы туда напишем?

-Верно. И что же?

 

-Сейчас давайте посмотрим на эту ячейку («Топливо»)

-Ребята, а что люди добывают в лесу?

-А что такое топливо?

-Топливо – это  вещество, способное выделять энергию, которую можно использовать для разных целей.

-Защитником чего является лес?

-Лес является защитником водоемов и воздуха, так как деревья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим живым существам.

-Поэтому в этих ячейках у нас будут «защита воздуха и водоемов».

-Ребята, а кто живут в лесу?

-А почему они там живут?

-Верно, вот мы и заполнили еще 3 ячейки.

-Ребята, люди ходят в лес не только собирать ягоды, и грибы. А для чего еще они туда ходят?

-Верно. Люди приходят сюда со своими родственниками и друзьями  отдохнуть.

-У нас осталась заполнить последнюю ячейку, и мы можем переходить на следующую станцию.

-Ребята, как называется внутренняя часть дерева, лежащая под корой?

-Ребята, кто из вас попробует составить небольшой рассказ по этому кластеру?

Примерный рассказ:

В лесу живут очень много животных, которые добывают себе пищу сами. Лес является защитником водоемов и воздуха.

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b7/00111db6-32130be4/img20.jpg

 

-Хорошо. Мы переходим на следующую станцию, которая называется «Животные РК»

 

2 станция. «Животные РК»

- Ребята, путешествуя по лесу Республики Коми можно встретить много различных животных, как хищных, так и нет. Давайте посмотрим кого мы можем встретить на пути.

Чтобы узнать, вам потребуется собрать картинки животных, которые лежат у вас на партах. После того как вы соберёте пазл, вам необходимо будет назвать это животное.

(на одну парту – одно животное)

- итак, ребята, какие животные у вас получились?

https://sun9-20.userapi.com/c851128/v851128155/1c6b32/aSWq8kDrhpQ.jpg   https://sun9-21.userapi.com/c855220/v855220155/f62b1/Zw7-9bnKhQo.jpg https://sun9-35.userapi.com/c851528/v851528155/1badc7/3nWEWO9Iq_E.jpg  https://sun9-11.userapi.com/c855128/v855128155/f0ad1/Rci5tx4inWY.jpg

 

https://sun9-12.userapi.com/c852016/v852016155/1d35f0/7sRpnNPVvyE.jpg

 

-Молодцы, ребята.

-Переходим на следующую станцию?

-Не забываем, что те, кто будут активными, получат небольшие сюрпризы от нас.

3 станция. «Лекарственны растения РК»

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы еще встречаете в лесу, кроме деревьев и животных? Правильно, растения. А знаете ли вы, что они бывают и лекарственные, то есть полезные для здоровья?

Чтобы узнать какие это растения, вам необходимо будет отгадать ребусы, которые вы видите на экране.

 

https://sun9-63.userapi.com/c855424/v855424139/f21d3/rSvY7HMdOd4.jpg

Мята — это растение, которое обладает множеством лечебных свойств. Мята применяется для красоты кожи, также напитки на основе растения приводят в норму давление и улучшают общее самочувствие и настроение.
Чай с мятой полезно принимать перед ночным сном при бессоннице, также отвары и настойки дают возможность справиться со стрессами. Специалисты рекомендуют добавлять листочки мяты в чай, чтобы снизить головную боль

https://sun9-53.userapi.com/c851036/v851036139/1c099a/81ROUk2cRuI.jpg

Клевер облегчает состояние организма при изнуряющих приступах кашля, которые бывают во время бронхита.
Он замечательно борется с болезнетворными вирусами и микробами, из организма выводит шлаки и токсины.

https://sun9-12.userapi.com/c855232/v855232139/ef218/SL2bWPS31hc.jpg

Полезные свойства ромашки проявляются при лечении в первую очередь вирусных простудных заболеваний, таких как грипп, ангина, ОРЗ и ОРВИ.

Также полезна ромашка при лечении почек и печени.

Но не только для больных людей можно рекомендовать принимать отвар цветков ромашки. Она полезна здоровым людям, чтобы нормализовать сон и сделать его крепким.

Она входит в состав кремов для чувствительной кожи, поскольку отлично справляется с любыми воспалениями. Ромашку добавляют в состав шампуней, гелей для душа, в зубную пасту и мыло. Все детские крема изготавливаются на основе ромашки.

 

https://sun9-19.userapi.com/c855532/v855532139/fc1cd/f9GsWY6nYxM.jpg

-Верно, это крапива.

 

https://sun9-21.userapi.com/c853516/v853516139/f5e2a/TX5GasQUP8U.jpg

Применение шиповника для лечения известно с давних пор.

шиповник повышает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям.

-Ребята, какие растения вам запомнились?

-А что вы запомнили про мяту?

 

 

 

-Хорошо. Мы переходим на нашу последнюю станцию.

 

4 станция. «Красная книга РК»

 

- Ребята, что вы видите на экране?

- А какая это книга?

- Красная книга —  список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов.

- Для чего нужна Красная книга?

-Люди пользуются тем, что дает нам природа не совсем бережно, негуманно, и многие виды животных, растений начинают исчезать.

- Давайте узнаем, какие животные и растения входят в красную книгу республики Коми.

- Я буду читать вам описания и показывать их иллюстрации, вы должны назвать этих животных.

1. Барсук (показывается картинка)

Это довольно крупный  зверь с массивным туловищем на коротких конечностях и с заостренной головой. Численность на территории Республики Коми  более чем в  400-500 особей. В лесной  зоне держится по опушкам, перелескам, лугам. Встречается в смешанных и лиственных лесах.

- Верно, ребята. Это барсук.

2. Европейская норка (иллюстрация + описание)

Это небольшой зверек с длинным телом на коротких конечностях, длинным хвостом, маленькими ушами. Ведет  в основном однообразный образ жизни. Предпочитает лесные речки и ручьи. Предположительно, его местообитание сохранились только в бассейнах рек Вымь и Мезень, а также в низовьях Печоры.

 

-Верно. Это европейская норка.

 

-Ребята, а вы видели когда-то настоящего северного оленя?

-Кто хочет выйти к доске и прочитать его описание нам?

-Выходи. Вот тебе описание, читай громко для всех.

 

Северный олень(дикий) (иллюстрация)

Животные встречаются преимущественно в центральных и северных районах, в местах, где затруднена или невозможна активная хозяйственная деятельность человека. Питание по сезонам: летом ест травянистые растения, ветки и листья кустарничков и кустарников, грибы. Основа зимнего питания – лишайники.  

 

-Молодец! Садись.

-Ребята, а вы знаете, кто такой бурый ушан?

-А хотите узнать?

-Кто еще хочет выйти и прочитать нам?

 

Бурый ушан (иллюстрация)

Это летучая мышь средних размеров. В настоящее время в Республике Коми известны три места его обитания:  деревня Канава (верхнее течение Вычегды), деревня  Пачгино и поселок  Якша (верхнее течение Печоры).

 

-Молодец! Садись.

 

-Ребята, сейчас я буду задавать вам загадки, а вы должны отгадать, кто это.

 

1.       Клюв крючком, глаза большие,
Кругом ходит голова,
Сокращает род мышиный
Тихо белая…

-Верно. Посмотрите на слайд, как она выглядит.

-Слушаем следующую загадку.

 

2.       Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.

 

-Хорошо, давайте проверим. (слайд с журавлем)

-У нас осталась последняя загадка.

 

3.   Знает небо , знают ветер,
Скалы и речной лиман,
Что быстрее всех на свете
Птица гордая …

 

- Молодцы, ребята! Вы прошли все станции.

- Вы все активно работали и получаете от нас небольшие призы.

- Какие станции вам понравились больше всего?

- Что нового вы для себя узнали?

- Что было увлекательным на занятии?

- Ребята, сейчас мы проверим, насколько вам понравилось наше сегодняшнее занятие. Все указания будете выполнять после того, как я скажу, сейчас просто послушайте

-Если для вас занятие прошло отлично и вам понравилось, то вы должны хлопнуть один раз в ладоши.

-Если занятие было интересным, но у тебя возникли какие-то вопросы, то просто улыбнись.

-Если занятие тебе не понравилось, и ты ничего не запомнил, подними руку.

-Хорошо. Большинство хлопнули, значит, они были внимательными и делали все что требовалось.

-Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

 

 

Садятся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О лесе…

-О лесе, животных, которые там живут…

Делают

 

-«По лесным дорожкам Республики Коми!»

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

-22 апреля

 

 

 

-Да

-Лес-это наше богатство; защитник человека; дом для зверей и птиц; украшение планеты, здоровье, радость и отдых людей; помощник земледельца; кладовая, щедро отдающая свои дары.

 

 

 

-Деревья, травы, цветы, ягоды…

-Нет

-Да

-Карту
-Названия станций

 

 

 

 

 

 

-«Леса РК»

 

 

 

 

-Кластер

Ответы детей

 

 

-Составить кластер

-Лес

-По центру

-Пустые ячейки

-Чтобы писать туда слова

 

 

 

-Собирают ягоды, грибы

-Да

 

 

-Мы напишем туда, что люди собирают в лесу.

-Лекарственные растения, грибы, ягоды

 

-Топливо

Ответы детей

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

-Животные

-У них там дом и они питаются там

 

-Отдыхать

 

 

 

 

 

-Древесина

Дети придумывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Собирают пазл.

 

 

 

 

 

 

 

- Северный олень

- Кабан

- Росомаха

- Барсук

- Бурундук

 

 

 

 

 

-Да

 

 

 

 

- растения

- да

 

 

 

- мята

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-клевер

 

 

 

 

 

 

- ромашка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- крапива

 

 

 

 

 

- шиповник

 

 

 

 

Дети отвечают

-Мята — это растение, которое обладает множеством лечебных свойств. Мята применяется для красоты кожи, также напитки на основе растения приводят в норму давление и улучшают общее самочувствие и настроение.

- книгу

- Красная книга

 

 

- Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных. Для того, чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.

 

 

- Барсук

 

 

 

 

 

 

- Европейская норка

 

 

 

 

 

 

-Да/нет

Дети поднимают руки

 

 

 

 

Ребенок читает

 

 

 

 

 

-Нет

-Да

Выходит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сова

 

 

 

 

 

 

 

 

-Журавль

 

 

 

 

 

 

 

-Сапсан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- отвечают

Личностные:

-развивать мышление, внимание, умение высказать свои мысли;

-развивать познавательную мотивацию, наблюдательность

 

Познавательные:

-уметь ставить цели и задачи в деятельность;

-перерабатывать полученную информацию

 

Коммуникативные:

-формировать общение, взаимодействие;

-дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно

 

Регулятивные:

-учить высказывать свое предположение;

 

 

Личностные:

-развивать познавательную мотивацию, наблюдательность

-развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли

-развивать мелкую моторику учащихся

-продолжить работу над формированием эстетических чувств

 

 

 

Познавательные:

-уметь ставить цели и задачи в деятельность

-помочь добывать новые знания

-перерабатывать полученную информацию

 

 

 

Коммуникативные:

-формировать общение, взаимодействие

-дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно

 

 

 

Регулятивные:

-учить высказывать свое предположение

-определить и формулировать цели заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-повысить учебно-познавательную мотивацию;

-организовать учащихся на деятельность

 

Познавательные:

-уметь отвечать на вопросы

 

Коммуникативные:

-вступить в диалог и поддерживать его;

-слышать и понимать речь учителя

 

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в устной форме;

-оценивать эмоциональное состояние