Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)
Оценка 4.7

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
09.04.2018
Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)
Урок, с элементами групповой, проблемно-дискуссионной, аналитической работы студентов. На 1-м этапе для мотивации выбора ставится учебная проблема,Цели и задачи урока: Выявить необходимость проведения "политики военного коммунизма"; охарактеризовать содержание мероприятий "политики военного коммунизма"; оценить результаты и влияние политики на дальнейшее развитие советского государстваРазработка урока "Сущность военного коммунизма"
урок военный коммунизм.docx
Министерство образования и науки республики Бурятия Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум» Урок по истории  Тема: «Сущность военного коммунизма» Выполнила: преподаватель общественных  дисциплин Малыгина Л.В. Тема «Сущность военного коммунизма»  : Ознакомить студентов с политикой военного коммунизма. Цель              Показать изменение в социальной жизни, возникновение  новой идеологии,  изменение сознания, психологии, быта и жизни людей.           Исследовать исторические документы, работать с текстом, делать выводы,  выделять главное, уметь доказывать свою точку зрения.          Научить давать рецензию на ответы других студентов.  Задачи:                ­ Сформировать понимание политики военного коммунизма,  ее сущности,  реализации и результаты.               ­ Продолжить формировать навыки работы с документами, их анализ и  получение необходимой информации, работа в группах.               ­ Способствовать формированию у студентов личностного отношения к  происходящим событиям, чувства ответственности, коммутативной культуры. Основные понятия: «военно­коммунистический» эксперимент, продразверстка, тоталитаризм. Структура урока   этап: Сообщение групп о проделанной работе I    этап: Организационный Постановка цели и узловых вопросов: Зачем, как, и результат. (Мотивация учебной деятельности) II    этап: Вводный контроль (проблемное задание) III    этап: Лабороторно­иследовательский (работа с документами в группах).  (Обучающие, развивающие задачи) IV  V    этап: Дискуссионный. Сообщения, ответы на поставленные вопросы.  (Воспитательные и развивающие задачи) Систематизация заданий. VI    этап: Завершающий.  Заключительный контроль.  Д/з творческий характер. Формы и методы работы 1. самостоятельная работа  2. самопроверка заданий 3. работа в группе, работа с документом 4. фронтальный опрос 5. работа с репликой, словом, рецензирование ответов 6. работа в паре (обмен мнений) 7. дискуссия 8. метод исследования  9. проблемные задания, дифференцированные задания Оборудование  Интерактивная карта «Гражданская война в России 1918­22гг»,  репродукции к роману «Тихий Дон» Кравченко А.И, Верейский О.Г, документальные материалы. Ход урока: I этап. Учитель предлагает студентам познакомится с основной проблемой урока ­  изучение «политики военного коммунизма». Объясняя форму работы учитель выделяет перед студентами узловые вопросы на которые необходимо будет ответить в конце  урока:    1. Зачем нужна была политика военного коммунизма 2. Как она осуществлялась 3. Итоги и результаты политика военного коммунизма На доске:                                                     Военный коммунизм                                                 Зачем?               Как?                   Почему? На этом этапе происходит осмысливание цели урока. На следующих этапах мы должны достичь этой цели. II этап. Вводный контроль Задание (письменно) с/р.   Причины перехода к политике военного коммунизма (7 мин) (обмен работой,  самооценивание) Учитель предлагает поменяться тетрадями и познакомиться с мнением друг друга.  Активизация работы со стороны учителя. ­ Кто не согласен с мнением товарища? ­ Какие причины политики военного коммунизма на ваш взгляд?  с уч­ся Выяснив объективные и субъективные причины политики большевиков переходим к  лабораторно ­ исследовательскому этапу.             диалог           III этап. Изучение документов. Студенты заранее разбиваются на экспертные группы. Учитель предлагает к  исследованию 4 документа. I гр. – II программа РКП (б) принятая на VIII съезде партии. (извлечения) II гр. – Декрет ВЦИК от 9.05.1918 г о предоставлении особых полномочий Народному  Комиссару Продовольствия (извлечения). III гр. – Письма крестьян М.А Спиридоновой 1918г (извлечения). IV гр. – «Несвоевременные мысли» статья М.Горького 1918г. В ходе изучения появляется проблема: «Военный коммунизм» – чрезвычайная,  неизбежная политика или это продолжение всеобьединяющей политики большевиков? IV этап. Выявляя и обнажая эту проблему перед студентами, учитель знакомит их с  двумя определениями политики «военного коммунизма» существующие версии: 1.ВК – это система временных чрезвычайных мероприятий   Учитель подводит или   в годы Гражданской войны                                                         учащиеся сами дают ответ 2.ВК­ это проявление террора, вспышка диктатуры.                Каждая группа делает анализ по изученному документу и выслушивает сообщения  других групп, высказывает свое мнение о поставленной проблеме. V этап. Высказывая групповые мнения и результаты.                        В результате работы группы студенты вовлекаются в дискуссию, спорят,             исследования    объясняют свои мысли, аргументируют, опираясь на изученные,                 на цель:  документы.                                                                                                                                                                                                                     В чем сущ.  Воен.ком                         ответить В ходе дискуссии учитель подводит студентов к поставленным  в начале урока вопросам: зачем, как, почему, результаты Подведение итогов изучения.  на доске:­крест. войны  ­ эконом. кризис                                                                                                                             ­отвергание                                                                                                                            сов. власти  Ответы на вопросы: в виде таблицы  почему результат ка к VI этап Завершающий. (с/р.) –к/с. Предлагается ответить на следующие задания: Базовый уровень:  1.   Дайте определение понятию – военный коммунизм. 2. В чем трагедия проводимой большевиками политики в годы гражданской войны,  аргументируйте свой ответ. Уровень выше базового: 1. Военный коммунизм – это следствие гражданской войны или проявление  диктатуры большевиков, аргументируйте свой ответ. 2. Какую роль сыграла аграрная политика большевиков и ее значение. Обоснуйте  свой ответ. 3. Была ли альтернатива проводимой соц­экономической политики большевиков?  Объясните причины такого хода событий.  Д/З  1) творческое Предложи свою программу преобразования России на этапе 1917г. 2) подготовится к зачету 1. Оценивание по результатам участия студента в работе группе, активность в  Оценивание ответов на уроке обсуждении  2. Оценивание по к/с. Критерии оценивания  I оценка Отлично   1. Студент должен владеть информацией по данному вопросу,        представлять суть события, свободно оперировать историческими  понятиями.                                  2.Участвует в дискуссии, обсуждении, доказывает, анализирует,                   обобщает. II оценка За с/р.        1. Ответить полно, ясно на задание выше  базового уровня.  отлично    2. Дать точное определение и определить причины события, следствия,                       результаты          3. Показать широту своих знаний.  В ходе исследования ответить на вопросы  Зачем? Как? Почему? Или самостоятельно составить логическую цепочку, схему (на выбор). К уроку    : Д/З  Опережающее тематическое задание 1) Прочитать в учебнике параграфы 26,29,30,31  2) Выяснить определение: «Что такое военный коммунизм» 3) На контроль: причины политики «военный коммунизм» (найти, определить) На первом этапе урока. Проблемные задания к уроку – зачету по теме:  Россия в годы Гражданской войны. Семинарские занятие Вопросы: Базовый уровень: 1. Охарактеризуйте Гражданскую войну, как историческое событие и              историческую трагедию. Периодизацию Гр. Войны. 2. Сущность военно­экономического эксперимента  3. Основные мероприятия. 4. Каковы уроки гражданской войны и последствия. Выше базового: 1. Дайте оценку Гражданской войне, как историческому событию. Предложите  собственную периодизацию Гражданской войны, чем руководствовались в  определении периодизации. 2. Была ли политики военного коммунизма неизбежным процессом и почему? В чем проявился кризис политики военного коммунизма. 3. В чем значение Гражданской войны. Кто, по­вашему, победил и проиграл в этой  войне и почему. Оценивание: Критерии: ­ аргументированность ответа. ­ полное представление о происходящих событиях. ­ способность доказать свою мысль. Работа первой группы II программа РКП(б) Принята на VIII съезде (март 1919г_ (извлечения) Буржуазная республика… неизбежно оставалась диктатурой буржуазии… В  противоположность этому пролетарская или советская демократия превратила  массовые  организации пролетариев и беднейших крестьян… в настоящую и единственную основу всего государственного аппарата… Советская власть уничтожает отрицательные  стороны парламентаризма, особенно разделение властей, оторванность  представительность учреждений от масс… Неуклонно продолжать и довести до конца начатую… экспроприацию буржуазии,  превратив средства производства в общение и собственность Советской Республики т.е в общенародную собственность всех трудящихся… Одна из коренных задач – максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация  производства… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… для  выполнения общественных работ должна быть применяема несравненно шире и  систематичнее, чем до сих пор… неуклонно повышать замену торговли планомерно  организуемым в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Работа второй группы ХП. ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими Декрет ВЦИК 9 мая 1918 г. Гибельный   процесс   развала   продовольственного   дела  страны,   тяжкое   наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время, как  потребляющие   губернии   голодают,   в   производящих   губерниях   в   настоящий момент   имеются   по­прежнему   большие   запасы   даже   не   обмолоченного   еще   хлеба урожаев 1916 и  1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских  кулаков и богатеев,   в   руках   деревенской   буржуазии.   Сытая  и   обеспеченная,   скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не  вывозит   хлеб   к   ссыпным  пунктам в расчете принудить государство к новому и новому  повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя  на  месте  по баснословным ценам хлебным спекулянтам­мешочникам . Этому   упорству   жадных   деревенских   кулаков­богатеев  должен   быть   положен конец.   Продовольственная   практика  предшествующих   лет   показала,   что   срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для   кучки   наших   капиталистов,   сделал   бы   хлеб  совершенно   недоступным   для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. На   насилия   владельцев   хлеба   над   голодающей   беднотой  ответом   должно   быть насилие над буржуазией. Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках  держателей за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая. И   это   необходимо   провести   в   жизнь   немедленно,   особенно   после   оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия. Обсудив   создавшееся   положение   и   принимая   во   внимание,   что   только   при строжайшем   учете   и   равномерном  распределении   всех   хлебных   запасов   Россия выбьется   из    Всероссийский   Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил: продовольственного   кризиса, 1) Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами­мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения  полей и личного потребления постановленным нормам до нового урожая, заявить к  сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным Комиссариатом  2 2) Продовольствия через местные продовольственные органы. 3) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному  объединению для беспощадной борьбы с кулаками. 4) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные  пункты,  а также расточающих хлебные запасы на самогонку,­ врагами народа,  предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к  тюремному заключению на срок не менее 10­ти лет, изгонялись навсегда из общины, все  их имущество подвергалось конфискации, а        самогонщики, сверх того, присуж­ дались к принудительным общественным работам. 5) В случая обнаружения у кого­либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче,  согласно пункту 1­му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по  твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном  размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического  поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу.  Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям. Работа третьей группы Письма крестьян М. А. Спиридоновой 1918г.                                (Извлечения) Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России: «Ставили  нас  рядом,  дорогая  учительница (орфографию всюду  исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в  присутствии других двух третей лупили кулаками справа  налево,   а  лишь  кто   делал   попытку   улизнуть,   того   принимали  в   плети». (Реквизиционный отряд, руководимый большевиками из Совета.) Или   из   другого   письма:   «По   приближении   отряда  большевиков   надевали   все рубашки   и   даже   женские   кофты  на   себя,   чтобы   предотвратить   боль   на   теле,   но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика­ труженика. Отмачивали  потом в бане или  просто в пруду, некоторые по нескольку недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить...» Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе  все бедные и голодные, мы плохо сеяли — не было достаточно семян, у нас было три  кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии, у нас надел 2/4—1/2 на душу,  прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили  нашего большевика­комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе  не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится. Все сельское общество тебе земно кланяется». Из четвертого:  «Вязали нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума...» Из этого же письма: «Оставили нам много листков и брошюр. Мы их пожгли, все один обман и лесть». Из пятого письма: «В комитеты бедноты приказали  избирать из большевиков, а у нас все большевики вышли все  негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма. Мы их выгнали. То­то слез было, как они из уезда Красную Армию себе в подмогу звали. Кулаки­то откупились, а крестьянам спины все исполосовали и много увезено, в 4­х селах 2­3 человека убито, мужики там взяли большевиков в вилы, их за это постреляли». Из  10­го   письма:  «Мы   не   прятали   хлеб,  мы,  как  приказали по декрету, себе оставили 9 пудов в год на  человека. Прислали декрет оставить 7 пудов, два пуда отдать. Отдали. Пришли большевики с отрядами. Разорили вконец. Поднялись мы. Плохо в Южновском уезде, побиты артиллерией. Горят села, сравняли дома с землей. Мы все  отдавали,  хотели   по­хорошему.  Знали,  город   голодный.  Себя не жалели. Левые социалисты­революционеры все ходили и учили — не прячьте, отдавайте. Или...   Идет   уездный   съезд.   Председатель,   большевик,  предлагает   резолюцию. Крестьянин просит слова. «Зачем?»— «Не согласен я».— «С чем не согласен?»­ «А вот,  говоришь, комитетам бедноты вся власть, не согласен: вся власть Советам, и резолюция   твоя   неправильная.   Нельзя   ее  голосовать».—   «Как...   Да   ведь   это правительственной   партии».—   «Что   ж,   что   правительственной».   Председатель вынимает   револьвер,   убивает   наповал   крестьянина,   и   заседание   продолжается. Голосование было единогласным. Работа четвертой группы Несвоевременные мысли 1918г. М.Горький Надо вспомнить, что революция не только ряд жестокостей и преступлений, но также ряд подвигов мужества, чести,  самозабвения, бескорыстия. Вы не видите этого? Но, может быть, вы только потому не видите, что ослеплены ненавистью и враждой? Большевики? Представьте себе — ведь это тоже люди, как  все   мы,  они   рождены женщинами,   звериного   в   них   не  больше, чем в каждом из нас. Лучшие из них — превосходные люди, которыми со временем будет гордиться русская история, а ваши дети, внуки будут и восхищаться их энергией. Их действия подлежат жесточайшей критике,  даже злому осмеянию, большевики награждены всем этим  в степени, быть может, большей, чем они заслуживают. Их окружает атмосфера удушливой ненависти врагов, и, еще  хуже, еще  пагубнее  для них ­ лицемерная, подленькая  дружба тех людей, которые, пробиваясь ко власти лисой,  пользуются ею, как волки, и — будем надеяться!—   издохнут,  как   собаки.   ...   Я   против   них,   но   —   я   защищаю   людей, искренность   убеждений   которых   я   знаю,   личная   честность  которых   мне   известна точно так же, как известна искренность их желания добра народу. Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но предпочитаю быть справедливым. О,   да,   они   наделали   много   грубейших,   мрачных   ошибок,—   Бог   тоже   ошибся, сделав нас всех глупее, чем следовало, природа тоже во многом ошиблась — с точки зрения наших желаний, противных ее целям или бесцельности ее. Но, если вам угодно, то и о большевиках можно сказать нечто доброе,— я скажу, что не зная, к каким результатам   приведет   нас,   в   конце   концов,   политическая  деятельность   их, психологически — большевики уже оказали русскому народу огромную услугу, сдвинув всю   его   массу  с   мертвой   точки   и   возбудив   во   всей   массе   активное   отношение   к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы. Она не погибнет теперь, ибо народ — ожил и в нем зреют новые силы, для которых не страшны ни безумия политических новаторов, слишком фантазированных, ни жадность иностранных грабителей, слишком уверенных в своей непобедимости. Самоанализ урока I. Сведения о группе. Урок разработан для группы СПО, I курс. В группе ТМ ­ 11 обучается 20 человек.  Студенты имеют средние и выше среднего познавательные способности,  преобладает развитие наглядно­действенного типа мышления; владеют  мыслительными операциями – анализ, обобщения, сравнение, умозаключение,  выбор главного из предложенной информации. Урок насыщенный проблемными  вопросами и заданиями соответствуют уровню обученности студентов. II. Сведения об уроке. Тип урока – урок изучения нового материала. Формы работы: самостоятельная  работа по заданиям, лабораторно ­ практическая работа с документами Методы обучения: репродуктивный (передача информации), исследовательский (в  изучении документов);  проблемное изложение, словесные методы (диалог, беседа, дискуссия). Учитель координирует работу группы, выстраивает проблемы и подводит к  результату. Урок занимает важное место в изучении темы : «Россия в годы  гражданской войны». Форма работы лабораторно – практическая выбрана потому,  что изучение четырех типов документов позволяет приблизится к пониманию истории. Студенты изучают 4 позиции – партийная программа, декрет ВЦИК  (декларация), мнение М Горького о политике большевиков, мнения крестьян о  проведении аграрной политики большевиков и на основе этих знаний и сведений у  них создается собственная картина истории. Осуществляется связь с  современностью. Итоги подводятся по результатам ответов студентов. III. Учитель использует прием работы – исследование документов, что позволяет  систематизировать и контролировать условия заданий студентам, обобщать  информацию. Самостоятельная работа студентов занимает главное место в уроке,  как основная форма работы. Осуществляется дифференциация заданий,  предлагается творческое задание: «Твоя экономическая программа». В течении  урока  учитель активизирует познавательный процесс, ставит перед студентами  новые проблемы и задания. IV. Учитель поддерживает активность студентов, не навязывает своей точки зрения,  устанавливает равное общение, развивает  дискуссию, но не становиться  в центре  дискуссии. В результате применения активных форм обучения формируется  мировоззрение, развиваются чувства – эмоциональная сфера; пробуждается  интерес к истории, формируются основные исторические знания. Таким образом, в ходе урока достигается цель, которая становится составной частью решения цели  всей темы:  «Россия в годы гражданской войны». Осуществляется логическое  решение всех выносимых проблем периода 1918­1922гг. V. Домашнее задание (проблемное) составляется с учетом учебника, не  ограничивается временем; носит опережающий характер (знать, представлять). В  структуре урока выделяется системный подход. I­II  этап – репродуктивный уровень. (выдать материал, подготовленный дома) III этап – репродуктивно­продуктивный уровень (работа с документом,  исследование) IV­V этап – продуктивно­репродуктивный, творческий, (дискуссия, д/з)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018