Конспект воспитательного занятия "Особенные люди"
Оценка 5

Конспект воспитательного занятия "Особенные люди"

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
13.03.2024
Конспект воспитательного занятия "Особенные люди"
Особенные люди.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Починковский Центр дополнительного образования"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательное мероприятие

"Особенные люди"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

педагог дополнительного образования

Хорева Валентина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Починки, 2023

Тема: "Особенные люди"

Дата проведения: __________

Место проведения: МБОУ ДО "Починковский ЦДО"

Цель: Содействовать развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Задачи:

Образовательные

- дать понятия "толерантность", "ОВЗ", "инвалидность";

- сформировать знания о знаменитых людях с ОВЗ;

- познакомить учащихся с имеющейся информацией по людям-инвалидам в мире.

Развивающие

- развивать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способность к сознательному выбору добра;  

- развивать бережное отношение к собственному здоровью.

Воспитательные

- создать условия для формирования чувства сострадания, сопереживания, отзывчивости и доброты, стремления помочь ближнему;

- содействовать формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидам.

 

Форма проведения:

Практическое занятие

 

Методы и приемы работы с учащимися 

Наглядные методы:

- наблюдение;

- демонстрация .

Практические методы:

- моделирование ситуации.

Словесные методы:

- рассказ педагога;

- обсуждение притчи

- беседа

 

Дидактический материал

Презентация "Особенные люди"

Оборудование: плотные  повязки для глаз, скрепки, листы бумаги, фигурки животных,

 

 

 

 

 

Этап

Время

Цель

Содержание

Материал и оборудование

1

Начало мероприятия

5 мин

создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к занятию

Прослушивание фрагмента музыкального произведения

Музыкальное произведение Л.Бетховена

"Лунная соната"

2

Вводная часть

7 мин

определить  - тему занятия,

определить ценность органов жизнедеятельности человека;

подготовка к восприятию темы

Игра

"Пойми меня"

     

Повязки (для глаз), фигурки животных, ручки, листы бумаги, скрепки

3

Основная часть (1)

33 мин

Развивать умение слушать друг друга, воспринимать информацию

Представление информации о знаменитых людях с ОВЗ.

Проектор, ноутбук, экран,

Презентация.

 

 

4

Перерыв

10 мин.

Предупреждение или снятие утомления у детей, ускорение восстановительных процессов в коре головного мозга, улучшения кровообращения в отдельных органах.

Свободное общение

 

5

Основная часть (2)

40 мин

Содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров.

Содействие развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ

Определение понятий "толерантность", "инвалид". Обсуждение Притчи.

Обсуждение форм участия в акции "Доброе сердце"

Проектор, ноутбук, экран,

Презентация.

 

6

Завершение работы

5 мин

Подвести итог занятию, сделать вывод

Выводы, подведение итогов

 

 

Ход занятия

1 этап. Начало занятия.

 

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычное мероприятие.

И начнём мы его тоже необычно. Предлагаю Вам послушать фрагмент  одного музыкального произведения.

(прослушивание фрагмента произведения Л.В.Бетховена "Лунная соната")

Вам понравилось?

Как Вы думаете, что это за произведение? Кто его создал?

А Вы знаете историю его создания?

(Рассказ педагога о истории его создания)

История создания «Лунной сонаты» трагична, полна переживаний и драматизма.

Появление «Лунной сонаты»

Лунная соната была создана в 1801 году. С одной стороны, для композитора эти времена – пора творческого рассвета: его музыкальные творения набирают все больше популярности, талант Бетховена оценен общественностью, он желаемый гость знаменитых аристократов. Но с виду жизнерадостного, счастливого человека терзали глубокие переживания. Композитор начинает терять слух. Для человека, ранее обладающего изумительно тонким и точным слухом, это стало огромным потрясением. Никакие медицинские средства не могли избавить музыкального гения от невыносимых шумов в ушах. Людвиг Ван Бетховен старается не огорчать близких, скрывает от них свою проблему, избегает общественных мероприятий.

Но в это тяжелое время жизнь композитора наполнит яркими красками юная ученица Джульетта Гвиччарди. Будучи влюбленной в музыку, девушка прекрасно играла на рояле. Бетховен не устоял перед очарованием юной красавицы, ее добродушием – его сердце наполнилось любовью. А вместе с этим великолепным чувством вернулся и вкус жизни. Композитор снова выходит в свет и снова ощущает красоту и радость окружающего мира. Будучи окрыленным любовью, Бетховен начинает работу над удивительной сонатой под названием «Соната в духе фантазии».

Но мечты композитора о супружеской, семейной жизни потерпели крах. Юная легкомысленная Джульетта заводит любовные отношения с графом Робертом Галленбергом. Соната, навеянная счастьем, была завершена Бетховеном в состоянии глубокой тоски, грусти и гнева. Жизнь гения после измены возлюбленной потеряла всякий вкус, сердце окончательно разбито.

Но несмотря на это, чувства любви, горести, тоски от расставания и отчаяния от невыносимых физических страданий, связанных с болезнью, породили незабываемое произведение искусства.

Почему «Лунная соната»?

Название «Лунная соната» эта знаменитая музыкальная композиция приобрела благодаря другу композитора Людвигу Рельштабу. Мелодия сонаты навеяла ему картину озера с тихой гладью и лодку, плывущую под томным светом луны.

 

2 этап. Вводная часть.

 

Ребята, как Вы считаете, можно ли Людвика ван Бетховена назвать особенным человеком?

Почему? (Не только потому, что он гениальный композитор, но и потому, что великие свои произведения: "Крейцерова соната", Девятая симфония", "Торжественная месса" и другие, композитор сочинил, будучи совершенно глухим)

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе император.

Во все времена актуален вопрос о здоровье человека. Есть такие люди – у которых ограничены возможности из-за их здоровья.  Их так и называют – люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Знаете ли Вы таких людей?

(Ответы учащихся – бабушки, дедушки, соседи, знаменитые люди…)

Ребята, как Вы считаете, тяжело ли жить с разными ограничениями по здоровью? Я предлагаю попробовать прожить 5 минуты  в таком состоянии и немного понять таких людей, почувствовать их проблемы.

 

Игра "Пойми меня"

Вы видите, что  напротив каждого из вас на столе лежат разные предметы. Я предлагаю Вам ими воспользоваться – всего на 5 минут.

На столе лежит перед каждым – повязка для глаз, наушники, повязка для рук, повязка для ног

Задания (все задания выполняются по группам – по 5 человек):

1.      С завязанными глазами – надо поменяться группам местами,  взять ручки со стола, написать слово на листке бумаги: "Добро".

2.      С завязанными глазами на ощупь определить фигурку животного.

3.      С закрытыми ушами надо услышать шёпотом сказанное предложение и повторить его.

4.      Скрепить скрепкой два листа бумаги, сложить самолётик  - одной рукой.

 

Ребята, какие ваши ощущения? Удобно ли вам было выполнять задания?

Конечно – нет. Вы прожили так всего 5 минут…

 

3 этап. Основная часть(1).

 

А теперь, представьте, что многие люди живут так всю свою жизнь!

Существует много примеров, когда люди с ограниченными возможностями не просто выживают, а становятся знаменитыми.

 

Показ презентации. Рассказы учащихся о знаменитых людях.

 

3 слайд

Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он является обладателем двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Кратная история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали бестселлерами. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит.

4 слайд

Одна из известных незрячих людей — ясновидящая Ванга. В 12-летнем возрасте Ванга потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. Отец с мачехой не в состоянии были провести лечение и Ванга ослепла. Она привлекла к себе внимание в годы Второй мировой войны, когда по деревням прошел слух, что она способна определить местонахождение пропавших людей, будь они живы, или места, где они погибли.

5 слайд

Летчик Алексей Маресьев, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть. Летчик Алексей Маресьев, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов

6 слайд

Франклин Делано Рузвельт - 32-й президент США - также был инвалидом. В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

7 слайд

Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм «Коснуться вершины мира». Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

8 слайд

Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.

9 слайд

Ник Вуйчич родился в семье сербских эмигрантов. С рождения обладал редкой генетической патологией — тетраамелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности — обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами. В результате именно эта стопа после хирургического вмешательства и разделения пальцев, позволила Нику научиться ходить, плавать, кататься на скейте, сёрфинговой доске, играть на компьютере и писать. Переживая по поводу своей инвалидности в детстве, он научился жить со своим недостатком, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером. Его выступления, в основном, обращены к детям и молодёжи (в том числе и с ограниченными возможностями), в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития своих способностей.

10 слайд

Россиянин Роман Петушков — пятикратный чемпион мира по лыжным гонкам и биатлону спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата 2013 года. Единственный шестикратный паралимпийский чемпион (в рамках одних игр) за всю историю Паралимпийских игр (на играх в Сочи 2014 года), двукратный призёр Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере, Заслуженный мастер спорта России. В 2006 году Роман Петушков попал в автокатастрофу: его сбила грузовая фура, после чего ему ампутировали обе ноги. Вернуться к активной жизни помог спорт, которым Роман начал заниматься в Дмитрове с сентября того же года. Уже в следующем году Петушков выступал за сборную России на Кубке мира 2007 года.

11 слайд

Валенти́н Ива́нович Дику́ль. В 1962 году Валентин Дикуль упал с большой высоты во время выполнения трюка в цирке. Приговор врачей был безжалостен: «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма». Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича» — центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось ещё 3 центра В. И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т.д.
12 слайд

Павел Луспекаев, актер (Верещагин из фильма "Белое солнце пустыни") - Ампутированы ступни ног. Григорий Журавлев, художник - с рождения был без рук и ног. Писал картины, держа кисть во рту. Адмирал Нельсон - без руки и глаза. Гомер (слепота) древнегреческий поэт, автор "Одиссеи".

 

А теперь, давайте немного отдохнём и усвоим полученную информацию.

 

4 этап. Перерыв.

 

Перерыв (10 минут) Свободное общение и передвижение учащихся.

 

5 этап. Основная часть(2).

 

Ребята, мы с вами говорили о знаменитых людях.

- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)

- А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.).

- А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)

- А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды).

- А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»?

 

13 слайд

- Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».

- Стоит ли так называть людей, как вы думаете?

Ответы детей.

- Я с вами совершенно согласна.

Согласно статистике, на Земле проживает около 1 млрд. инвалидов. Власти всех стран стараются оказать им поддержку и обеспечить полноправное участие в развитии общества, принимают программы, направленные на улучшение их жизни. Именно тем людям, чьи способности ограничены в результате каких-либо отклонений или увечий, посвящен этот всемирный праздник.

 

- Ребята, а кто знает, когда отмечают международный день инвалидов?

Международный день инвалидов отмечается ежегодно 3 декабря. Событие было провозглашено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/47/3 от 14 октября 1992 года, во время проведения 47-й сессии. В данном документе ГА призвала все организации сотрудничать в этом направлении. 16 декабря 1992 г. резолюцией № A/RES/47/88 она предложила всем странам-участницам ООН организовывать мероприятия, направленные на включение данной категории лиц в жизнь общества. Россия присоединяется ко всемирному празднованию этой даты.

 

- Кто празднует этот день?

Международный день инвалидов  отмечают не только люди с физическими, сенсорными, интеллектуальными или психическими нарушениями, но и их родственники, друзья и близкие. Кроме того, к празднованию присоединяются все те, кому не безразлично полноценное участие людей с ограниченными возможностями в развитии общества и государства в целом.

 

А знаете ли вы, что такое толерантность? (Ответы детей)

Объединяя все ваши мысли, могу сказать , что…

14 слайд

Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ! Это  – умение принять другого таким, какой он есть. И сегодня мы имеем ввиду толерантность по отношению к людям-инвалидам.

15 слайд

День толерантности отмечается 16 ноября.

- А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)

16 слайд

 Инвалид не тот, у кого нет ноги: инвалид тот, кто ноет, глядя на свою ранку (физическую или душевную) , и ждет, что сейчас его, как пострадавшего, начнут ублажать. Инвалид — это психология, образ жизни. Это отсутствие Духа, а не части тела.
(Философские сказки)

- Согласны вы с данными высказываниями?

На планете Земля живёт более 7,5 миллиардов человек. Все они очень разные. И по внешнему виду, и по возрасту, и по характеру.. , и, конечно – по  состоянию здоровья.

Ребята, как Вы считаете – влияет ли состояние здоровья человека на отношение к нему окружающих? (Конечно – влияет) Но – мы знаем, что если человек слабее вас – то надо его поддержать.

 

И сейчас мне бы хотелось рассказать Вам одну притчу…

Слайд 17                    

Притча: Ехал как-то молодой человек на новом сверкающем “ягуаре” в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того как он, осторожно объехав их, собрался снова набрать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из нее и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого черта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

Скажите, какие эмоции преобладают у мужчины?

 

Слайд 18

— Простите меня, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Что сейчас чувствует мужчина? Как вы думаете, что он сделает? Что бы вы сделали?

 

Слайд 19

Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце, оставшуюся от камня.

Он ездил на этой машине многие годы, и всякий раз говорил “нет” механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину

- Как вы думаете, почему?

(потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень)

- Как вы понимаете смысл притчи?

- Как вы считаете, легко ли жить в обществе людям с ограниченными возможностями здоровья?

- В чем,  по-вашему мнению, может заключаться  помощь таким людям?

- А  вам приходилось оказывать помощь людям с ОВЗ?

 

Слайд 19

- А вы знаете, что в нашем селе есть интернат для ребят с ограниченными возможностями  здоровья?

- Как вы думаете, мы можем им чем-то помочь?

 

Слайд 20

Каждый год проводится акция Союзом детских общественных организаций "Горизонт" – "Доброе сердце". Ребята из разных детских общественных объединений готовят подарки для воспитанников школы-интерната, проводят для них концерты, игры. В этом году  - там проблема с настольными играми, которые не только развлекают, но и развивают.

- Как вы считаете, мы с вами сможем принять участие в этой акции? Например, сделать настольные игры для ребят из МКОУ "Починковской школы-интерната"?

Вы дома подумаете, какие игры мы сможем самостоятельно изготовить, а  на следующем занятии – мы с вами продолжим работу над проектом в рамках акции "Доброе сердце".

3 этап. Заключительная часть.

 

Закрепление:

Давайте вспомним. О чём мы с вами сегодня говорили.

- Назовите знаменитых людей с ограниченными возможностями здоровья (Л.В.Бетховен, Ник Вучич, Ванга, Валентин Дикуль и др.)

- Кто из них оставил на вас наиболее сильное впечатление?

- Как называется особое свойство - "умение принять другого таким, какой он есть"? (толерантность).

- Когда  отмечается день толерантности? (16 ноября)

- Когда отмечается Международный день инвалидов? (3 декабря)

- Как называется районная акция, организованная для воспитанников Починковской школы-интерната? ("Доброе сердце")

 

Рефлексия

- Что было интересным для Вас  сегодня?

Что каждый из Вас для себя взял с этого занятия, может быть -  сделал вывод?...         

(Ответы учащихся)

 

Спасибо вам! Надеюсь, что ваши поступки будут соответствовать вашим мыслям и словам. Люди  с  ограниченными возможностями здоровья для вас будут просто людьми! До встречи, ребята!

 

Информационные источники:

1.    Сайт "Комсомольская правда", статья "Десять всемирно известных людей с ограниченными возможностями"  http://www.nnov.kp.ru/daily/26166.5/3053507

2.    Сайт для людей с ограниченными возможностями "Дверь в мир" http://doorinworld.ru/lyudi-silnye-duxom/izvestnye-invalidy-kotorye-chego-to-dobilis

3.    Сайт "Жемчужины мысли", притча. http://www.inpearls.ru/612231


 

4.    Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Починковский

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Починковский

Тема: "Особенные люди" Дата проведения: __________

Тема: "Особенные люди" Дата проведения: __________

Этап Время Цель

Этап Время Цель

Появление «Лунной сонаты» Лунная соната была создана в 1801 году

Появление «Лунной сонаты» Лунная соната была создана в 1801 году

Игра "Пойми меня" Вы видите, что напротив каждого из вас на столе лежат разные предметы

Игра "Пойми меня" Вы видите, что напротив каждого из вас на столе лежат разные предметы

Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины

Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины

А теперь, давайте немного отдохнём и усвоим полученную информацию

А теперь, давайте немного отдохнём и усвоим полученную информацию

А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне) 16 слайд

А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне) 16 слайд

Как вы думаете, мы можем им чем-то помочь?

Как вы думаете, мы можем им чем-то помочь?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024