Конспект внеурочного занятия на тему: «В мире пословиц и поговорок»

  • docx
  • 24.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала в мире пословиц и поговорок 2.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Конспект внеурочного занятия на тему: «В мире пословиц и поговорок»

Дата:

МКОУ СОШ №5
Класс:
2

Студентка: Артамоновой И.Д.

Учитель-наставник: Захарова О.А.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Цель: воспитывать любовь к русской культуре (устному народному творчеству);

Планируемые результаты:

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Метапредметные:

Познавателные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Коммуникативные УУД: составлять небольшие устные монологические высказывания.

Форма занятия: игра-конкурс

Ресурсы: презентация, карточки.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формы организации

I.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть на занятии.

Возле парты встанем сначала.

Это означает занятия начало.

Наши мысли в порядок приведем,

Ведь слово “оживлять” мы начнем.

Подарим улыбку друг другу, для всех!

Только это принесет нам удачу, успех!

 Приветствуют учителя.

 

Индивидуальная

 

II.

Целепологание

-Дорогие дети, русский народ за свою многовековую историю сложил немало пословиц и поговорок, которые мы часто с вами употребляем.

Не получилось у нас что-то сделать с первого раза, мы говорим: «Первый блин комом». Ушибся малыш на прогулке, мама пожалеет его, потрет больную коленку и скажет: «Терпи, казак, атаманом будешь». Давайте сегодня вспомним русские пословицы и поговорки. А те, которые вы забыли или не знали, постараемся запомнить. В конце нашего занятия будет конкурс: за определенное время нужно назвать больше всех пословиц и поговорок, поэтому будьте внимательны. Итак, мы начинаем.

 

Давайте разделимся на две команды

Слушают

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Регулятивные УУД: составлять план решения проблемы совместно с учителем

 

 

Коллективная

IV.

Основная часть

КОНКУРС «СКОРО СЛОВО МОЛВИТСЯ…»

ВЗадание - завершить пословицу или поговорку. Например, я говорю: «Дело мастера…», а вы должны добавить: «…боится».

Аппетит приходит во время …(еды).

Голод не …(тетка).

Готовь сани летом, а телегу …(зимой).

Кашу маслом не … (испортишь).

Всяк кулик свое болото… (хвалит).

Не в свои сани не … (садись).

Первый блин … (комом).

Век живи век… (учись).

Без труда не вытащить и рыбку из …(пруда).

У семи нянек дитя без … (глаза).

Терпи, казак, атаманом … (будешь).

Труд человека кормит, а лень… (портит).

Хлеб-соль кушай, а правду … (слушай).

Будет и на нашей улице … (праздник).

Подведение итогов 1 конкурса.

 

КОНКУРС

«СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ»

-Иногда буква меняет смысл слова, а значит и смысл всего предложения. Что случилось с этими поговорками? Да они стали просто смешными! Найдите и исправьте ошибку. И назовите пословицу правильно. Ваша задача прочитать поговорку вслух, а затем найти ошибку и прочитать правильный вариант. Раздать карточки каждой команде.

 

 

Карточка первой команде.

Аппетит проходит во время еды.

 

Город не тетка.

Готовь сени летом, а телегу зимой.

 

Машу маслом не испортишь.

 

Икра стоит свеч.

Блин блином вышибают.

Не в свои бани не садись.

Нет козы без шипов.

 

Карточка для второй команды.

Первый блин колом.

По одежке протягивай рожки.

 

Проще жареной репы.

Своя ноша не тонет.

Банты – упрямая вещь.

Хоть кол на голове туши.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

 

Подведение итогов 2 конкурса.

 

КОНКУРС «ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ»

Вам предлагаются слова, из которых нужно составит пословицу, поговорку или крылатое выражение. (Раздать карточки).

Карточка первой команде.

1.     Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2.     Будет, наша, праздник, улица.

3.     Семь, дитя, глаз, няньки.

4.     Смотреть, конь, дареный, зубы.

 

 

Карточка для второй команды.

1.     Ухо, медведь, наступать.

2.     Терпеть, быть, казак, атаман.

3.     Каша, масло, портить, не.

4.     Соловей, кормить, басни.

 

Подведение итогов 3 конкурса.

4. КОНКУРС «ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ – НЕ ВЫРУБИТЬ ТОПОРОМ»

Ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.

1.     От чего лучше всего плясать? (От печки.)

2.     Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом.)

3.     Когда считают цыплят? (По осени.)

4.     Чем долг красен? (Платежом.)

5.     Чего не утаишь в мешке? (Шила.)

6.     Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

7.     Когда приходит аппетит? (Во время еды.)

8.     Где черти водятся? (В тихом омуте.)

9.     Что любят деньги? (Счет.)

10. Что знает кошка? (Чье мясо съела.)

11. В какие сани не следует садиться? (В чужие.)

12. Чем клин вышибают? (Клином.)

 

Подведение итогов 4 конкурса

1.     КОНКУРС

«СОЛОВЬЯ БАСНЯМИ НЕ КОРМЯТ»

Наш следующий конкурс необычный. Вам предлагается расшифровать пословицы или поговорки. Например: легок в снижении – тяжел на подъем.

1.     Столько телу надоело. (Сколько душе угодно.)

2.     Раскатав штанину. (Засучив рукава.)

3.     На трех прыжках. (В двух шагах.)

4.     Пес посмеялся. (Кот наплакал.)

5.     Перекинуть через ноготь. (Обвести вокруг пальца.)

6.     Нос к носу. (С глазу на глаз.)

7.     Так на орла земля. (Как с гуся вода.)

Подведение итогов 5 конкурса.

 

КОНКУРС «БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК»

А сейчас творческое задание – оживить пословицу или поговорку. Это можно сделать с помощью пантомимы или небольшой сценки.

1.     Семеро одного не ждут.

2.     Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

3.     Что посеешь, то и пожнешь.

4.     Знает кошка, чье мясо съела.

 

 

Ответы детей

 

 

еды

тетка

зимой

испортишь

хвалит

садись

комом

учись

пруда

глаза

будешь

портит

слушай

праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исправляют ошибки

Аппетит приходит во время еды

Голод не тётка

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Кашу маслом не испортишь

Искра стоит свеч

Клин клином вышибают

Не в свои сани не садись

Нет розы без шипов

 

 

Первый блин комом

По одёжке протягивай ножки

Проще пареной репы

Своя ноша не тянет

Факты упрямая вещь

Хоть кол на голове чеши

…лишь бы не плакало

 

 

 

 

 

 

 

Составляют выражения

 

 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Будет и на нашей улице праздник

У семи нянек дитя без глазу

Дарёному коню в зубы не смотрят

 

 

Медведь на ухо наступил

Терпи казак атаманом станешь

Кашу маслом не испортишь

Соловья баснями не кормят

 

 

 

 

Составляют выражения

 

 

От печки

 

Атаманом

 

По осени

Платежом

 

Шила

 

Без труда

 

Во время еды

В тихом омуте

счёт

 

чье мясо съела

 

в чужие

 

клином

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько душе угодно

 

 

Засучив рукава

В двух шагах

 

Кот наплакал

Обвести вокруг пальца

 

С глазу на глаз

Как с гуся вода

 

 

 

 

 

 

Инсценируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавателные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

 

Групповая

VI.

Итог занятия. Рефлексия

Давайте подведём итоги конкурса.

Подведение итогов конкурса, награждение победителей.

-Какие конкурсы для вас были самые лёгкие?

-Какие показались сложными?

Сейчас я вам раздам смайлы, вы нарисуете на них улыбку или грусть раскрасьте и приклеите к дереву.

 

 

 

Ответы детей

 

 

Приклеивают смайл

Коммуникативные УУД: составлять небольшие устные монологические высказывания

Индивидуальная

 


 

Посмотрите также