Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Веселая ярмарка»
(роспись объемных игрушек)
Воспитатель: Е.В. Чепетова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Роспись объемной дымковской игрушки»
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание».
Виды детской деятельности:
коммуникативная;
продуктивная;
восприятие художественной литературы.
Цель: продолжать знакомить детей с одним из видов русского народного декоративного творчества - дымковской росписью.
Задачи:
1.Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, учить детей самостоятельно составлять узор по мотивам дымковской росписи из знакомых элементов (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины), равномерно располагать их на объемных фигурках, создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.
2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
3.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Демонстрационный материал:
Выставка предметов хохломы, городца, дымковские, филимоновские игрушки, деревянные матрешки, гжельская посуда, жостовский поднос.
Раздаточный материал:
Вылепленные из соленого теста фигурки дымковских игрушек. Гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, подставки под игрушки.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Декоративно-прикладное искусство».
Лепка дымковских игрушек совместно с родителями.
Ход:
- Ребята, иду я сегодня в детский сад к вам, а с ветки заснеженного дерева слетела синичка и говорит мне: «Передайте, пожалуйста, своим чудесным деткам вот эту волшебную шкатулочку». Давайте скажем волшебные слова, шкатулочка откроется, и мы узнаем тайну. Шкатулочка открывается. (В ней находятся открытка и клубочек ниток)
Воспитатель берет открытку и читает:
- Я земли этой росток зеленый, я росы капля дождевая,
Я сберегу, прославлю ценности Земли моей,
Чтобы жила, цвела и память берегла Земля моя!
- Ребята, это обращение к нам, чтобы мы берегли ценности Земли нашей. Так что же это за ценности такие? Как вы думаете? (Предположения детей)
- Ой, я слышу далекий тонкий голосок. Он говорит, что волшебный клубочек покажет нам дорогу в необычную мастерскую, где мы увидим ценности Земли нашей и среди них должны узнать дымковские игрушки.
(Клубочек падает к витринам, где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства).
Воспитатель обращает внимание детей на выставку, сопровождая просмотр словами:
Из Казани и Рязани, Городца и Хохломы
Многоместная матрешка, разукрашенная ложка.
Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда.
Кони, птицы, чашки, кружки: все в узорах расписных!
Дети по просьбе воспитателя называют эти предметы. (Конь, петушок, барашек, индюк, олень, барышни и другие)
Воспитатель: «Мы игрушки знатные, складные да ладные, мы повсюду славимся, мы и вам понравимся».
- Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных: о народных игрушках. Все эти предметы когда-то придумали русские мастера. Они были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось. Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы округи, и приезжали сюда со всех концов страны. Прославлялись города, где жили эти мастера. Так дошло и до наших времен искусство делать и украшать такие прекрасные предметы, которыми восхищаются люди не только в нашей стране, но и в других странах. Вот какой талантливый русский народ! Когда вы станете взрослыми, я не сомневаюсь, что вы придумаете необыкновенное изобретение, которое прославит Россию и наш родной город Коломну.
Физкультминутка
«Дымковские игрушки ».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Ребята, а вы помните, что нам шептал волшебный клубочек? (Ответы детей)
- Правильно, найти среди предметов дымковские игрушки.
- А как вы определили, что это дымковские игрушки? (Ответы детей)
- Да, ребята, вы знакомы с этими игрушками и легко их узнали.
- Ребята, возьмите в руки дымковские игрушки и покажите их всем. Нет двух одинаковых дымковских игрушек. Каждая - это творение одного мастера, одного творческого порыва.
Воспитатель берет в руки барышню и, проговаривая стихотворение, восхищается: дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
-Посмотри, как хороша эта девица душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд.
- Ребята, посмотрите, а индюк какой важный, нарядный!
Ребенок берет в руки индюка и читает стихотворение.
-Вот индюк нарядный, весь какой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
- Ребята, вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Они яркие, нарядные, вносят в нашу жизнь тепло, красоту, радость, праздник!)
- Ребята, а вы хотели бы чуть-чуть побыть такими мастерами и показать мастерство своих рук? (Ответы детей.)
- Клубочек падает из рук воспитателя на пол. Ой, клубочек снова нам показывает дорогу, но, куда же она ведет?
- Ребята, вот мы и пришли в свою мастерскую, где будем творить волшебство!
(У воспитателя в руках дымковская игрушка, он показывает ее детям и уточняет знания детей.)
- Давайте вспомним элементы дымковской росписи и еще раз соприкоснемся с искусством наших предков, закрепим приемы и способы рисования. (Ответы детей.)
- Интересно, что каждый элемент росписи о чем-то говорил. Например, ромб обозначал сруб колодца, ведь вода - это жизнь; точки обозначали семена, волнистая линия обозначала плодородие.
- Однако, несмотря на такое небольшое число элементов, вы можете создать из них самые разнообразные варианты узоров, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
- Давайте вспомним, как будем расписывать фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)
- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)
- А какие вы знаете приемы рисования? (Ответы детей.) Узор можно наносить тонкой кистью. Можно также круги расписывать пальчиками (большой круг – большим пальцем, маленький круг – мизинцем, линии и точки – ватными палочками). Показ воспитателем наиболее сложных элементов дымковской росписи.
-Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
- А теперь давайте творить чудеса, в конце занятия мы с вами сделаем выставку дымковских игрушек.
Звучит музыка: «Музыка и звуки в живой природе».
Дети расписывают объемные дымковские игрушки под музыку.
По ходу рисования воспитатель подсказывает, как держать игрушку и поворачивать при нанесении узора; обращая внимание на ритмичность узора, выбор цвета.
Дети продолжают расписывать игрушки.
Итог детской деятельности.
– Молодцы, ребята. Какие вы у меня мастера – художники!
- Кто хочет рассказать про свою игрушку?
Ребенок держит в руках расписанную лошадку и читает стихотворение:
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает!
Другой ребенок читает стихотворение о своей лошадке:
Вот веселая лошадка – высший класс,
Прокати-ка ты, лошадка, всех нас.
Нас до дымки, до веселой, прокати,
Пожелайте нам счастливого пути.
- Видите, ребята, сколько интересных стихотворений про лошадку. В Дымково считали, что в каждом доме должна быть лошадка, это символ достатка и богатства.
Ребенок показывает водоноску:
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса!
-Какие прекрасные работы! Какие яркие краски! Как будто ведут меж собою дивный разговор. Игрушки, расписанные вами, будто из сказки. А сказка ведь всегда разноцветная. Молодцы, ребята! Как приятно, радостно и празднично на душе от совместного творчества!
- Кому бы вы хотели подарить свои волшебные игрушки? (Ответы детей) Скоро вы уйдете в школу, к нам придут малыши. Вам хотелось бы поделиться с ними своим творчеством, счастьем? Удивительно, но чем больше мы дарим счастье другим, тем больше его становится у нас! Дети, мы все живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы все должны стараться делать так, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее, сберегать народные традиции. Спасибо вам, ребята!
В конце НОД устраивается выставка. Дети устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.