Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
Студентка группы ПНК-3А
Козлова Ксения Владимировна
Конспект викторины
«Знатоки сказок»
Дзержинск - 2020
Тема: Знатоки сказок.
Форма проведения: викторина «Своя игра».
Цель: Углубление и закрепление знаний детей по изученным сказкам.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках: вспомнить названия и содержание сказок, героев сказок.
- Закрепить знания о видах сказок, особенностях сказок как литературного жанра;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- Развивать воображение, сообразительность, речь учащихся;
- Развивать образное мышление детей, смекалку.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
- Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Называют сказки русских и зарубежных авторов;
- Называют особенности сказок как литературного жанра;
- Умеют узнавать сказки по цитатам.
Метапредметные:
1. РУУД: планируют совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленными задачами;
2. РУУД: умеют осуществлять самоконтроль своей деятельности;
3. ПУУД: извлекают необходимую информацию из задания;
4. КУУД: умеют слушать и слышать друг друга и учителя;
5. КУУД: умеют грамотно выражать свои мысли, строить устные речевые высказывания;
6. КУУД: участвуют в диалоге.
-Умеют высказывать свою точку зрения и слушают других.
Личностные:
- Осознают необходимость чтения сказок русских и зарубежных авторов
Оборудование:
Для учителя: компьютер, презентация с заданиями.
Для учащихся: -
План проведения:
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Вводная часть (8 мин.)
3. Основная часть (30 мин.)
4. Подведение итогов. Заключение (6 мин.)
Ход занятия:
Этап занятия |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые формы, методы, приемы, средства |
Планируемые результаты
|
Орг. Момент |
Настроить детей на дальнейшую работу |
-Здравствуйте, ребята! Хочу напомнить, что меня зовут Ксения Владимировна. Сегодня нам предстоит выполнить много трудных, но очень интересных заданий. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза и мысленно пожелайте себе удачи. Я тоже желаю вам успешно справиться с трудностями и проверить свои знания. |
Слушают учителя |
Форма: фронтальная, Средства: речь учителя |
РУУД: умеют осуществлять самоконтроль своей деятельности. |
Вводная часть |
Подготовить учащихся к проведению викторины |
- Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Сегодня мои загадки будут непростыми – я буду вас нарочно обманывать и запутывать. Будьте очень внимательны и не попадайтесь в мои ловушки. 1) Потерял он как-то хвостик, - Правильно, Ослик. А хотелось-то сказать - Пятачок. 2) Он большой шалун и комик, -Верно. А хотелось ответить – Незнайка. Ну и ещё загадка: 3) Он гулял по лесу смело. Молодцы! Все загадки отгадали, ни разу не попались.
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Вам следует внимательно посмотреть данное видео, чтобы вы смогли правильно ответить на вопросы. - Скажите, о чём это видео? А о чём говорилось в песне? Назовите сказки, фрагменты которых вы увидели на экране.
Замечательно, а теперь вспомните и скажите, на какие группы делятся все сказки?
Молодцы, а скажите мне, какие особенности вы знаете в бытовых и волшебных сказках? Вы всё правильно сказали, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего занятий. Правильно тема нашей сегодняшней викторины “Знатоки сказок”. Ребята, давайте определим задачи нашей викторины. 1. Повторить сказки русских и зарубежных авторов. 2. Повторить героев из сказок разных жанров. 3. Вспомнить названия и содержание сказок, героев сказок. 4. Выявить лучших знатоков сказок. Верно. |
Дети отгадывают загадки, обобщают: все отгадки - имена сказочных героев.
Просмотр видеофрагмента о сказках.
-Это видео о сказках. -Песня тоже связанна со сказками. Слова песни соответствовали данному видео. - Были представлены такие сказки как «Морозко», «Золушка», «Репка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Иванушка-дурачок» .
-Бытовые, о животных, волшебные. -Авторские и народные.
-В бытовых: героями являются люди, имеются смешные ситуации, высмеиваются плохие черты. В волшебных: герои чаще всего ненастоящие, имеются герои-злодеи, в большинстве случаев герои попадают в необычные испытания, присутствуют волшебные предметы.
|
Форма: фронтальная, Средства: речь учителя |
КУУД: участвуют в диалоге. РУУД: планируют совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленными задачами. |
Основная часть |
Сформировать познавательный интерес к сказкам |
- Ребята, в перемену я разделила вас на три группы, чтобы в них работать. Прежде чем начать, давайте вспомним правила групповой работы. Молодцы, действительно в групповой работе нужно: 1. Работать дружно. 2. Спокойно высказывать свое мнение. 3. Уважать мнение другого. 4. Терпеливо выслушивать мысли других. 5. Вместе находить правильное решение. 6. Группа определяет выступающего. У каждой команды должен быть свой капитан. Верно? Поэтому я даю вам одну минуту, чтобы вы смогли определить название своей команды и капитана. Хочу сказать, что название команд должно быть связанно со сказками. Хорошо, молодцы! -И перед началом нашей викторины я хотела бы объяснить правила игры: 1. Викторина будет проходить в стиле телевизионной программы «Своя игра», вам нужно будет выбирать категорию вопроса и баллы, которые показывают уровень трудности вопроса: чем выше балл, тем труднее задание. 2. Сначала вы вместе в группе обсуждаете вопрос. 3. Если вы знаете ответ на вопрос, то вы должны поднять руку и один из игроков или капитан вашей команды должен дать ваш ответ. 4. Если вы верно отвечаете на вопрос, то вам зачисляются баллы в таблицу, если нет, то право ответа предоставляется следующей команде. 5. Если игроки подсказывают, шумят, то команде снимается 5 баллов. - Правила, мы с Вами вспомнили, теперь можно приступать к игре. Начнем с участника 1 команды, просим вас выбрать категорию.
Учитель открывает выбранные категории учащихся, обсуждают вопросы и ответы
(когда каждая команда ответит по одному разу, будет проведена физкультминутка) Ребята, вы хорошо справляетесь с заданиями, но скорей всего немного подустали. Поэтому давайте немного отдохнем. Физкультминутка По тропинке леший шел, -Присаживайтесь. Ну, что ребята, отдохнули? Давайте продолжим нашу игру.
Категория викторины. Сказки Х.К. Андерсена 10. Вопрос. Кого Маленькая разбойница дала в помощь Герде? Ответ. ОЛЕНЯ. 20. Вопрос. Что попало Каю в глаз? Ответ. ОСКОЛОК ЗЕРКАЛА 30. Вопрос. Какая птица помогла Дюймовочке очутиться в стране эльфов? Ответ. ЛАСТОЧКА 40. Вопрос. Во что превратилась Русалочка, когда принц женился на другой девушке? Ответ. В МОРСКУЮ ПЕНУ 50. Вопрос. Этот сказочный герой был изготовлен из очень легкого металла. Ответ. СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК. Категория Сказки А.С. Пушкина 10. Вопрос. Что сгубило царевну в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? Ответ. ОТРАВЛЕННОЕ ЯБЛОКО 20. Вопрос. В кого превращался князь Гвидон, отправляясь в гости к царю Салтану? Ответ. В КОМАРА 30. Вопрос. Как звали королевича в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»? Ответ. ЕЛИСЕЙ 40. Вопрос. Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане…»? Ответ. «Во саду ли, в огороде…» 50. Вопрос. Как зовут героиню, о которой идёт речь? «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…». Назовите сказку. Ответ. Царевна-лебедь. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ Категория “Золотой ключик” 10. Вопрос. Как назывался театр, в котором выступал Буратино и его друзья? Ответ. МОЛНИЯ 20. Вопрос. Какого персонажа нет в этой сказке? Ответ. КОЛОМБИНА 30. Вопрос. Для чего Буратино продал свою Азбуку? Ответ. ЧТОБЫ КУПИТЬ БИЛЕТ В ТЕАТР 40. Вопрос. Из чего была сделана одежда Буратино? Ответ. ИЗ БУМАГИ 50. Вопрос. Кто перегрыз верёвку, на которой был подвешен Буратино? Ответ. МУРАВЬИ Категория Разные сказки 10. Вопрос. О чём больше всего на свете мечтал Малыш? Ответ. О СОБАКЕ 20. Вопрос. Кого Карлсон называл «домомучительницей»? Ответ. ФРЕКЕН БОК 30. Вопрос. За что Чиполлино посадили в тюрьму? Ответ. НАСТУПИЛ НА МОЗОЛЬ ПРИНЦУ ЛИМОНУ 40. Вопрос. Что случилось с Алисой, когда она выпила из бутылочки с надписью «Выпей меня!»? Ответ. ОНА ВЫРОСЛА 50. Вопрос. Что спасло фею Динь от смерти? Ответ. МНОГО-МНОГО ДЕТЕЙ СКАЗАЛИ, ЧТО ОНИ ВЕРЯТ В ФЕЙ Категория Цитаты из сказок 10. Вопрос. Из какой сказки данная цитата . “Сяду на пенёк, съем пирожок!” Ответ. Русская народная сказка «Маша и медведь» 20. Вопрос. Из какой сказки данная цитата и кто её автор. «Только бы, — думает, — огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.» Ответ. Автор: Самуил Маршак Сказка: «Двенадцать месяцев» 30. Вопрос. Из какой сказки данная цитата и кто её автор. “Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...” Ответ. Автор: Алексей Толстой Сказка: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 40. Вопрос. Из какой сказки данная цитата и кто её автор. “Трудно быть храбрым, когда ты всего лишь Очень Маленькое Существо.” Ответ. Автор: Алан Милн Сказка: «Винни-пух и все-все-все» 50. Вопрос. Из какой сказки данная цитата и кто её автор. “Сам знаешь, тут, в Лесу, нельзя пускать в дом кого попало” Ответ. Автор: Алан Милн Сказка: «Винни-пух и все-все-все»
Категория Определи героя 10. Вопрос. Назовите героя, а также название и автора сказки. Любит мед. Голова набита опилками. Ответ. Герой: Винни-Пух. Название: Винни-Пух и все, все, все. Автор: Милн Ален Александр. 20. Вопрос. Назовите героя, а также название и автора сказки. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Ярко выраженные педагогические наклонности. Особая примета – волосы голубого цвета. Ответ. Герой: Мальвина. Название : «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Автор: Алексей Николаевич Толстой. 30. Вопрос. Назовите героя, а также название и автора сказки. Пожилой мужчина. Профессия – столяр. Особые приметы: нос сизого цвета. Ответ. Герой: Джузеппе . Название: «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Автор: Алексей Николаевич Толстой. 40. Вопрос. Назовите героя, а также название и автора сказки. Мальчик. Родители – бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен. Вызывает обильные потоки слез. Ответ. Герой: Чиполлино. Название: Приключения Чиполлино. Автор: Джанни Родари. 50. Вопрос. Назовите героя, а также название и автора сказки. Человек. Сделан из железа. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце. Ответ. Герой: Железный дровосек. Название: Волшебник Изумрудного города. Автор: Александр Мелентьевич Волков. |
Вспоминают правила игры.
Придумывают название команды и определяют капитана.
Слушают правила игры
Выбирает категорию
Участвуют в викторине |
Формы: фронтальная, групповая Средства: речь учителя, презентация
|
ПУУД: извлекают необходимую информацию из задания. КУУД: умеют слушать и слышать друг друга и учителя. КУУД: умеют грамотно выражать свои мысли, строить устные речевые высказывания. Личностные: Осознают необходимость изучать сказки различных писателей. |
Подведение итогов. Заключение |
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках |
-Вот и закончилась наша игра и сейчас мои помощницы подсчитают количество баллов за игру, и мы узнаем победителя нашей игры! Ребята, какие сказки зарубежных авторов мы вспомнили сегодня?
Замечательно, а теперь назовите русские народные сказки, которые встретились нам в викторине? И назовите, к какому виду можно отнести перечисленные вами сказки? Обоснуйте свой ответ.
-Молодцы. Ребята, что нового вы узнали из сегодняшней нашей игры? Что вам запомнилось больше всего? Хорошо, а теперь вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия. Правильно. Хорошо, молодцы. У нас с вами получилось выполнить все поставленные задачи. -Итак, в сегодняшней игре третье место занимает команда, которая называется…! Давайте похлопаем этой команде! Второе место занимает команда под названием … Давайте все вместе похлопаем команде. И победителем стала команда под названием…! Эта команда отлично знает сказки и их героев! Давайте похлопаем этой команде!
-И на этом наша викторина “Знатоки сказок” подходит к своему завершению. У вас на столах лежат бабочки. Раскрасьте её крылышки красным цветом, если вам было сложно. Желтым, если было интересно. Зеленым, если викторина вам понравилась. Спасибо вам за работу. Вы большие молодцы. До новых встреч. |
Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
-“Снежная королева”, “Дюймовочка”, “Русалочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Малыш и Карлсон”, “Приключения Чиполлина”, “Алиса в Стране чудес”, “Питер Пэн”, “Винни-пух и все-все-все”.
- “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”- волшебная сказка. Признаки волшебной сказки: 1) волшебные предметы (зеркальце, яблоко), 2) главный герой (царевич Елисей), который отправляется в путь, преодолевает препятсвия, с помощью волшебства достигает своей цели 3) прекрасная царевна, её смерть и чудесное воскрешение, и 4) главная злодейка - колдунья., “Сказка о царе
Салтане”- волшебная сказка. Признаки
волшебной сказки: 1. наличие
сказочного сюжета. Русская народная сказка «Маша и медведь» - бытовая сказка. Признаки волшебной сказки: 1. Главные герои человек и животное. 2. Происходит высмеивание недостатков героя. «Двенадцать месяцев» - волшебная сказка. Признаки волшебной сказки: 1. есть живые Месяцы года. 2. Волшебство с превращением мачехи с дочкой в собак. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - волшебная сказка. Признаки волшебной сказки: 1. Животные разговаривали. 2. Вымышленные персонажи. 3. Буратино был изготовлен из дерева. “Волшебник Изумрудного города” - волшебная сказка. Признаки волшебной сказки: 1. Вымышленные персонажи. 2. Летучие обезьяны, саблезубые тигры. 3.Наличие волшебников.
|
|
Регулятивные: самоконтроль. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.