Тема: "Язык, мимика, жесты как средства общения"
Цель: формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.
Задачи:
Обучающие: научить соотносить эмоции с выражением лица и различные ситуации с определенными эмоциями.
Развивающие: развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.
Воспитательные: воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.
Оборудование: карточки с пословицами, иллюстрации с разными выражениями мимики лица.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?
Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться.
2.Основная часть.
Воспитатель: - А какие средства общения вы знаете?
Дети: - Речь, мимика, жесты, язык.
Воспитатель: - Молодцы, это и есть тема нашего занятия.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
- Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?
- Объясните смысл пословиц:
Слово жжет сильнее огня.
Мягко стелет, жестко спать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Воспитатель: Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить? (с помощью жестов)
Воспитатель:
Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.
- Задание по группам.
Игра: «Покажи жестами»
Пользуясь языком жестов показать:
Тихо.
Подозвать ребенка.
Обрадоваться друзьям.
Воспитатель: - Жесты так же несут культуру народа. Одни и те же жесты, могут нести разное значение у разных народов.
Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.
Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.
Воспитатель: - Как называется изменение выражения лица при помощи лицевых мышц? (Мимика)
3. Заключительная часть.
Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей?
Н е л ь з я:
· Хлопать собеседника по плечу.
· Размахивать руками.
· Теребить одежду, крутить пуговицы.
· Чесать голову и теребить себя за ухо.
· Барабанить пальцем по столу.
· Трогать лицо руками.
· Чихать в пространство.
· Бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.
Игра: «Определите настроение»
Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны по выражению лица (мимики) определить настроение человека.
Радостный человек.
Удивленный человек.
Сердитый человек.
Воспитатель: - С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению?
Итог:
Воспитатель:
- С какими средствами общения мы сегодня познакомились?
- Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость?
Воспитатель: - А как сделать наше общение приятным?
- Давайте будем уважать друг друга. Пожелаем друг другу удачи и радости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.