Конспект внеурочного мероприятия по нравственно-этическому воспитанию для учащихся начальной школы с лёгкой умственной отсталостью
Класс: 3
Тема: «Улыбка».
Цель:
- освоение базовых понятий нравственности (добро, ответственность).
Задачи:
Учебная:
- актуализировать знания учащихся по теме: «Простые
правила нравственности».
Коррекционно – развивающие:
- развивать предпосылки логического мышление посредством выполнения заданий и дидактических игр;
-развивать монологическую и диалогическую речь в процессе общения с учителем и одноклассниками;
- развивать образную и произвольную память посредством упражнений на внимание;
- развивать быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений;
- формирование потребности употреблять в
речи вежливые слова.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам;
- воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.
Методы: словесные (беседа), практические
(работа с карточками), наглядные.
Оборудование: цветная радуга, карточки на каждого ребёнка с
эмоциями, карточки с надписями черт характера, сундучки, драгоценности, свеча,
альбомы, листочки с предложениями, индивидуальные карточки каждому письмо
«Мальчик Коля жадным был..», солнышко – изображение, жаворонка, зайчика,
курятник и петух, улей, дом с лентяем – пять лучей, цветочек.
Ход мероприятия
I.Организационный
момент.
У: Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы
улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все
вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте
глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А
выдохните все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза).
А теперь очень интересная игра.
Правила игры: Дети стоят в кругу, учитель достает «волшебную коробку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
У: Молодцы! У вас улучшилось настроение?
Д: Дааа!
У: Тогда мы начинаем наше занятие!
II. Основная часть
Учитель прикрепляет на доску два рисунка.
У: Это сундучки. (Крыша одного сундука приоткрыта, и в сундуке видны
драгоценности, монеты. Второй сундук пуст).
У: Вспомните, что в сказках складывают в сундуки, в сундучки?
Д: Жемчуг, драгоценности и т.д..
У: Можно эти богатства потрогать руками?
Д: Да, украшения можно надеть.
У: Ребята, у нас с вами есть настоящие богатства. Но потрогать их руками
нельзя! Как вы думаете, что это такое?( дети высказывают свои предположения)
У: Правильно, ребята, у нас с вами очень много хороших качеств. И это на самом деле богатство. Посмотрите у вас на столах лежат карточки, прочитайте их. (Дети читают)
У: Как это можно всё назвать?
Д: Качества человека.
У: А все ли качества здесь хорошие?
Д: Нет!
У: Но мы будем сегодня говорить о хороших
качествах человека. Давайте выберем плохие и уберём их в сторону. И этот сундук
заполним только хорошими чертами человека.
ЧЕСТНОСТЬ, ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ, СКРОМНОСТЬ,
ДОБРОТА, ЗЛОБА, СМЕЛОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ЖАДНОСТЬ,
АККУРАТНОСТЬ, СКУПОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, НЕЖНОСТЬ, ТЕРПИЛИВОСТЬ, ВРАНЬЁ,
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ЛАСКА, ВЫСОКОМЕРИЕ, УВАЖЕНИЕ, ЧУВСТВО ЮМОРА,
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, НЕОПРЯТНОСТЬ, ВЕСЁЛЫЙ НРАВ, ЛЮБОПЫТСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
СТРОГОСТЬ, ГОРДОСТЬ.
У: Какое качество можно сравнить с любопытством, но оно хорошее?
Д: Любознательность.
У: Обратите внимание, что драгоценности человека, богатства души – это
только хорошие качества.
- Почему я все хорошие качества поместила в сундучок? Кто догадался?
Д: Это богатство!
У: Для кого?
Д: Для себя и для других.
У: Можно ли эти богатства потрогать руками?
Д: Нельзя.
У: Это и есть богатство души человека. И оно проявляется в его отношении
к людям к делу. И хорошего человека сразу видно – он светится, как солнышко,
как радуга. Вот посмотрите на эту «Радугу».
я – красное
ты – оранжевое
он – жёлтый
она – зелёный
вы - голубой
они – фиолетовый
мы – синий
У: Что можно сказать про эту радугу?
Д: Она красивая. Цвета все разные.
У: Правильно! Мы все разные как цвета
радуги. Я - личность. Мы все разные, но нужно стараться быть хорошим человеком.
Зрительная гимнастика.
У: Посмотрите на фигуры под радугой, запомните их. Закройте глаза и
вспомните, какого цвета был квадрат.
1. Раскрашивание. (Цвета радуги)
2. Растереть ладони и закрыть глаза – 1,2,3,4,5
3. Речевка «Любопытная ВАРВАРА
Смотрит влево,
Смотрит вправо
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз
А потом свалилась вниз.
Знакомство со стихотворением – знаковое письмо.
У: Ребята, посмотрите, кто унас в гостях. Это мальчик Коля.
Чтение стихотворения «Мальчик Коля жадным
был.»
Мальчик Коля жадным был,
Только лишь себя любил.
Не делили не с кем конфеты
и игрушки не давал.
Сам всё ел, играл в игрушки
и себе всё забирал.
С ним ребята перестали
И делиться, и дружить.
ЖАДИНОЙ ЕГО ПРОЗВАЛИ:
Очень трудно с Колей жить.
У: Почему дети прозвали Колю жадиной? Почему дети перестали делиться с
Колей? Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?
Обратимся к нашему сундучку.
- Ребята сундучок с драгоценностями можно похитить? (да)
- А сундучок с богатствами души? (нет)
- Эти положительные черты характера обогревают, как солнышко, не только самого
человека, но и других людей.
- У выражения лица есть особенность – не только лицо зависит от переживаемой
эмоции, но и внутреннее состояние человека зависит от выражения лица.
Улыбнитесь, и вам сразу станет радостнее. По выражению лица, глаз, по действиям
человека мы может иногда сказать, какое настроение у человека в данный момент,
добрый он или наоборот строгий, что он хочет сделать в данный момент.
- Давайте вспомним, какие выражения может принять наше лицо в зависимости от
состояния наших внутренних ощущений. Поиграем в игру «Эмоции».
Я покажу, а вы угадаете эмоции.
- Я буду показывать эмоцию выражением лица, а вы показывайте мне
соответствующие карточки.
РАДОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, ГРУСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ,
СМУЩЕНИЕ, НАСМЕШКА, ЗЛОСТЬ, НЕДОВОЛЬСТВО, СТРАХ
Упражнение – показ «Разгадай эмоцию»
У: Предлагается разгадать эмоции и показать карточку с эмоцией по
словам:
Беда караул (страх, паника).
Так зол (Гнев).
Игра «На мимику и пантомимику».
МИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
(Обыграть ребенку из класса).
Настя пошла гулять. Ей ласково светило солнышко, ей было тепло и приятно. Она
увидела цветочек.
- Ах! Какой красивый цветочек. Как приятно он пахнет.
На цветок села пчела и ужалила Олю.
радость, удовольствие, испуг (страх), грусть.
У: И, чтобы закрепить черты характера поиграем в игры. «Ребусы».
(Зрительная гимнастика)
- Поиграем глазами и составим правильное слово.
Н –р, честность – сонтечсьт
365421798.
Физминутка «Как живешь?
Как живешь?
Вот так! (Показать большие пальцы).
А плывешь?
Вот так!( Имитация плавания).
Как бежишь?
Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут»).
Вдаль глядишь?
Вот так! (Приставить к глазам пальцы).
Ждешь обед? («биноклем»).
Вот так! (Подпереть щеку кулачком).
Машешь вслед?
Вот так! (Помахать руками).
Утром спишь?
Вот так! (Обе руки— под щеку).
А шалишь?
Хлопнуть по надутым щекам.
Задание на листочках.
Детям раздаются листочки с предложениями дети читают, и записывают, какие черты
характера проявляются у детей в предложениях.
1. Девочка помогла перейти дорогу бабушке.
2. Дети помогают маме убрать квартиру.
3. Мальчик навестил больного товарища в больнице.
4. Мальчик признался маме в своём нехорошем поступке.
5. Девочка помогла найти потерянную вещь.
6. Развеселить маленького ребёнка.
7. Дети нашли чужую вещь, и вернули её владельцу.
- Ребята самое главное сундучок, который мы заполнили драгоценностями души –
это все наши хорошие качества. Этот сундучок у нас должен быть в душе – мы его
должны охранять, и помнить о нём и пользоваться только чертами из этого
сундучка.
III.Заключительная
часть.
Упражнение «Как доставить радость человеку»
- Давайте сейчас доставим радость друг другу: вспомните «добрые» слова или
хорошие качества своего соседа и назовите их.
- Молодцы! А теперь подберите, пожалуйста, синонимы к слову «доброта».
- Каким делает человека доброта?
- Доброта всегда связана с заботой. Какого человека можно назвать добрым и
одновременно заботливым?
- Существует много пословиц о добре. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Я
начну, а вы продолжите:
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Жизнь дана на добрые дела.
Итог мероприятия.
Упражнение на расслабление. Свеча.
Это тепло. Вот свеча – это солнце….сели в кружок, возле свечи. Посмотрите на
огонь, огонь только что родился, он ещё слабый, неуверенный – дети опускают
голову, руки опущены. А теперь огонь набирает силу, растёт – дети медленно
поднимают голову и руки вверх и колышут их там. Дети, от пламени к нам идет
тепло и добро, а все плохое, нехорошее сгорает, уходит от нас. От пламени
исходит свет, значит, жизнь наша будет светлой яркой и красочной. Давайте
наберём в лёгкие воздуха и задуем свечку. И будем с этого момента дарить всем
окружающим только радость.
Домашние задание. Нарисовать солнышко «Я – личность», а «Лучики от
солнышка» – написать, положительные черты своего характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.