Цель: Формировать представления о различных аспектах жизни героев
Древней Руси на основе былины `Илья Муромец и Соловей Разбойник`. Учить
пересказывать былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и
выражения: калики перехожие, дорожка заколодена, замуравлена, Черная Грязь,
лук разрывчатый, стрела колена, око со косицею, стольный Киев-град. Закрепить
в речи названия предметов мебели и кухонной утвари: коромысло, прялка,
люлька, печка и т.д. Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря,
закрепить в речи их названия.
Ход: Звучит сказочная музыка. Дети заходят в группу, навстречу к ним
выходит сказочница - воспитатель в русском народном костюме.
Ведущая: Здравствуйте люди добрые, добро пожаловать к нам в Древнюю
Русь.
Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
А что такое былина?
Дети: это русские народные песни-сказания.
В: Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в
одну из них.
А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
(Показывает карточку с изображением печи и колодца).
В: Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.
В: Замечательно! (Звучит короткий музыкальный отрывок в знак
правильного ответа)
А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)
Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.
Ведущая предлагает построить из конструктора деревянную избу - как строили ее
раньше без единого гвоздя.
(Конструктор лежит на столе. Дети становятся вокруг, воспитатель помогает
распределить обязанности и дети строят избу).
В: Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба
внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?
Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила
для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки;
В: Вот в такой избе жил Илья Муромец. А сейчас, давайте попробуем с вами
рассказать былину сами, а помогут нам в этом опорные картинки. (Сидящим
полукругом детям, предлагается рассмотреть опорные картинки с условными
изображением эпизодов былины). Дети пересказывают былину, с опорой на них:
" В городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не
мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались
калики -перехожие и попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное: встал
Илюшенька испил сам водицы и почувствовал в себе силу богатырскую".
В: Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него
много одежды - выберете нужную и назовите её.
Дальше детям предлагается вернуться к опорным картинкам и продолжить
пересказ.
`А как стал Илюшенька богатырём, так отправился совершать подвиги ратные.
Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей
Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого
травушка-муравушка заплетается.`
В: На Руси всегда любили помериться силушкой богатырской.
Подвижная игра `Петушиные бои`.
Дети возвращаются к картинкам и завершают пересказ.
`Когда Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь Ильи
Муромца стал спотыкаться. А он берёт тугой лук разрывчатый и стрелу колену,
накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к
стремячку и повёз по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю
Владимиру`.
|
|