Раздел -5. Наши меньшие друзья.- январь
Тема: «В гостях у тетушки Совы - уроки живой природы»
Цель: Закрепление знаний детей раннего дошкольного возраста о диких и домашних животных, насекомых и птиц.
Задачи:
1. Учить узнавать домашних и диких животных, насекомых и птиц на картинках и в игрушках.
2. Закреплять знания детей раннего дошкольного возраста о диких и домашних животных, насекомых и птиц.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать внимание, память, мышление.
5. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Методы и приемы:
- беседа;
- метод демонстрации;
- дидактическая игра;
- сюрпризный момент;
- объяснение;
- поощрение.
I. Вводная часть (беседа)
- Ребята, посмотрите, кто там стоит возле домика? Да, это, конечно же, тетушка Сова! Вы хотите с ней поиграть? Тогда пойдемте к ней в гости!
l. Основная часть
педагог вместе с детьми выходит на середину группы, посреди которой стоит Тетушка Сова.
- Дети, давайте поздороваемся с тетушкой Совой (дети здороваются).
- Посмотрите, она играет в прятки со своими друзьями-животными, только зверюшки так хорошо спрятались, что она не может их найти. У нас спрятались животные. Давайте поможем ей найти животных.
ИГРА «НАЙДИ ЖИВОТНОЕ»
Дети разбегаются по группе, ищут заранее спрятанных зверей, приносят сове и педагогу, садятся на лавочки во дворе. На протяжении игры звучит веселая мелодия из мультфильма «Тетушки Совы».
- Молодцы, мои хорошие, всех животных нашли, скажите, как они называются? (по очереди показывает детям животных – дети называют: собака, волк, медведь, коза, свинья, заяц и т.д. Педагог просит сказать, как кричат эти животные. А теперь найдите этих же животных на картинках).
-Давайте вспомним, где живут эти животные: в лесу или во дворе? Кого из наших животных нужно отправить в лес? (волка, медведя, лиса, зайца) Конечно, ребята, эти животные живут в лесу, сами строят себе домики и добывают еду. Это дикие животные.
- Кто из этих животных живет рядом с тетушкой совой? (коза, собака, корова, кошка, свинья).
- Люди заботятся о домашних животных – кормят их, строят для них домики. Посмотрите, у совы во дворе тоже есть домики для животных: для козы и свиньи, коровы – хлев, для собаки – конура.
С помощью детей все животные оказались в домиках.
- Сова мне тут на ушко шепчет, что хочет поиграть с вами в свою любимую игру. Мы с вами ее тоже знаем.
Игра «У медведя во бору»
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последнем слове «медведь» рычит и бежит за играющими, ловя их.
- Сове очень понравилось как мы весело поиграли, теперь она предлагает немного отдохнуть, но чтобы нам не скучать, она нам принесла краски и предлагает нарисовать ее лучшего друга – мишку. (Раздаются листочки на которых нарисован силуэт медведя). Ватными палочками способом «примакивания» дети рисуют по силуэту медведя.
- Ребята, сове понравилось как вы нарисовали ее друга, и в благодарность она научит рисовать вас разных диких и домашних животных. Рисует с детьми на доске мелками.
Педагог . Кого мы можем встретить в лесу? Кто может быть опасен для нас? Кто не причинит нам вреда? Наш лес добрый, а если мы внимательно будем слушать звуки леса, то можем многое узнать о его обитателях (включает музыку с голосами птиц посчитаем их, 0т 0- до 10).
Слышите? Чей это голос? (Кукушки.) Вы знаете, почему эту птицу так называют? Чем она питается? (Педагог уточняет, что кукушка питается насекомыми, а также ядовитыми гусеницами, которых не едят другие птицы.) Что ещё вы знаете про кукушку? (Дети делятся своими знаниями.)
Знаете ли вы, как с помощью кукушки можно определить погоду? Если кукушка долго кукует, то будут тёплые ясные дни. Если бы она издавала звуки, похожие на кваканье жаб, пришлось бы отменять экскурсию из-за приближающегося дождя. Когда весной птицы рано прилетают, а лес еще голый — к сухому лету.
А теперь идёмте дальше.
Слышите стук? Кто это? Его не видно, но вы прекрасно его знаете. (Дятел.)
Какую пользу приносит эта птица? Чем она питается? Что помогает дятлу крепко держаться за дерево и не упасть? Знаете, как с его помощью можно предсказать погоду? Если дятел редко стучит по дереву клювом, спокойно перелетает с ветки на ветку — к ясному деньку. Когда слышен барабанный бой по ветке «тар-р-р…», будет дождь, непогода. Педагог подводит детей к другому дереву, обращает их внимание на дупло.
Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.) Хозяйка этого домика — ночная хищница. В безветренные ночи она почти бесшумно облетает свои владения, время от времени зависая в воздухе и прислушиваясь. Кто она? (Сова.)
Если в её гнезде много птенцов, то знайте, что придёт тёплая весна, а если птенцов мало, то весной будет много воды. Затем дети попадают на полянку, где с ними проводится игра «Угадай по голосу». В конце игры педагог предлагает ребятам вспомнить, кого они сегодня слышали и видели в лесу, что нового узнали про птиц. Закрепляет понятие «птицы-барометры» и записывает впечатления детей в «Книгу путешествий».
Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.) Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые.
Педагог с детьми находит модели существенных признаков насекомых и. выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).
- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т.д.)
- Отгадайте, кто это?
- Кто над нами вверх ногами? (Муха.)
- Много загадок сочинил народ о насекомых.
Не солнце, не огонь, а светит (светлячок)
Голос тонок, нос долог.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет . (комар)
Ниток много-много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.(паук)
Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).
- На каждое насекомое - свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей).
- Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи - великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник - это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи - солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.
- Каких насекомых вы видели около дома? Расскажите нам.
(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)
- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь и дружить с ними. Разучиваем песню о Дружбе и стих о детёнышах. До свидания ребята, до новых встреч.
Где чей детёныш?
К нам смешинки прилетели,
Нас проверить захотели.
До упада хохотали,
Нам загадки загадали,
Перепутали слова,
Разобрались мы едва.
Птицы, звери всех мастей.
Как зовут у них детей?
У коровы – коровёнок?
Мы в ответ кричим: - Телёнок!
У свиньи сынок свинёнок?
Мы смеёмся: - Поросёнок!
У лошадки – лошадёнок?
Мы хохочем: - Жеребёнок!
Кто у курочки? Курята?
Мы хихикаем: - Цыплята!
У овечки кто – овчонок?
Отвечаем мы: - Ягнёнок!
У собаки собачонок?
Нет! Щенок её ребёнок!
Хорошо мы поиграли,
Все загадки отгадали!
Консультация для родителей
«Лохматые воспитатели наших детей: как и чему учат нас
домашние питомцы?»
У кого из нас взрослых не возникал внезапный порыв: «Все, решено: заводим
домашнего питомца». А может быть это было, наоборот, очень продуманное и
взвешенное решение. Оставив в стороне проблему выбора конкретного животного (от
крошечного мышонка до гигантских размеров пса), поговорим о том, что новый
«член семьи» может многому научить наших детей и нас. А также укрепить психику
и здоровье. По утверждению психологов, вот какие стороны характера и нашего
образа жизни могут изменить в лучшую сторону домашние животные.
Ответственность
Помните у А.Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Животное – не
игрушка. С ним нельзя играть и гулять, только когда у тебя есть настроение. И
если он надоел, то нельзя выгнать. Но ответственность у ребенка разовьётся не
сразу, сначала он смотрит, как мы, взрослые, относимся к новому члену семьи.
Видя, что тот требует внимания, и, глядя на наше поведение, и дети учатся нести
ответственность. Ребенка можно сразу вовлечь в простые заботы: насыпать корм,
налить в миску воду.
Уверенность в себе
Мы гордимся собой, когда помогаем другим. Если ребенок успешно справляется с
заботой о питомце: гуляет с ним, моет, кормит, находит общий язык и играет, он
гордится собой и становится увереннее. Представляете, каким великим
дрессировщиком почувствует себя ваш наследник, когда, например, научит собаку
давать лапу или попугая произносить слова?
Дисциплинированность
Исследования показали, что дети, у которых есть собаки, растут более
собранными. Нужно соблюдать и свой и питомца режим: гулять, кормить, приходить
домой в определенное время, потому что пес ждет прогулки, не забыть налить в
миску воды. Это все формирует элементарные навыки планирования и контроля. А
ведь именно этого не хватает современным детям, которые часто живут без
расписания, режима и строгих правил.
Предвидение последствий действия или бездействия
Дети почти никогда не думают о последствиях (что будет, если я … ). Животные
могут научить думать о том, что может быть потом. Если не убирать в клетке у
хомяка, он начнет пахнуть. Если не погулять с собакой, на ковре будет лужа,
если не покормить рыбок, они умрут. Есть вещи, которые НАДО делать, чтобы
избежать неприятных последствий.
Эмоциональная восприимчивость и отзывчивость
Дети, у которых есть животные, учатся распознавать эмоции других. Собака и
кошка не могут сказать, о чем думают, чего хотят, какие чувства испытывают. Так
что ребенку приходится угадывать, понимать. И это потом поможет ему в общении
не только с животными, но и людьми.
Успокоение
Кроме того, общение с представителями животного мира действует на большинство
детей, как правило, успокаивающе. Недаром говорят, что лучшее средство от
стресса – это урчащая кошка на коленях. Погладить кота, потрепать собаку и
увидеть, как пес преданно машет хвостом и радуется своему хозяину, - все это
успокаивает ребенка и поднимает ему настроение. С собакой или кошкой можно
«поговорить», можно почувствовать себя лучше, если пес положит свою добрую
теплую морду ему на руки. А мурлыкание котов ученые давно сравнивают с
сильнодействующими успокоительными.
Польза для здоровья
Зверь в доме укрепляет иммунитет ребенка. К этому выводу пришли ученые после
многочисленных исследований. Питомец делает дом нестерильным, и детский
организм учится справляться с разными микробами и бактериями. По статистике,
дети, которые растут с животными, меньше страдают от астмы и аллергии. Кроме
того, с кошкой нужно играть, изображая «мышку», с собакой нужно регулярно проводить
время на улице, на свежем воздухе. Гулять придется даже тем детям, которых
из-за компьютера не выгонишь. Принцип «животному нужно двигаться, чтобы быть
здоровым» подействует и на ваше чадо.
Забота о потомстве и тех, кто слабее
Умение заботиться о живом существе поможет ребенку, когда он вырастет и будет
воспитывать собственных детей. А еще ребенок, у которого есть животное, не
будет жестоким, ведь с самого детства вы объясните ему, что кота нельзя дергать
за хвост, иначе ему может быть больно. А причинять боль другим нельзя.
Среди всех этих плюсов обязательно будут и минусы, но они не смогут перевесить
то доброе, что привнесёт в вашу семью маленький пушистый комочек.
И в заключение несколько слов о том, когда не стоит заводить животное, как
бы Вам или Вашим детям этого и не хотелось.
• Если Вы сами не любите птиц, котов, собак и прочую живность.
• Если у вас самого совершенно нет времени следить за животным, не
рассчитывайте, что все заботы возьмет на себя ваше дитя. Потребуется много
времени, чтобы научить его ухаживать даже за рыбками, свинкой или хомячком, не
говоря уже о более крупных животных.
• Если Ваш ребенок склонен к агрессивному поведению и часто «взрывается»,
скандалит, дерется, кусается, может разбить какой-то предмет или ударить кого-то.
Ребенок сразу не изменится, а вот питомец может серьезно пострадать. Да и ваш
наследник, после того как нанесет вред живому существу, будет чувствовать себя
«плохим». Сначала посоветуйтесь с детским психологом.
• Если у ребенка аллергия. Причем понять это невозможно, просто погладив
собачку в парке. Если у ребенка или у кого-то из родителей есть аллергическая
реакция на любое животное, стоит сначала сходить на консультацию к врачу, а
потом провести с собакой или кошкой (или даже морской свинкой) хотя бы несколько
часов в квартире. Иначе, когда окажется, что организм ребенка питомца не
переносит, будет очень сложно отнять зверюшку. Да и для животного такие
перемены - серьезный стресс.
Консультация для родителей:
«Животные — лучшие терапевты для вас и ваших детей»
Самыми популярными домашними «терапевтами» являются, конечно, кошки и собаки. Щенок или котенок, принесенный в дом способен не только доставить радость малышу, но и « присмотреть» за ним. Совместные игры и прогулки гораздо лучше бесполезного времяпрепровождения перед телевизором или компьютером. Главное — вовремя проводить лечение кошек и собак, следя, чтобы с ребенком взаимодействовало здоровое психически физически животное.
Еще один способ профилактики и лечения заболеваний детей и взрослых — иппотерапия — лечебная верховая езда. Когда человек едет (скачет, мчится) на лошади, в работе задействованы практически все мышцы тела. Это незаменимое лекарство для детей с аутизмом и ДЦП, а также для взрослых, страдающих ожирением, атеросклерозом, остеохондрозом, неврозами, самыми разными фобиями.
Лечебная верховая езда успешно используется и для реабилитации после психологических детских травм. Очень часто с самого первого занятия между ребенком и лошадью устанавливаются дружественные, теплые, эмоциональные отношения. Надо ли говорить, насколько это полезно для малыша, который измучен своей болезнью? При движении шагом колебания и ритм движения подсознательно возвращают в состояние, в котором он находился в утробе матери и изучал мир изнутри. Может, один из секретов удивительной эффективности иппотерапии именно в том, что она дает возможность снова прикоснуться к этим необычным ощущениям. В Англии уже сравнительно давно лошади помогают избавляться от депрессии психозов, с их помощью лечат слабоумие и даже алкоголиков и наркоманов!
Однако не только «лошадиное» лечение, а также лечение собак и кошек может эффективно применяться в качестве терапевтического средства. Рыбки действуют как лучшие антидепрессанты! Достаточно посмотреть несколько минут, как они плавают, и моментально улучшается состояние нервной системы, стабилизируется давление, сердце начинает работать уверенно и ритмично.
По статистике, в доме, где есть канарейки, волнистые попугайчики и другие птички дети быстрее развиваются, они более спокойны и жизнерадостны. Хомяки, мыши и кролики помогают вылечиться от болезней опорно-двигательного аппарата, а дельфины — от психологических травм.
Японская забава — карликовая буренка. Это коровка размером с собаку, и их сейчас держат в своих городских квартирах практичные японцы. Дает такая корова чашку молока в день, чего вполне достаточно для утреннего завтрака вашему ребенку. Ее выгуливают по токийским улицам на поводке. Погладишь ее утром по шерстке — хорошее настроение на весь день обеспечено. Или вот фантастические мини-лошадки — фанабелла. В городе Траут Лейк, штат Вашингтон, существует даже Клуб любителей миниатюрных лошадей Колумбийского водопада, который каждую осень устраивает пикник на мини-конях. Правда, даже самый крупный и сильный жеребец способен увезти лишь парочку трехлетних детишек. Зато это бесконечно ласковые, преданные, нежные животные, общение с которыми очень благотворно действует и на тело, и на психику, и на душу.
Вообще, чем больше мы отдаем любимому зверю — тем больше получаем. Животное в доме научит вашего малыша дружбе, ответственности и любви. Оно будет сопереживать ему, делить с ним все радости и недуги. Такие простые ежедневные события, как кормление, прогулка, стрижка собак, расчесывание, водные процедуры и игры — это, зачастую, лучшее лекарство.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.