Конспект занятия «День Земли»
в подготовительной группе.
Цель: формировать понятие о себе как о жителе планета Земля и понимания необходимости охраны окружающей среды.
Задачи: Формировать представление о празднике День Земли, познакомить с историей праздника.
Учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Дать представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, матушка-кормилица).
Закреплять в игровой форме знания детей о животном и растительном мире.
Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.
Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру.
Ход занятия.
Воспитатель: Мне сегодня утром пришло странное сообщение на телефон. Я услышала какие-то тревожные звуки. Вот послушайте (Включает запись). Как вы думаете, кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, эти тревожные звуки издает наша планета. Как называется наша планета? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему планета издавала такие тревожные звуки? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте, представим, что наша планета единственный раз в году вдруг заговорила с нами. Чтобы она могла нам сказать, что попросить, что пожелать? (ответы детей).
Зачитать обращение Земли: «Дорогие люди! Я – Планета Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю каждого из вас. Все – живущие на земле, расскажите о моем пожелании вашим друзьям и родным. Помните обо мне, и я буду заботиться о вас и всегда буду вашим домом. Дом – это не только, то место, где мы живем. Дом – Это наш город, область, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло и уютно и каждый должен чувствовать себя в доме защищенным».
Воспитатель: - Дети, что вы знаете о нашей планете?
Дети: Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Земля вертится вокруг Солнца, да ещё и сама вращается вокруг своей оси. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей планете Земля есть жизнь, воздух, вода.
Воспитатель : Прежде, чем продолжить наш разговор, давайте выполним пальчиковую гимнастику «Здравствуй, Солнце золотое»! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга)
«Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!»
Воспитатель: Какая удивительная наша планета Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Она заселена животными, на ней растут различные растения, живут разные народы. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле (рассмотреть иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, вы любите свой дом? Вы заботитесь о нем? Вот точно также надо любить и беречь наш общий дом - планету Земля. А знаете ли вы, как помочь Земле, остаться такой же красивой и богатой?
Дети: Мы должны беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.
Воспитатель: В старину наши предки Землю матушкой, кормилицей называли и говорили: «Земля заботу любит. Накорми Землю - она накормит тебя. Без хозяина Земля - круглая сирота». Почему так говорили? (рассуждения детей)
Воспитатель: Что было бы, если бы на нашей Земле не стало деревьев и цветов? (Погибли бы животные, человек.)
Воспитатель: Дорогие, друзья, планета Земля дарит нам путешествие по ее просторам. А отправимся мы не на поезде, не на самолете, а на облаках (звучит мелодия)
1 остановка «История праздника»
Воспитатель: Ребята, каждый год 22 апреля во всём мире отмечают «День земли», праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе (рассмотреть иллюстрации). По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятий. Например, несколько лет назад в этот день было предложено отменить все поездки на транспорте и передвигаться исключительно пешком или на велосипедах, т. е. экологически чистым способом.
Воспитатель: Не будем времени терять, отправляемся дальше путешествовать!
2 остановка «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие, говорим «да» и хлопаем. Если «плохие», то все вместе кричим "нет" и топаем!
Готовы? Начинаем!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (да)
Если разведу костер,
И тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Да, ребята - мы должны заботиться о нашей планете! Отправляемся дальше в путь!
3 остановка "Земля, вода, воздух"
Дидактическое лото «Назови, одним словом» (ребятам предложено задание - распределить животных, насекомых, рыб по средам обитания).
Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые.)
Карась, хек, окунь, треска. (Рыбы.)
Голубь, снегирь, синица, дятел. (Птицы.)
Волк, слон, собака, лось. (Звери.)
Воспитатель: А сейчас, викторина!
1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
2. У какого насекомого уши на ногах? (кузнечик)
3. Сколько ног у паука? (восемь)
4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
5. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
6. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
7. Муха, комар, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
8. Ворона, скворец, сорока, воробей - кто это? (птицы)
9. У какого дерева ствол белый? (береза)
10. Как называется дом у муравьев? (муравейник)
11. Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)
12. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
13. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
14. Карась, окунь, щука, сом - кто это? (рыбы)
15. Какая птица лечит деревья? (дятел)
16. Какую птицу называют " лесное радио"? (сорока)
17. Чем питается бабочка? (нектаром)
18. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
19. Какое насекомое питается кровью? (комар)
20. Сколько крыльев у жука? (четыре)
21. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Воспитатель: Молодцы! Все верно ответили.
Физминутка: «Общий дом» стихотворение В. Орловой
Под одною голубою общей крышей мы живём (дети встают в большой круг).
Дом под крышей голубой (показывают домик над головой)
И просторный, и большой (руки разводят в стороны).
Дом кружится возле Солнца (кружатся вокруг себя)
Чтобы было там тепло (подскоки на месте).
Чтобы каждое оконце, осветить оно могло (описывают руками круг),
Чтобы жили мы на свете, не пугаясь, не грозя (закрыть лицо ладошками)
Как хорошие соседи или добрые друзья (обнимашки).
Воспитатель: Ребята, кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы). Ребята, давайте сейчас с вами попробуем определить, что можно делать в природе, а что делать нельзя. Дети выбирают наугад картинку и объясняют, почему нельзя это делать.
Ребята, существуют три правила, которые надо знать всем людям на Земле.
Первое правило: НЕ СОРИ!
Второе правило: НЕ ШУМИ!
Третье правило: НЕ ГУБИ!
Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
А сейчас давайте нарисуем плакат «Берегите Землю». Наша планета действительно очень красивая. Даже думать не хочется, что эта красота может исчезнуть навсегда. Ребята, я уверена, что вы не допустите этого и сейчас и в будущем сделаете всё, чтобы наша планета оставалась красивым и цветущим домом. Творческая работа детей (под музыку).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.