Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 88»
Конспект занятия
«Многонациональное Оренбуржье»
Группа общеразвивающей направленности для
детей от 6до 7 лет
Подготовила: Демидова Елена Александровна
Оренбург – 2022
Тема: «Многонациональное Оренбуржье»
Цель: формирование ценностного отношения детей к другому человеку, дружелюбия и уважения к культуре, традициям своего народа, народов Оренбуржья, народов России.
Задачи:
Образовательные:
• обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, играх народов России (русских, татар, башкир);
• формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
• расширять представления о родном крае;
• учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
• развивать умение внимательно слушать;
• развивать интерес к истории родного края;
• развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к большой и малой Родине;
• воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
• формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям.
Расширять и активизировать словарный запас: национальность, традиция, многонациональный край, оберег, камзол, ичиги, юрта, кушак.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Музыкальная.
Познавательная.
Продуктивная.
1. Вводная часть
Занятие начинается в группе: Звонок по скайпу на экране телевизора.
Воспитатель: Ребята что за звук?
Дети: Это звонок. Давайте ответим.
«Добрый день! Я главный редактор Видеожурнала о России. Сейчас мы проводим конкурс «Мой край многонациональный!» Предлагаю вам принять участие в нашем конкурсе. Ждем ваш видеоматериал».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, сможем ли мы принять участие в конкурсе? Кто был внимательным, что мы должны отправить на конкурс? А что нам для этого нужно?
Дети: видеокамера, фотоаппарат и наши знания.
Воспитатель: Ребята, берем все необходимое и отправляемся в путь. Где можно узнать особенности нашего родного края? Помните как называется конкурс? А что за слово такое многонациональный?
Дети предлагают разные варианты: В национальной деревне. Там представлены подворья разных национальностей, На территории подворий есть музеи и национальную кухню можно попробовать.
Воспитатель: Но из сада мы уйти не можем! Что делать???
Дети: В музыкальном зале у нас выставка.
Воспитатель: Отправляемся в музыкальный зал.
2.Основная часть
Спускаемся из группы в музыкальный зал
Воспитатель: В нашем городе много разных достопримечательностей. Одной из них является культурный комплекс «Национальная деревня», где вы можете увидеть под открытым небом музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям каждой национальности, проживающих в Оренбургском крае отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле. Я сегодня буду вашим экскурсоводом.
Воспитатель: (Звучит башкирская музыка) К какому подворью мы пришли? Это (дети читают) «Башкирское подворье». Что вы видите?
Дети: Жилище-Юрта
Воспитатель: Да это традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом.
Снаружи ее утепляли войлоком, из шерсти животных внутри юрты ковры.
Юрту можно быстро собрать и разобрать. А зачем башкирам такое жилье?
Дети: Они были кочевниками, переезжали с места на место когда пасли скот.
Воспитатель: Обратите внимание на национальный башкирский костюм.
Посмотрите, что вы можете рассказать о костюме? Что интересного и необычного в нем?
Дети: (предполагаемые ответы) Традиционной верхней одеждой башкир был елян (мужской и женский что то вроде нашего плаща) женское платье –кулдек. Башкиры носили кафтаны и камзолы, зимой носили шубы и тулупы. Украшали одежду, аппликацией, вышивкой, монетами. Головной убор мужчин с мехом это бурек, или легкий головной убор тюбетейка. У женщин головной убор украшен был монетами – кашмау, или платок. Обязательно женщины надевали нагрудник украшен камнями, вышивкой и монетами. Обувь сапожки-ичиги.
- Ребята а что это за маленькие домики рядом с юртой? (слышим жужжание пчел)
Дети: Улья с пчелами.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно у Башкирского подворья они стоят?
Дети: Издавна Башкирия славится своим медом, самым вкусным и полезным. (звук спокойного жужжания)
Воспитатель: Действительно, мёд называют «золотом» Башкортостана.
Воспитатель: (звук пчел усиливается) Что то изменилось, слышите? Мы пчел наверное побеспокоили? Чтобы пчелы успокоились нужно нам выполнить задание…
Выполнение разноуровневых заданий:
Дети располагаются часть за столом где раскладывается математическая игра «Ульи и пчелы», а часть детей собирают онлайн пазлы. http://game01.ru/Game/show/?id=87128.
Воспитатель: Как вы думаете теперь все в порядке с пчелами, успокоились? Значит мы правильно выполнили задание.
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.
Звучит татарская музыка…
Воспитатель: Какое следующее подворье?
Дети читают: «Татарское подворье».
Воспитатель: На территории татарского подворья разместились:
Музей - татарский дом. Дом не принято было делить на комнаты, там не было лишней мебели, татары вешали в доме занавески и пологи так делили дом на зоны.
Посмотрите ребята какая посуда красивая. Она какая то необычная… Кто мне из вас расскажет о посуде и кухне татар?
Дети: Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Чак-чак, это блюдо для татарской национальной кухни. Его подают и на свадьбах и на других торжествах. Татары очень хорошо принимают гостей. И обязательно накрывают стол.
Воспитатель: В народе считают, что украшением застолья и сейчас остается хорошая беседа.
Воспитатель: Обратите внимание на татарский национальный костюм.
Дети: Татары носили камзол, он надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, женщины украшали свой камзол тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка».
Воспитатель: И есть татарская народная игра «Тюбетейка». Поиграем?
Татарская народная игра «Тюбетейка». Игра проводится под татарскую национальную музыку. Дети становятся в круг. Они по очереди передают тюбетейку рядом стоящему ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выходит в круг и танцует.
Воспитатель: Молодцы вам понравилась игра? Я предлагаю продолжить нашу экскурсию…
Звучит музыка (минусовка «У моей России»)
Воспитатель: Послушайте загадку:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Воспитатель: Что же такое Родина?
Дети: Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
Воспитатель: Как называется наша большая Родина? (Россия). Посмотрите на карту Россия – самая большая страна на свете (воспитатель на карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.
Воспитатель: На карте мы с вами сможем найти город, в котором мы живем?
Дети: (Работают с картой, находят город) Это наш город Оренбург
Воспитатель: Если Россия это наша Родина то Оренбург - это?
Дети: наша малая Родина.
Воспитатель: Мы с вами подошли к следующему подворью.
Звучит русская народная музыка.
Дети: читают «Русское подворье»
Воспитатель: Посмотрите на подворье? Что там есть?
Дети: Дом построен в виде терема, крыша покрыта деревянной черепицей, есть резная лестница, столбы, балкон. На окнах наличники, терем украшен различными резными элементами. Дом внутри делился на мужскую и женскую половину. Был красный угол чаще за столом перед иконами.
Воспитатель: Что еще кроме дома есть?
Дети: Ребята на территории подворья есть мельница, колодец и баня.
Воспитатель: Обратите внимание на национальный костюм.
Приглашаем ребенка одетого в национальный костюм и просим рассказать про наряд.
Дети: Мужчины носили рубахи, штаны-порты, пояс. Обувь - это лапти, если люди были богаты то сапоги. Носили кафтан, зипун, зимой шубу. Это русский национальный женский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана, передника. В холодное время носили душегрею и телогрею и шубу. Головной убор это для девушек это обручи, повязки, молодые девушки голову не покрывали и волосы не прятали, заплетали в косы. А замужние полностью прятали волосы, носили кокошники (повязка, сорока, сборник) бусы и серьги. Зимой меховую шапку. Обувь это лапти или сапожки. Костюмы носили яркие на праздник с вышивками, предпочтение отдавали красному цвету. Красный-красивый.
Что можно сказать русских костюмах? Да они красивые! Хотели бы вы частичку такого костюма для себя?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю мальчикам сделать пояса себе. Что вы знаете о поясе?
Дети: Он придерживал одежду. Это оберег, защита от плохого. Его носили мужчины и женщины.
А девочкам украшение на голову – повязку.
Дети рассаживаются за столы и на ленты наносят украшения (аппликация).
Воспитатель: Как вы думаете чем известен Наш край?
Дети: В нашей области выращивают пшеницу, добывают нефть и газ, соль, мел. Есть заповедники с уникальными растениями и животными.
Воспитатель: А еще это люди! Люди, которые жили и живут на этих землях, чтят гостеприимство, уважают другие народы. Много работают, чтобы наш край процветал.
А еще они очень любили и умели веселиться. Пели народные песни, играли в игры, занимались разными промыслами.
Есть одна традиция, которая была почти у всех народов, проживающих в России. Издавна в праздники или какие то семейные торжества привязывали ленточки к дереву. Кто то, загадывал желание кто то, просил помощи у сил природы. Молодые люди ходили к березе и привязывали ленточки, чтобы не ссориться, сохранить дружбу на года, и всегда жить в мире. Народы живут разные, но традиция общая добрая. В нашем музее тоже есть такая береза. Я предлагаю вам привязать ленточку и загадать желание. Когда вы будете привязывать скажите мне наш Оренбургский край, он какой? Люба, как ты думаешь? Миша какой наш край? Аня?
Дети: индивидуальные ответы детей.
3. Заключительная часть. Нас много и мы едины
Воспитатель: Ребята вот и закончилась наша экскурсия. Столько было информации, а с какой целью мы сюда отправились?
Дети: Снимать видеоролик для конкурса.
Воспитатель: Как Вы считаете, наш видеосюжет получился интересным? А еще каким? (Индивидуальные вопросы).
Предлагаю нам подняться в группу и через электронную почту отправить наш видеоматериал.
На следующий день в группу приносят конверт с дипломами для детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.