Конспект внеурочного занятия по русскому языку "Падежи русского языка", 4 класс.
Оценка 4.6

Конспект внеурочного занятия по русскому языку "Падежи русского языка", 4 класс.

Оценка 4.6
docx
24.01.2021
Конспект внеурочного занятия по русскому языку "Падежи русского языка", 4 класс.
Падежи русского языка. 4 класс.docx

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

Внеурочного занятия по русскому языку

 

Студентки 331 группы

Социально – педагогического отделения

Место проведения урока:

Школа № 16, класс 4 "в"

Дата проведения урока: 10. 12. 2019

Начало урока 9:50

ФИО студентки:

Обрезкова Валерия Андреевна

ФИО учителя школы:

Ермолина Тамара Федосеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Суровцева Нина Александровна

Допуск к проведению внеурочного занятия:

__________________, дата_______

(подпись преподавателя)

__________________, дата_______

(подпись учителя)

 

 

 

 

 

Тема. Падежи русского языка.

Учебный предмет:

Класс:

 Внеурочное занятии по русскому языку

4 «В»

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: формировать у детей знания о падежах русского языка.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Имя существительное, падежи

Тип внеурочного занятия:

 

Планируемый результат:

Предметный

  • Знают понятия: существительное, падеж
  • Используют термины в речи
  • Умеют применять полученные знания на практике

 

Личностный:

  • Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью;
  • Вызвать у детей интерес к изучению предмета

 

Познавательный:

  • Умеют сравнивать, обобщать;
  • Умеют отвечать точно и полно;

 

Регулятивный:

  • Умеют формулировать темы занятия;
  • Понимают и удерживают учебную задачу

 

Коммуникативный:

  • Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;
  • Слушают своих сверстников;

·         Умеют работать  в парах

 

 

 

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.
  • Парная

Ресурсы:

  • Мультимедийная презентация.
  • Карточки

Этапы урока

Задачи этапа

 

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

1. Замотивировать учащихся к деятельности (Л)

2. Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.)

И, где, там, труд, радость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Андреевна. Сегодня я проведу у вас занятие по русскому языку.

-Ребята, на слайде вам даны слова. Вам нужно из этих слов составить пословицу.

И, где, там, труд, радость.

-Подумайте.

-Что получилось?

- Сегодня наше занятие пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость".

 -Объясните смысл пословицы.

 

- Давайте и мы с вами будем трудится и будем добывать новые знания.

 - Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего занятия?

-Поднимите руки, кто будет соблюдать данные качества.

- Я вижу, что все готовы начать работу.

 

 

 

 

 

"Где труд, там и радость".

 

- Благодаря труду человек развивается, узнаёт и учится чему-то новому.

 

(Дисциплинированность, аккуратность, организованность, … трудолюбие)

Постановки темы и задач занятия. Актуализация знаний о падежах.

1. Учить формулировать тему занятия. (Р.)

2. Учить отгадывать ребус.

3.Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.)

 

- А, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте ребус.

ребусы ребусыребусыребусыребусыребусыребусы

 

-Молодцы, ребята.

 

-О чем же мы сегодня с вами будем говорить?

 

-Какие задачи вы поставите перед собой на данное занятие?

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
  • Научиться определять падеж имён существительных;
  • Повторить окончания имён существительных в данном падеже;

 

- Падежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о падежах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Ребята, перед вами кубик. В этом кубике есть прорезь, в которого мы сейчас опустим полоску бумаги со словом «коза».

 

- В этом кубике лежит слово «коза». (Роняю кубик, он падает то одной стороной, то другой).

 

-В кубике сейчас то же слово или другое?

 

-Изменилось ли слово «коза» на слово «волк»?

 

- А что же менялось в слове «коза» при падении кубика? Давайте за этим понаблюдаем. Теперь вы будете ронять кубик и произносить слово «коза» с тем окончанием, которое будет на верхней стороне кубика.

Д: коз-ой                           Д: коз-у

У: кем? Чем?                  У: кого? Что?

 

-Что мы делали со словом?

 

-Каждая сторона кубика с окончанием – это «сторона» вложенного в кубик слова «коза», как только мы изменяем вопрос и слово «коза» изменяется т как бы поворачивается к нам нужной своей стороной. Каждая «сторона» слова - это его форма.

 

- Чем же является «сторона» слова?

 

-Мы роняли кубик. Он падал, происходило падение, падёж. От слова произошло слово падеж. «Сторона», которой упало слово,-это его падеж. Если «сторона» слова - это форма слова, то тогда что такое падеж?

 

-Ребята, что мы делали со словом?

 

- Какая часть слова изменялась?

 

-Как же называется такая форма слова, которая получается при его изменении по вопросам кем? Чем? Кого? Что?

 

-Как это слово звучало раньше?

 

- Что же такое падеж?

 

-Посмотрите, какие заглавные буквы написаны на сторонах кубика?

 

-Это начальные буквы названий сторон слова, его форм, т.е. падежей: именительный и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

- то же

 

-нет

 

 

 

 

 

 

 

 

- положили его в кубик, роняли, изменяли по вопросам

 

 

 

- его формой

 

 

- падеж-это форма слова

 

 

 

 

- окончание

 

- падеж

 

 

-падёж

 

-форма слова

 

-И.Р.Д.В.Т.П.

Закрепление знаний о падежах русского языка.

Закрепить знания о падежах (Р.)

Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.)

Учить строить простые рассуждения (К.)

 Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.)

Закрепить умение определять падеж имён существительных. (Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

падеж

вопросы

вспом.предл.

примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около ,

У Дательного – к, по ,

У Винительного – в, на, за, про, через ,

 У Творительного – с, за, под, над, между ,

У Предложного – о, об, в, по, на, при .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как-то раз с большого клёна 
Оторвался ___ зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного ___..
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному___!
Лапой – хвать зелёный ___…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с ___зелёным… 
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном 
Стих о том ____ зелёном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!.. Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
мы помочь хотим свинье.
Сами - чуть не в полынью,
но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:
разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье!

Работа со сказкой

-Ребята, теперь послушайте сказку. Я начну, а остальные, у кого на партах лежат карточки с номером 1, продолжат по очереди. В ходе прочтения сказки, вам надо будет заполнить вот такую вот таблицу (показываю).

 

  Сказка про падежи

Жили-были падежи. Шесть знатных молодцов. Без них невозможно было людям понять друг друга, и они бы поругались от непонимания. Представляете, если каждый будет называть несклоняемые слова, то они будут терять свое значение, превращаясь в чепуху. Еще эти волшебные слова дружат с предлогами. Они направляют слова и дают им приобрести смысл в буквенном паровозике, который называется предложение.

 

   1) Первый падеж Именительный, то есть он дает слову имя, также, как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, ложка. Предмет, которым мы едим, имеет имя ложка. Колючее существо зовется еж. Имя может иметь и живое существо и неживое, неодушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.

 

- И.,расскажи о своём падеже, остальные, если что будут дополнять.

 

-как называется падеж?

 

-на какие вопросы отвечает?

 

-с какими предлогами употребляется?

 

 

 -приведи пример из текста

 

2) Родительный падеж. Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет".  Например, нет ложки. У железного дровосека, нет сердца. Нет чего? Нет сердца. Помните, он шел в изумрудный город, чтобы попросить у волшебника сердце. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без ложки, желаю счастья от всего сердца.   

 

-И., как называется падеж?

 

-на какие вопросы отвечает?

 

-с какими предлогами употребляется?

 

 

 -приведи пример из текста

 

 

3) Дательный падеж. Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать к чаю, по ложке. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж. Мы указываем, фамилию и имя друга, например Иванову Максиму в дательном падеже. Также не забываем написать адрес "куда". Правда для него еще не придумали Отправлятельного падежа, может еще изобретут.

 

И., как называется падеж?

 

-на какие вопросы отвечает?

 

-с какими предлогами употребляется?

 

 

 -приведи пример из текста

 

 

 

4) Следующий падеж Винительный. Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу ложку. Вижу что? Ложку. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про ложку. Раньше, когда не было ложек люди ели руками. Кусочки овощей и мяса вынимали из миски правой рукой. Первые ложки появились в 14 веке, делали их из раковин, рыбных костей и дерева. Большинство ложек были деревянные, но Князь Владимир приказал изготавливать серебряные ложки. И даже первое время, приходя в гости, ложки носили с собой.  

 

И., как называется падеж?

 

-на какие вопросы отвечает?

 

-с какими предлогами употребляется?

 

 

 -приведи пример из текста

 

 

5)  Творительный падеж. Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь своей ложкой. Горжусь чем? Своей ложкой. Дружит с предлогами "перед", "под" и над. Например, положить вилку перед ложкой или солнце село над лесом. Над чем? Над лесом. Каждый из нас, наверное, хотел бы увидеть закат солнышка. Это очень красиво.

 

И., как называется падеж?

 

-на какие вопросы отвечает?

 

-с какими предлогами употребляется?

 -приведи пример из текста

 

 

 6) Предложный падеж. Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать". Например, мечтает о серебряной ложке. О чем? О ложке. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.

 

И., как называется падеж?

 

-на какие вопросы отвечает?

 

-с какими предлогами употребляется?

 

 

 -приведи пример из текста

 

 

 

     Однажды падежи собрались все вместе и придумали истины из своих названий. Нет ничего мудрее истины!

-О чём эта сказка?

-с кем дружат падежи?

- а почему у каждого падежа свои предлоги?

 

 - А зачем нам нужно знать предлоги падежей?

 

- Верно, если мы будем знать, с какими предлогами употребляется каждый падеж, мы легко сможем определить падеж слова, к которому относится предлог.

-Ребята, теперь кто не успел заполнить таблицу, дополните его со слайда.

 

Работа с сигнальными карточками

-Ребята, у вас на партах у каждого лежат карточки падежей с вопросами. Я буду говорить падеж, вы должны поднять карточку с вопросами этого падежа, если буду поднимать вопросы, то должны поднять карточку с падежом.

-Итак, готовы?

 

 Именительный        

 Дательный         
  кого? что?
  Родительный 

   Творительный

о ком? о чём?

 

-Хорошо, ребята. Вы были очень внимательными и уже знаете падежи с вопросами. 

 

Физминутка

- Давайте с вами немного разомнёмся. Все вышли из-за парт.

Именительный  подпрыгнул,

А родительный – летал.

Дательный  полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

 

- А теперь давайте еще раз, только в ускоренном темпе.

 

Именительный  подпрыгнул,

А родительный – летал.

Дательный  полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

 

-Молодцы, садимся!

 

 

Вставь в стихотворение слово в нужном падеже.

-Ребята, вам дано стихотворение «Приключение зелёного листа», в котором в местах пропущено слово «лист». Ваша задача, написать это слово в нужном падеже и указать падеж.

- У вас у каждого на столах такой листочек, покажите мне его. Вместо пропусков вы пишите слово «лист» в нужном падеже.

- Выполняем.

Как-то раз с большого клёна 
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным… 
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном 
Стих о том листе зелёном.

-Теперь сверьте ваши ответы со слайдом.

- У кого всё правильно? Ставьте на листочках «+»

-У кого 1-2 ошибки?

- У кого больше ошибок?

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу.

 

Работа с деформированным текстом.

-Ребята, на карточке №3 вам дано деформированное стихотворение. Вам нужно расположить предложения так, чтобы получилось связное стихотворение. Перед предложениями поставьте цифры. Чтобы слово «свинья» стояло в порядке падежей. Сначала в именительном, затем в родительном…

Недовольны мы свиньёй:
разве шутят с полыньёй?

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье!

                                  

Плюх!.. Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.

Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье!

 

Плюх!.. Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.

 

- И., прочитай, что получилось у тебя.

 

-У всех так?

-Молодцы!

 

Итоговая проверочная работа. Тест на определение падежной формы существительных

- Ребята, запишите на листочках в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;
  2. Перепрыгнул через лужу;
  3. Вышел из ворот;
  4. Побежал по коридору;
  5. Беспокоились о сыне;
  6. Стучали в дверь;
  7. Разрезал ножницами;
  8. Подарила бабушке;
  9. Стучал молотком;
  10. Отвечать у доски.

 

 

7) Самопроверка

-Сверьте ваши ответы со слайдом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

В

Р

Д

П

В

Т

Д

Т

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-именительный

-кто? Что?

 

- не имеет ни одного предлога

ложка, ёж

 

 

 

 

 

 

- родительный

-кого? Чего?

-"от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для".

-нет ложки, нет сердца

 

 

 

 

 

 

 

-дательный

- кому? Чему?

 

- к, по

 

-к чаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-винительный

- кого? Что?

 

-про, через, за

 

про ложку

 

 

 

 

 

 

-творительный

-кем? Чем?

-перед, под, над

-солнце село над лесом

 

 

 

 

-предложный

- о ком? О чем?

-единственный предлог «о»

 

-мечтает о серебряной ложке

 

 

- о падежах

- с предлогами

- Каждый падеж употребляется с определенными предлогами

- По предлогам можно определить падеж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(кто? что?)
кому? чему?)

Винительный

кого? чего?

кем? Чем?

Предложный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.п.

 

Р.п.

 

 

Д.п.

 

 

Т.п.

 

 

П.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточная

рефлексия

 

Учить производить

самоконтроль своих

знаний. (Л.)

 

- Ребята, какие знания мы сегодня закрепили?

 

- Сколько падежей в русском языке?

 -Знания о падежах русского языка.

 

-6

 

Рефлексия и итоги

·Учить анализировать

свою работу. (Р.)

 Учить рефлексии

деятельности (Р)

Лесенка успеха

-Ребята, у каждого на парте есть карточка с такой лесенкой. Она называется лесенка успеха.

-Если вы сегодня на занятии выполняли все задания правильно, без ошибок, нарисуйте человечка на самой верхней ступеньке. Если вы допустили несколько ошибок, нарисуйте человечка на средней ступеньке. А если вы не выполняли задания или допускали много ошибок, то нарисуйте человечка на самой нижней ступеньке.

-Тамара Федосеевна, поставьте ребятам в дневники «5», они молодцы

 

 

Рисуют человечков на ступеньках

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Тема. Падежи русского языка.

Тема. Падежи русского языка.

Организация пространства:

Организация пространства:

Постановки темы и задач занятия

Постановки темы и задач занятия

Что мы делали со словом? -Каждая сторона кубика с окончанием – это «сторона» вложенного в кубик слова «коза», как только мы изменяем вопрос и слово…

Что мы делали со словом? -Каждая сторона кубика с окончанием – это «сторона» вложенного в кубик слова «коза», как только мы изменяем вопрос и слово…

Учить строить простые рассуждения (К

Учить строить простые рассуждения (К

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам

У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около ,

У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около ,

Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья

Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья

Вспоминайте о свинье, чтоб не плавать в полынье!

Вспоминайте о свинье, чтоб не плавать в полынье!

Самопроверка -Сверьте ваши ответы со слайдом

Самопроверка -Сверьте ваши ответы со слайдом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021