« Каким видят меня другие»
Занятие по формированию эмоционально-волевой сферы с применением здоровьесберегающих технологий и сказкотерапии.
Воспитатель I кв. категории
В.Н. Машнёва.
Цель:
· Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, обучающихся младшего школьного возраста и развитие творческого потенциала личности.
· Создать у детей мотивацию на дальнейшее познание самих себя.
Задачи:
Образовательные:
· Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.
· Повышение самооценки детей.
· Формирование значимость собственного «Я».
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к окружающим людям.
· Способствовать выработке у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
· Расширять знания детей о многообразии человеческих качеств.
Развивающие:
· Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Коррекционные:
· Продолжать развивать волевые качества детей; развивать творческие способности и воображение.
· Развитие речи.
· Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование к занятию: музыкальное сопровождение, камешки, тетради, ручки, плакат, мяч
Предшествующая работа: коммуникативные игры, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.
Ход занятия:
I. Вводная часть. Приветствие друг друга.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? (Высказывания детей).
Игра «Назови ласково».
Цель. Развивать позитивное отношение
Воспитатель. А теперь я попрошу вас назвать себя именами, которые вам нравятся, как называют вас ласково.
Дети отвечают.
II. Разминка.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Цели:
· развивать чувство единства, сплоченности;
· учить детей действовать согласованно.
Воспитатель. (Повторяет имена, названные ребенком и добавляет новые ласковые имена неназванные ребенком). Давайте сейчас поприветствуем друг друга. Для этого нужно протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает её другому с этими же словами, называя ласково по имени того, к кому вы обращаетесь. (Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг).
Игровое упражнение «Улыбка».
Цель. Настроить на деловой ритм, создать комфортную психологическую обстановку.
Воспитатель. Давайте подарим улыбки друг другу.
Дидактическая игра «Психологическая загадка»
Воспитатель. Вы должны назвать человеческие качества по их определениям:
· Человек, умеющий терпеть обладающий настойчивостью, упорством в деле. (Терпеливый).
· Человек, умеющий сказать нежные, добрые слова. (Ласковый)
· Не способный к низким, дурным поступкам человек. (Порядочный)
· Человек, который всегда действует честно, по правилам. (Справедливый)
Игра «Кто тебя позвал»
Цель игры. Развивать слуховое восприятие.
Воспитатель. Встанем в круг и возьмемся за руки. Один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр? Выбирается водящий.
Женя, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя — узнай поскорей.
Остальные дети по очереди зовут его, изменив голос. Водящему необходимо угадать, кто его позвал. Игра повторяется несколько раз.
III. Основная часть.
Упражнение на самоподачу. Игра «Что мне нравится во мне» (в круге).
Цель. Настроить на деловой ритм, создать комфортную психологическую обстановку.
Воспитатель. Ребята, вы должны назвать одну из характеристик, которая нравится в себе и передать мяч другому участнику игры. Давайте я начну:
· Я весёлая.
· Я быстро бегаю
· Я не ругаюсь.
· Я люблю читать и т.д.
Игра «Что мне нравится в других».
Воспитатель. Ребята, вы должны назвать одну из характеристик, которая нравится в другом и передать мяч со словами «Мне нравится, что ты …».
Воспитатель. Ребята, мы попытались найти у себя и у других детей хорошие качества, и нам было трудно сказать что-либо. Почему это было трудно?
(Предположения детей.)
Воспитатель. Плохие качества и поступки бросаются в глаза, а хорошие труднее заметить. Почему, как вы думаете?
(Предположения детей.)
Воспитатель. Правильно, плохие поступки причиняют нам боль, тревожат, мы сердимся, они нам не нравятся, они мешают нам что-нибудь делать. Плохие поступки могут совершать как мальчики, так и девочки, поэтому мы не можем сказать, что мальчики плохие, а девочки хорошие, или наоборот. Для того чтобы все дети были у нас хорошими и не совершали плохих поступков, давайте учиться находить прекрасное в окружающих людях.
Воспитатель. Про кого вам бы хотелось сначала поговорить: про мальчиков или про девочек? Мальчики у нас - благородные рыцари. Они уступают первое место дамам, и поэтому... закрывают свои глазки, представляют наших девочек. Представили? Какие они? На кого они похожи?
Мальчики говорят о девочках: добрые, милые, ласковые, умные, заботливые, аккуратные, внимательные, красивые, похожи на цветы, на разноцветных бабочек.
Воспитатель. Ребята, от ваших добрых слов становится так тепло и приятно в комнате. Вы чувствуете?
Воспитатель. А теперь девочки закройте глазки, представьте наших мальчиков. Представили? Какие они? На кого они похожи?
Девочки говорят о мальчиках: добрые, трудолюбивые, работящие, смелые, сильные, заботливые, ловкие, умные, красивые, внимательные.
Самоанализ «Какой я?».
Воспитатель. Надо дописать три незаконченных предложения, используя несколько определений из списка слов на плакате.
- Я думаю, что я …
- Другие считают, что я …
- Мне хочется быть …
Список слов на плакате:
симпатичный, слабый, приятный, грубый
справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный
остроумный, смелый, жадный, хитрый
смешной, терпеливый, надежный, неприятный
задумчивый, хороший, здоровый, вежливый
робкий, честный, глупый, одинокий
красивый, резкий, нежный, сильный
задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный
Упражнение «Расскажи мне обо мне».
Воспитатель. Я предлагаю проверить, совпадают ли ваши представления о себе с тем, что о вас думают другие люди. (По кругу в тетрадях делаются записи о том, что ученики думают о каждом из участников занятия).
Работа со сказкой.
Цель. Формировать умение находить отличительные характеристики людей.
Воспитатель. Сейчас я расскажу вам сказку «Роза и Ромашка». (Текст сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. Лабиринт души.- М.: Академический проект, 2010).
Сказка «Роза и ромашка».
«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от неё росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, её ещё не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но её ничего не радовало. В её крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на её месте», - не переставал мечтать маленький жёлтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.
Но вот однажды шёл по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».
Обсуждение сказки.
1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?
2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?
3. Можно ли эту фразу сказать про людей?
Воспитатель. Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого весёлого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребёнка нет.
Игровое упражнение «Опиши своего друга»
Цель. Формировать умение создавать словесный портрет своего друга с помощью речевых инструкций воспитателя.
Воспитатель описывает ученика, употребляя слова: добрый, весёлый, красивый и т.д. Просит учеников составить портрет друга. В случае неуспеха помогает вопросами.
· Твой друг веселый или грустный?
· Он добрый или злой?
· Он красивый или нет? И т.д.
IV. Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
Цель упражнения — координация движений и мелкой моторики, развитие памяти.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. |
Покажите правую руку, а теперь — левую. Давайте подружим наши пальчики. |
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. |
Дети складывают руки в замок и поочередно соединяют пальчики правой и левой рук, начиная с мизинцев. |
Один, два, три, четыре, пять! Начинаем счет опять. |
|
Один, два, три, четыре, пять! Вот и кончили считать. |
Воспитатель. Очень хорошо! Молодцы!
V. Продолжение работы по теме.
Игра «Комплименты».
Цель. Развивать умение выражать своё отношение к другому человеку через слова, действия.
Давайте сейчас попробуем сказать друг другу комплимент.
- А что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент, стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека?
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит одному из детей: «Мне нравится в тебе...» Ребёнок кивает головой и отвечает: «Спасибо! Мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что нового узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Коммуникативная игра «Подари камешек»
Воспитатель. Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...» Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
Игра-драматизация «Спящая красавица»
Цель. Игра учит детей замечать у своих ровесников противоположного пола положительные черты характера и хорошие поступки.
Подготовка к игре. Перед проведением игры воспитатель читает детям сказку Ш. Перро «Спящая красавица».
Ход игры. Воспитатель предлагает мальчикам и девочкам по желанию изобразить спящего принца или спящую красавицу. Остальные дети по очереди подходят к «спящему» герою и пытаются подобрать для той или иной девочки или мальчика такие хорошие, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящих красавицу или принца.
Воспитатель может предложить детям вариант обращения к сказочному персонажу: «Светочка, ты очень добрая девочка. Ты всегда делишься с другими ребятами своими игрушками»; «Павлик, ты заботливый мальчик: помог сегодня Лене найти её рукавичку» и пр.
Воспитатель заранее договаривается вместе с детьми, что «спящий герой» просыпается только от тех слов, которые ему особенно понравились. Тот, чьим словам было отдано предпочтение, становится сам спящим принцем или спящей красавицей.
VI. Заключительная часть. Ритуал прощания
Цель. Развивать умение выражать свое настроение через комплемент.
Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Вспомните, чем мы занимались на занятии. Давайте улыбнемся друг другу и скажем комплемент. Вначале скажу комплемент вам я. «Дети вы молодцы, хорошо работали на занятии». А теперь каждый из вас подберите слова-комплементы друг другу. Я начинаю фразу, а вы продолжите. Лена, ты мне помогала на занятии, поэтому ты ……….. Правильно. Молодец. И ты Саша тоже мне помогал на занятии. Ты тоже …….. Молодцы ребята, вы учитесь говорить друг другу комплементы, тем самым проявляете друг к другу уважение.
Давайте встанем в круг, протянем руки вперед, соединим их в центре круга и тихо постоим, я (пожимаю руку стоящему рядом ребенку) через пожатие передаю вам свою любовь, и она идёт от меня к…(имя ребенка) и т.д. Наконец, она снова возвращается ко мне, и я чувствую, что её стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть она вас не покидает и греет ещё долго. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.