МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Гостиница для обучающихся
г. Моршанск Тамбовской области
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: УМЕЙ СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ» (в рамках образовательного мероприятия «День гражданской обороны»)
Цель мероприятия: Расширение, закрепление и углубление знаний о гражданской обороне.
Задачи:
- формировать у обучающихся понятие «гражданская оборона»; познакомить с функциями Гражданской обороны, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время;
- закрепить правила безопасного поведения при возникновении пожара;
- развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС;
- содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков, чувства долга, готовности прийти на помощь в трудную минуту.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, телевизор; презентация; схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, загадки на пожарную тематику, аудиозапись «Внимание всем!».
Форма проведения и методические приёмы: Воспитательный час (Беседа. Презентация. Викторина. Отгадывание загадок. Демонстрация видеоматериалов)
ПРОВЕДЕНИЕ: 30 сентября 2020 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
Мотивация. Сообщение темы занятия
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие по страницам очень важной книги, которая имеет название «Гражданская оборона». Эта книга нас научит, как выжить и защитить себя в любой чрезвычайной ситуации. А что же такое «Гражданская оборона»?
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Ежегодно «День гражданской обороны» отмечается в России 4 октября. Отмечают этот профессиональный праздник все те, кто имеет самое непосредственное отношение к службе гражданской обороны – сотрудники МЧС: противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация, поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.
«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Страница 1 « Историческая»
Точкой отсчёта в истории создания и развития ГО стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года об утверждении «Положения о противовоздушной обороне территории СССР», согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Созданная именно в то время местная противовоздушная оборона (МПВО) и легла в основу будущей Гражданской обороны страны. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днём рождения Гражданской обороны.
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами.
На сегодня министром по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий является Зиничев Евгений Николаевич, генерал-полковник.
2. Страница 2 «Внимание, всем!». Ознакомление с сигналами ГО в мирное и военное время и действиями населения
1) Одними из задач гражданской обороны являются:
· Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.
· Оповещение населения об опасности.
Если Вы находитесь дома, в общественном месте и услышали звук сирены или звуковой сигнал «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!», то немедленно включите полную громкость приёмника радиовещания на любой программе или включите телевизионный приёмник на любой местный новостной канал.
Просмотр видеоролика « Сигнал гражданской обороны».
2) Вопрос: Какие средства защиты органов дыхания и кожи вы знаете?
Практикум по одеванию ватно-марлевых повязок.
3. Страница 3 «При пожаре, как один, набираем 01»
Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему.
Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым.
По причине неосторожного обращения с огнём исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнём будет приносить только радость.
А знакомы ли вы с огнём, мы сейчас узнаем!
1) Загадки:
И мала, и зла, чуть свечу.
Но уж если прилечу - много горя принесу. (Искра)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)
Могу я кротким быть порой,
Ваш дом согрею я зимой.
Но коль со мной играть возьмутся -
Могу пожаром обернуться! (Огонь)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (Пожарные)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы – напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)
2) Просмотр видеоролика «Что нельзя делать при пожаре».
3) Мини-викторина:
- Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать?
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «101» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «101», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.
Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
- Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
- Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «101», покинуть помещение.
4. Страница 4 «Внимание, опасно!»
В начале 21-го века часто отмечались случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые оказывались или могли оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживали в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах.
Как же вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?
Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания:
· Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто её мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
· Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
· Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
- зафиксируйте время обнаружения предмета;
- постарайтесь сделать всё возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.
5. Страница 5 «Знаю и соблюдаю» (Работа в малых группах)
1 группа: Возникла стрельба, ты оказался на улице. Твои действия?
2 группа: Вы обнаружили подозрительный предмет. Какими будут Ваши действия?
1 группа: Ваши действия, когда Вы слышите выстрелы, находясь дома.
2 группа: Ваши действия, если рядом прогремел взрыв?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия: Игра «Заморочки из бочки»
Обучающиеся поочерёдно достают бочонки с номерами и задают вопрос остальным обучающимся. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Вопросы:
· Чрезвычайная ситуация – это… (Опасность, угрожающая сразу многим людям).
· Спасатели – это… (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события).
· Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (Авария на Чернобыльской АЭС.)
· Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (Капитан.)
· Токсичные вещества называют… (Яды)
· Нарушение целостности кости называют... (Переломом)
· Для чего предназначен противогаз? (Для защиты органов дыхания от вредных примесей.)
· Первая помощь при пищевом отравлении – это… (Промывание желудка.)
· Организованный вывоз населения из зоны ЧС - это… (Эвакуация.)
· Что такое респиратор? (Индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей.)
· Первая помощь при капиллярном кровотечении… (Промыть рану, наложить повязку.)
· Простейший способ очистки воды - … (Кипячение, фильтрование.)
2. Итог
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.
Каждый из вас должен помнить о своей безопасности и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.
До новых встреч! Будьте внимательны и осторожны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.