Конспект воспитательного занятия
Автор: Шляпникова Екатерина Алексеевна
Возраст детей: 9-10 лет
Тема: Умственный (интеллектуальный) труд
Направление: интеллектуальное
Форма: беседа
Цель – создание условий для углубления представлений об интеллектуальном труде, расширения представления о значения интеллектуального труда в жизни людей.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «интеллект», со значением интеллектуального труда в жизни людей.
2. Развивать устную речь, умение работать в группах и парах; пополнять словарный запас, расширять кругозор.
3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к умственному труду.
Технологии: ИКТ, Сингапур «Деление на команды», РКМ «Кластер», «Жоккей и лошадь»
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Личностные УД |
- выражение уважительного отношения к умственному труду; - рефлексия своего отношения к содержанию темы |
2 уровень - репродуктивный |
Предметные УД |
- умение давать определение понятию «интеллект»; - умение отличать интеллектуальный труд от физического. |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение определять цель учебной деятельности; – умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий. |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать и сравнивать информацию; - умение обобщать полученные знания; - умение закреплять полученную информацию; - умение формулировать выводы. |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - умение готовить небольшие публичные выступления; - умение корректно и аргументировано высказывать своё мнение; - умение ответственно выполнять свою часть работы; - умение договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - умение работать в парах и группах. |
2 уровень - репродуктивный |
№ |
Время |
Содержание |
Методические указания |
1 |
00 |
Организационный момент - Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. - Чтобы в нашем классе стало уютнее и теплее, я предлагаю вам улыбнуться друг другу, теперь мне. Спасибо! Знайте, что, чем больше вы улыбаетесь другим, тем чаще улыбки возвращаются вам! |
Слайд 1 |
2 |
00 |
Подведение к теме - Посмотрите на иллюстрации. Что видите? (Человек работает физически, а на второй картинке думает) - Что объединяет данные картинки? (На обеих иллюстрациях люди заняты трудом) - Чем они отличаются? - Скажите, человек на первой картинке трудится как? (Физически) - А на второй? - Можно ли сказать, что умственный труд такой же тяжелый, как физический? Как вы думаете? Почему? Мнения разделились. - Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего занятия? (Тема занятия: Умственный (интеллектуальный) труд.) - Как будет звучать цель занятия? Предположите. (Познакомиться с понятием слова «интеллект», со значением умственного труда в жизни человека.) - Да, сегодня мы с вами постараемся узнать, велика ли роль умственного труда вашей жизни. Узнаем, что относится к вашему физическому труду, а что к интеллектуальному. - Посмотрите, какое интересное слово я нашла. Прочитаем хором. - Предположите, что такое «интеллект». Можете ли вы сейчас дать мне определение? - Хорошо, не переживайте. Сейчас мы познакомимся с этим новым словом. - Посмотрите, прочитайте. (Интеллект – способность человека рационально мыслить, планировать что-либо, понимать идеи, достигать цели) - Подтвердились ли ваши предположения? Вы были правы? - Замечательно. |
Слайд 1 Иллюстрации
Слайд 2 Тема, цель
Слайд 3 Интеллект
Слайд 3
|
3 |
03 |
Работа с новой информацией - Можно ли назвать вашу работу умственной, когда вы учитесь в школе? Почему? - Назовите предмет, который вам нравится изучать больше всего. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы узнать, что в вашей жизни относится к умственному (интеллектуальному), а что к физическому труду. - Сейчас предлагаю вам поделиться на группы. Я задаю вопрос, затем включаю музыку, вы хаотично двигаетесь по классу. Как только музыка остановится, вам нужно образовать группы. Количество участников в группе зависит от ответа на вопрос. Вопрос будет связан с русским языком. - Вспомним, сколько форм времени есть у глагола? (3: прошедшее, настоящее и будущее) - Замечательно. Именно таким составом вам предстоит поработать. - Задача каждой группы познакомиться с предложенной информацией, заполнить кластер. Выполнение работы - Давайте расскажем друг другу, что у вас получилось. Воспользуемся документ-камерой. 1 группа, пожалуйста, представьте нам вашу работу. - Участники второй группы, пожалуйста, оцените работу первой группы. Что вам понравилось? Все ли было понятно? Проверка у второй группы - Скажите, чем отличаются физический и умственный труд? Важен ли интеллектуальный труд? Почему? - Воспользуемся нашими смайликами, оцените свою работу, оцените себя. Покажите. Умственный труд: решение задач, выполнение домашнего задания, чтение книг, интеллектуальные игры, разгадывание головоломок, ребусов, загадок. Физический труд: подвижные игры, утренняя гимнастика, плавание, прогулки, физкультурные занятия. |
Слайд 4 Музыка
Слайд 5 Таймер
Документ - камера |
4 |
08 |
- Вы замечательно справились с первым заданием. Предлагаю вам снова разделиться, образовать новые составы. Напоминаю, как мы это сделаем. Я задаю вопрос, затем включаю музыку, вы хаотично двигаетесь по классу. Как только музыка остановится, вам нужно образовать группы. Количество участников в группе зависит от ответа на вопрос. Сейчас вопрос будет связан с математикой, вспомним таблицу умножения. Вопрос: Сколько получится, если 18:9? - Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах. Две пары будут работать на планшетах, ваша задача отсканировать код. - Одну пару я попрошу выполнить задание на интерактивной панели. Работаем на расстоянии вытянутой руки, также будьте очень внимательны и аккуратны. - Ваша задача рассмотреть предложенные иллюстрации, распределить инструменты для людей умственного и физического труда. Если инструмент относится к профессии, связанной с умственным трудом, перетащите картинку влево, если - с физическим – вправо. Затем нажмите внизу на галочку и проверьте свою работу. Выполняют работу в парах - Закончили. Скажите, пожалуйста, всё ли у вас получилось? Оцените свою работу, покажите смайлик. |
Слайд 6 Тут же музыка
Слайд 7 Код Работа в парах Планшеты
|
5 |
11 |
Игра «Жоккей и лошадь» - Ребята, сейчас предлагаю поиграть в игру «Жоккей и лошадь». - Я раздам вам карточки. У кого-то на карточке будет вопрос, у кого-то ответ. Ваша задача найти ответ на вопрос, найти себе пару. Вопросы: 1. Можно ли считать интеллектуальный труд сложным трудом? 2. В чём заключается основной интеллектуальный труд школьников? 3. Что относится к умственному труду детей? Ответы: 1. Да, можно, так как интеллектуальный труд требует много сил. 2. Основной интеллектуальный труд школьников – учёба. 3. К умственному труду относится разгадывание ребусов, чтение книг, решение задач |
Слайд 8 Музыка |
7 |
09 |
Воспитательный момент - Ребята, послушайте, пожалуйста, пословицу, которую я для вас приготовила. Имей ум – все остальное приложится - Объясните смысл пословицы. Как вы ее понимаете? - Самое главное уметь правильно размышлять и думать, не делать глупых ошибок, а остальное придет само. Ведь если человек глупый у него ничего не будет. - Ребята, важно ли умственно трудиться? Почему? |
|
8 |
14 |
Рефлексивно – оценочный - Наше занятие подходит к концу. - Как звучала тема? Какой была цель? Достигли мы ее? - Можете ли вы как-то повлиять на свою умственную работу в школе, например? Важна ли она? Почему? - Конечно, умственная работа во многом зависит от вас. - Предлагаю каждому из вас оценить наше занятие. Покажите радостного смайлика, если занятие для вас было интересным, вы многое узнали и поняли. Покажите грустного, если сегодня вы многое не поняли. - Оцените свою работу на занятии, покажите палец вверх, если у вас сегодня все получилось, вы со всем справились. Опустите палец вниз, если ничего не получилось. |
Слайд 8 Слайд 9
Самооценка |
9 |
15 |
Итог - Сегодня вы большие молодцы! Я очень довольна вашей работой, оцениваю её положительно. Надеюсь, что теперь вы будете ответственнее относиться к своему умственному труду. Спасибо вам за занятие! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.