Конспект родительского собрания для родителей обучающихся начальной школы «Учебная мотивация: как развить у ребенка желание учиться».
Цель: сформировать у родителей сформировать у родителей общие представления об учебной мотивации младшего школьника и способах ее формирования в семейных условиях.
Есть такое избитое выражение: «Все дети мечтают поскорее пойти в школу… до того, как попали в нее».
Уже через пару месяцев после начала учебы отношение к ежедневному посещению школы может стать далеко не таким радостным и восторженным, как было до этого. Наши дети начинают ворчать во время пробуждения, симулировать смертельно опасные заболевания по утрам, открыто высказывают отказ идти в школу, во время выполнения домашних заданий их начинают посещать приступы нестерпимой жажды каждые 10 минут.
Дети, попросту говоря, начинают терять интерес к учебе.
Почему это происходит?
Вы наверняка знаете, что для каждого возрастного этапа в жизни человека характерны свои особенности. Так вот, непосредственный интерес к окружающему, любознательность, стремление стать более взрослым, более значимым – стать первоклассником, положительные эмоции от поступления в школу – все это характерно для (старшего) дошкольника. Но когда ребенок перестает быть дошкольником и становится младшим школьником (именно так называется возраст детей от 6, 7 до 10, 11 лет), все это может исчезнуть.
И произойти это может по вполне объективным причинам, потому что учеба в школе связана с большим количеством трудностей, с неудачами, с неприятностями, с большими переменами. Строгие правила, вечные «надо» и «должен», когда хочется совсем наоборот(нельзя бегать и болтать, а надо сидеть смирно и внимательно слушать), да еще домашние задания мешают играм даже дома и т. д.
Интерес к учебе, желание учиться, понимание ценности учения – это то, что можно назвать одним словом: «мотивация». Учебная мотивация в младшем школьном возрасте нуждается в поддержке, в стимулировании со стороны взрослых, с нашей с вами стороны, со стороны педагогов и родителей.
Для чего нужно формировать мотивацию?
Если я вас сейчас попрошу встать и вынести все парты из класса, что вы у меня, в первую очередь, спросите? Зачем? В чем смысл этих действий?
Человеку, чтобы эффективно выполнять какую-либо деятельность, нужно понимать ее смысл, понимать, зачем он ее выполняет.
Так вот, формирование мотивации придает дальнейшей учебе ребенка смысл, значимый для него. Смысл, благодаря которому, его собственная учебная деятельность станет для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством достижения других целей (получение престижной профессии, выполнение требований родителей). Надеяться, что такая мотивация возникнет сама по себе, не приходится. Поэтому важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем. Иначе дальнейшая успешная учеба школьника может оказаться просто невозможной.
Примеры несформированной учебной мотивации можно легко встретить в школе: двоечники, хулиганы, прогульщики… Даже некоторые родители открыто заявляют, что сами в школе учились плохо и не собираются ни требовать, ни ожидать от своего ребенка большего.
А между тем, успехи в учебе играют очень важную роль в развитии личности ребенка. Отстающие дети, постоянно сталкивающиеся в учебе с неуспехами, с низкой оценкой своей работы, как учителем, так и родителями, начинают ожидать от дальнейшей учебы только неудач. Все это приводит к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности.
В связи с этим рассмотрим основные пути и методы формирования учебной мотивации у младших школьников.
Конечно, основная часть работы здесь заключается в работе учителя. Но не будем забывать, что школа – это всего лишь часть жизни ребенка, и большую часть своего времени он проводит дома в кругу семьи.
Что же могут сделать родители для формирования учебной мотивации?
Жизнь первоклассника в школе безусловно трудна. В первую очередь, физически. Поэтому наша с вами задача – максимально ее облегчить. Это необходимо, чтобы избежать переутомления, чтобы школа и учеба не вызывала отторжения как что-то непосильное и очень трудное. И здесь важно обратить внимание на режим дня ребенка.
В памятках, которые мы вам раздали, несколько пунктов посвящены этой теме.
Я снова к ней возвращаюсь, потому что, по результатам моего обследования 30 % учащихся жаловались на усталость, недосыпание, на то, что поздно ложатся или очень долго сидят над домашним заданием.
Хочется сделать замечание по этому поводу. Несмотря на то, что во время прошлой нашей встречи мы этот вопрос подробно разбирали, далеко не все прислушались к моим рекомендациям. Как не было режима дня у некоторых детей, так его и нет.
Запомните, режим – это основа успехов вашего ребенка. Если, помимо домашнего задания, у него не хватает времени на прогулки, отдых, игры, какие-то свои занятия, если он не высыпается, то все это скажется только отрицательно не только на учебе, но и на здоровье.
Давайте постараемся недочеты по режиму дня учесть и по возможности исправить.
Кроме физических трудностей, перед первоклассником возникают и трудности психологического характера. Именно родители могут оказать необходимую поддержку своему ребенку.
Для первоклассника очень важно как вы относитесь к его школьной жизни и учебе. С вашей стороны необходима искренняя заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) он узнал сегодня.
Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь (использовать навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения - чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой). При этом задания должны быть посильными, но достаточно сложными. Иначе ребенку будет просто не интересно их выполнять.
Также для формирования познавательных интересов полезно ставить с ребенком дома простые опыты, проводить наблюдения (за прорастанием зернышка, за процессом кристаллизации, за поведением животных в разных ситуациях).
И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего сына или дочери. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими).
Не стесняйтесь и не ленитесь хвалить вашего ребенка, для него это очень важно.
При этом ни в коем случае не сравнивайте его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
Конечно, нужно обращать внимание не только на успехи, но и на неудачи в учебе.
Но помните, что плохая оценка работы ребенка – это не повод для нотаций и наказаний. Это сигнал для вас, родителей. Терпеливо разберите проблему, ее возможные причины и пути решения вместе с ребенком. Вместо того, чтобы отругать ребенка, лучше сядьте с ним в выходные и позанимайтесь дополнительно 30 минут по той теме, которая вызвала затруднения.
Четко распределите свое внимание к ребенку по формуле «уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший». Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка. (Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься и т.д.).
Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.
Еще нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И им бывает очень сложно дотянуться до той планки, которую мы для них ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу, не безобразничай!» Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помните, ребенок во многом похож на чистый лист бумаги. И то, каким он станет, очень сильно зависит от того, как и чем мы будем заполнять этот лист.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.