Конспект занятия по коммуникации (речевому развитию)
у детей 5-6 лет в учреждении дополнительного образования.
«23 февраля - День защитника Отечества».
Цели:
Предварительная работа с детьми: Беседы с детьми, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок, видео и аудио материалов.
Материалы: Доска ученическая, предметные картины «Род войск», карточки с тематическими словами, набор квадратов (красные, синие, зелёные) на каждого ребёнка для звукового анализа слов.
Ход занятия:
· Организационная часть.
П-г. Здравствуйте, ребята.
Итак, вы сегодня не просто мальчики и девочки, вы – будущие защитники нашей Родины. Присаживайтесь. Ребята, как вы думаете, почему наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить этой теме?
Д. Скоро праздник — День защитника Отечества.
П-г. Когда отмечается этот праздник? (23 февраля)
— Кого мы поздравляем в этот день? ( Тех, кто защищал нашу Родину, защищает и будет защищать)
— Ребята, посмотрите на доску и решите ребус. Какое слово я здесь зашифровала?
( родина)
— Как вы думаете, что такое Родина?
Д. Родина – это место, где родился человек. Это то место где живут его родители, родные и близкие. Это наша улица, двор, город, посёлок, деревня и т.д.
П-г. Как по – другому ещё можно Родину назвать? (Отчизна, Отечество).
— А как называется наша Родина? (Россия)
- А теперь ребята давайте посчитаем, сколько слогов в слове «Россия» ?
Д. 3 слога, потому что 3 гласные буквы РОС-СИ-Я.
П-г. Правильно, а кто защищает нашу Родину? (Защищают солдаты).
Послушайте внимательно стихотворение:
На защиту Родины
В дождь и снегопад
Каждый день выходит
Доблестный солдат.
П-г. Как по-другому можно ещё назвать солдата? (Воин, боец, защитник).
— Какой он защитник Отечества?
— Что он должен уметь делать и как?
Д. Отважный, сильный, умный, смелый, храбрый, быстрый, бесстрашный. Солдат должен быстро бегать, метко стрелять, ориентироваться на местности, не бояться ничего, любить свою Родину.
П-г. Когда все солдаты вместе, то что получается? (Армия)
— Как в народе говорят: «Один в поле … не воин», «Если армия сильна – непобедима и страна»,
«Наша армия не одна: с нею вся страна».
— Давайте рассмотрим картинки воинов — защитников. Кого здесь видим? (танкист, моряк, лётчик, пехотинец)
Это все представители рода российских войск. На какие виды делятся войска?
П-г. Кто служит на границе? (На границе служит пограничник).
Кто служит на подводной лодке? (На подводной лодке служит подводник).
Как называется солдат, у которого нет военной техники? (пехотинец)
Хорошо, но не только мужчины, но и женщины служат в армии. Какие женские военные профессии вы знаете? (сапер, разведчик, связистка, летчица, мед. сестра)
Ну а какой же защитник родины без оружия и военной техники? Я сейчас вас порошу разгадать загадки на эту тему:
П-г. Молодцы. Справились. Я поняла, что вы уже лучше стали разбираетесь в армии.
А теперь отдохнём и подвигаемся. Так как, каждое утро солдата начинается с физкультуры, со строевой подготовки.
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировкам. – шаг на месте
Знают все ребята смелого солдата,
Смелого солдата не сломить — сгибание и разгибание рук.
Носом вдох и выдох ртом:
Раз – два, раз – два. – вдох – выдох.
А теперь шаг на месте,
Не спеша никуда. – шаг на месте.
Как погода, хороша? — руки на поясе, поворот головы в право – влево.
Руки в стороны, по швам.
Знают все ребята сильного солдата,
Сильного солдата никому не победить. – шаг на месте
Ать- два.
Присаживаемся.
П-г. Солдаты ещё должны быть грамотными. На столе у вас лежат квадраты трёх цветов. Что они означают? (Звуки – гласный, согласный твёрдый и мягкий).
Я называю слово. Если в начале слова слышим гласный звук, то поднимаем красный квадрат. Если твёрдое согласное, то синий квадрат. Если мягкое согласное, то зелёный квадрат.
АВТОМАТ, ТАНК, ЛЁТЧИК, РАКЕТА, МАТРОС, АРТИЛЛЕРИЯ, МОРЯК, ТАНК.
П-г. Что такое танк? (Это бронированная военная машина на гусеничном ходу с пушечным вооружением)
— Выложите это слово с помощью квадратов. ( Один ребёнок у доски).
— Давайте разделим это слово на слоги. ( ТАНК). Сколько слогов? (ОДИН). Поменяйте это слово так, чтобы было два слога (ТАН – КИ)
— А теперь, используя эти буквы, составьте слова:
ТАНКИСТ
ТАНК ТИК
КИТ ТАКСИ
— Составьте предложения используя это слово «танкист». Например, мой папа-танкист.
П-г. А теперь всё внимание сюда. (У педагога в руке карточки со словами).
КОРАБЛЬ, ПУШКА, АВТОМАТ, АВИАНОСЕЦ, ВЕРТОЛЁТ, ТАНК, «КАТЮША»
Прочитайте, пожалуйста, что написано про себя, в пол — голоса, громко (первое слово).
Следующее слово прочитает нам … и так далее.
Как можно всё то, что вы прочитали назвать одним словом (военная техника и орудия). Молодцы.
П-г. А теперь при помощи разноцветных карточек вы, ребята, почувствуете себя ненадолго защитниками отечества ( игра «Летает, плавает, шагает» ).
Показываются карточки разного цвета поочерёдно: голубой – моряки; (плавают) зелёный – пехотинцы; (маршируют) жёлтый – лётчики (летают) все движения делаются детьми под музыку.
· Итог занятия.
Ребята, мы сегодня с вами прошли курс молодого, умного бойца. Солдат должен быть не только физически крепким и сильным, но и умным. Для этого надо учиться, учиться и учиться. Что нового и интересного вы получили для себя на нашем занятии? В будущем, надеюсь, будете достойно защищать и любить свою родину.
«Будем Родину любить,
Будем Родину хранить.
Слабых, бедных защищать,
Стариков всех уважать!» ( дети повторяют)
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
· Формируют грамотные и логически выстроенные ответы на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.