министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Внеурочного занятия по русскому языку
Студентки 331 группы
Социально – педагогического отделения
Место проведения урока:
Школа № 16, класс 4 "в"
Дата проведения урока: 10. 12. 2019
Начало урока 9:50
ФИО студентки:
Обрезкова Валерия Андреевна
ФИО учителя школы:
Ермолина Тамара Федосеевна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению внеурочного занятия:
__________________, дата_______
(подпись преподавателя)
__________________, дата_______
(подпись учителя)
Тема. Падежи русского языка.
Учебный предмет: Класс: |
Внеурочное занятии по русскому языку 4 «В» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: формировать у детей знания о падежах русского языка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии, методы: |
ПДО |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, термины: |
Имя существительное, падежи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип внеурочного занятия: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметный
|
Личностный:
Познавательный:
Регулятивный:
Коммуникативный:
· Умеют работать в парах
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы по организации деятельности детей:
|
Ресурсы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока Задачи этапа
|
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности 1. Замотивировать учащихся к деятельности (Л) 2. Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.) |
И, где, там, труд, радость.
|
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Андреевна. Сегодня я проведу у вас занятие по русскому языку. -Ребята, на слайде вам даны слова. Вам нужно из этих слов составить пословицу. И, где, там, труд, радость. -Подумайте. -Что получилось? - Сегодня наше занятие пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость". -Объясните смысл пословицы.
- Давайте и мы с вами будем трудится и будем добывать новые знания. - Что сейчас является вашим трудом? - Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего занятия? -Поднимите руки, кто будет соблюдать данные качества. - Я вижу, что все готовы начать работу. |
"Где труд, там и радость".
- Благодаря труду человек развивается, узнаёт и учится чему-то новому.
(Дисциплинированность, аккуратность, организованность, … трудолюбие) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановки темы и задач занятия. Актуализация знаний о падежах. 1. Учить формулировать тему занятия. (Р.) 2. Учить отгадывать ребус. 3.Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.) |
|
- А, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте ребус.
-Молодцы, ребята.
-О чем же мы сегодня с вами будем говорить?
-Какие задачи вы поставите перед собой на данное занятие?
|
- Падежи
- о падежах
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
- Ребята, перед вами кубик. В этом кубике есть прорезь, в которого мы сейчас опустим полоску бумаги со словом «коза».
- В этом кубике лежит слово «коза». (Роняю кубик, он падает то одной стороной, то другой).
-В кубике сейчас то же слово или другое?
-Изменилось ли слово «коза» на слово «волк»?
- А что же менялось в слове «коза» при падении кубика? Давайте за этим понаблюдаем. Теперь вы будете ронять кубик и произносить слово «коза» с тем окончанием, которое будет на верхней стороне кубика. Д: коз-ой Д: коз-у У: кем? Чем? У: кого? Что?
-Что мы делали со словом?
-Каждая сторона кубика с окончанием – это «сторона» вложенного в кубик слова «коза», как только мы изменяем вопрос и слово «коза» изменяется т как бы поворачивается к нам нужной своей стороной. Каждая «сторона» слова - это его форма.
- Чем же является «сторона» слова?
-Мы роняли кубик. Он падал, происходило падение, падёж. От слова произошло слово падеж. «Сторона», которой упало слово,-это его падеж. Если «сторона» слова - это форма слова, то тогда что такое падеж?
-Ребята, что мы делали со словом?
- Какая часть слова изменялась?
-Как же называется такая форма слова, которая получается при его изменении по вопросам кем? Чем? Кого? Что?
-Как это слово звучало раньше?
- Что же такое падеж?
-Посмотрите, какие заглавные буквы написаны на сторонах кубика?
-Это начальные буквы названий сторон слова, его форм, т.е. падежей: именительный и т.д.
|
- то же
-нет
- положили его в кубик, роняли, изменяли по вопросам
- его формой
- падеж-это форма слова
- окончание
- падеж
-падёж
-форма слова
-И.Р.Д.В.Т.П. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний о падежах русского языка. Закрепить знания о падежах (Р.) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) Учить строить простые рассуждения (К.) Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) Закрепить умение определять падеж имён существительных. (Р.)
Формировать умение определять падеж по вопросам и вопросы по падежам.
|
У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около , У Дательного – к, по , У Винительного – в, на, за, про, через , У Творительного – с, за, под, над, между , У Предложного – о, об, в, по, на, при .
Шла весной по льду
свинья. |
Работа со сказкой -Ребята, теперь послушайте сказку. Я начну, а остальные, у кого на партах лежат карточки с номером 1, продолжат по очереди. В ходе прочтения сказки, вам надо будет заполнить вот такую вот таблицу (показываю).
Сказка про падежи Жили-были падежи. Шесть знатных молодцов. Без них невозможно было людям понять друг друга, и они бы поругались от непонимания. Представляете, если каждый будет называть несклоняемые слова, то они будут терять свое значение, превращаясь в чепуху. Еще эти волшебные слова дружат с предлогами. Они направляют слова и дают им приобрести смысл в буквенном паровозике, который называется предложение.
1) Первый падеж Именительный, то есть он дает слову имя, также, как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, ложка. Предмет, которым мы едим, имеет имя ложка. Колючее существо зовется еж. Имя может иметь и живое существо и неживое, неодушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.
- И.,расскажи о своём падеже, остальные, если что будут дополнять.
-как называется падеж?
-на какие вопросы отвечает?
-с какими предлогами употребляется?
-приведи пример из текста
2) Родительный падеж. Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет". Например, нет ложки. У железного дровосека, нет сердца. Нет чего? Нет сердца. Помните, он шел в изумрудный город, чтобы попросить у волшебника сердце. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без ложки, желаю счастья от всего сердца.
-И., как называется падеж?
-на какие вопросы отвечает?
-с какими предлогами употребляется?
-приведи пример из текста
3) Дательный падеж. Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать к чаю, по ложке. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж. Мы указываем, фамилию и имя друга, например Иванову Максиму в дательном падеже. Также не забываем написать адрес "куда". Правда для него еще не придумали Отправлятельного падежа, может еще изобретут.
И., как называется падеж?
-на какие вопросы отвечает?
-с какими предлогами употребляется?
-приведи пример из текста
4) Следующий падеж Винительный. Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу ложку. Вижу что? Ложку. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про ложку. Раньше, когда не было ложек люди ели руками. Кусочки овощей и мяса вынимали из миски правой рукой. Первые ложки появились в 14 веке, делали их из раковин, рыбных костей и дерева. Большинство ложек были деревянные, но Князь Владимир приказал изготавливать серебряные ложки. И даже первое время, приходя в гости, ложки носили с собой.
И., как называется падеж?
-на какие вопросы отвечает?
-с какими предлогами употребляется?
-приведи пример из текста
5) Творительный падеж. Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь своей ложкой. Горжусь чем? Своей ложкой. Дружит с предлогами "перед", "под" и над. Например, положить вилку перед ложкой или солнце село над лесом. Над чем? Над лесом. Каждый из нас, наверное, хотел бы увидеть закат солнышка. Это очень красиво.
И., как называется падеж?
-на какие вопросы отвечает?
-с какими предлогами употребляется? -приведи пример из текста
6) Предложный падеж. Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать". Например, мечтает о серебряной ложке. О чем? О ложке. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.
И., как называется падеж?
-на какие вопросы отвечает?
-с какими предлогами употребляется?
-приведи пример из текста
Однажды падежи собрались все вместе и придумали истины из своих названий. Нет ничего мудрее истины! -О чём эта сказка? -с кем дружат падежи? -
а почему у каждого падежа свои предлоги?
- А зачем нам нужно знать предлоги падежей?
- Верно, если мы будем знать, с какими предлогами употребляется каждый падеж, мы легко сможем определить падеж слова, к которому относится предлог. -Ребята, теперь кто не успел заполнить таблицу, дополните его со слайда.
Работа с сигнальными карточками -Ребята, у вас на партах у каждого лежат карточки падежей с вопросами. Я буду говорить падеж, вы должны поднять карточку с вопросами этого падежа, если буду поднимать вопросы, то должны поднять карточку с падежом. -Итак, готовы?
Именительный Дательный
Творительный о ком? о чём?
-Хорошо, ребята. Вы были очень внимательными и уже знаете падежи с вопросами.
Физминутка - Давайте с вами немного разомнёмся. Все вышли из-за парт. Именительный подпрыгнул, А родительный – летал. Дательный полез на горку, А винительный – устал. Наш творительный поплавал, А предложный – убежал. Падежи нам все нужны И при этом все важны!
- А теперь давайте еще раз, только в ускоренном темпе.
Именительный подпрыгнул, А родительный – летал. Дательный полез на горку, А винительный – устал. Наш творительный поплавал, А предложный – убежал. Падежи нам все нужны И при этом все важны!
-Молодцы, садимся!
Вставь в стихотворение слово в нужном падеже. -Ребята, вам дано стихотворение «Приключение зелёного листа», в котором в местах пропущено слово «лист». Ваша задача, написать это слово в нужном падеже и указать падеж. - У вас у каждого на столах такой листочек, покажите мне его. Вместо пропусков вы пишите слово «лист» в нужном падеже. - Выполняем. Как-то
раз с большого клёна Ветер
вновь с листом зелёным… -Теперь сверьте ваши ответы со слайдом. - У кого всё правильно? Ставьте на листочках «+» -У кого 1-2 ошибки? - У кого больше ошибок? - Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу.
Работа с деформированным текстом. -Ребята, на карточке №3 вам дано деформированное стихотворение. Вам нужно расположить предложения так, чтобы получилось связное стихотворение. Перед предложениями поставьте цифры. Чтобы слово «свинья» стояло в порядке падежей. Сначала в именительном, затем в родительном… Недовольны
мы свиньёй: Шла
весной по льду свинья. Вспоминайте
о свинье,
Плюх!..
Торчит из полыньи Вспоминайте
о свинье,
Плюх!..
Торчит из полыньи
- И., прочитай, что получилось у тебя.
-У всех так? -Молодцы!
Итоговая проверочная работа. Тест на определение падежной формы существительных - Ребята, запишите на листочках в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
7) Самопроверка -Сверьте ваши ответы со слайдом.
|
-именительный -кто? Что?
- не имеет ни одного предлога ложка, ёж
- родительный -кого? Чего? -"от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". -нет ложки, нет сердца
-дательный - кому? Чему?
- к, по
-к чаю
-винительный - кого? Что?
-про, через, за
про ложку
-творительный -кем? Чем? -перед, под, над -солнце село над лесом
-предложный - о ком? О чем? -единственный предлог «о»
-мечтает о серебряной ложке
- о падежах - с предлогами - Каждый падеж употребляется с определенными предлогами - По предлогам можно определить падеж
(кто?
что?) Винительный кого? чего? кем? Чем? Предложный
И.п.
Р.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия
Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Ребята, какие знания мы сегодня закрепили?
- Сколько падежей в русском языке? |
-Знания о падежах русского языка.
-6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия и итоги ·Учить анализировать свою работу. (Р.) Учить рефлексии деятельности (Р) |
Лесенка успеха
|
-Ребята, у каждого на парте есть карточка с такой лесенкой. Она называется лесенка успеха. -Если вы сегодня на занятии выполняли все задания правильно, без ошибок, нарисуйте человечка на самой верхней ступеньке. Если вы допустили несколько ошибок, нарисуйте человечка на средней ступеньке. А если вы не выполняли задания или допускали много ошибок, то нарисуйте человечка на самой нижней ступеньке. -Тамара Федосеевна, поставьте ребятам в дневники «5», они молодцы |
Рисуют человечков на ступеньках |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.