Конспект занятия для родителей
«Как преодолеть детское воровство»
Цель: профилактика совершения детьми воровства.
Задачи:
- познакомить родителей с причинами воровства;
- побудить родителей к анализу собственного поведения по отношению к ребёнку и стимулировать осознанный выбор стратегии поведения, направленного на предупреждение воровства;
- содействовать формированию навыков конструктивного, ненасильственного взаимодействия с детьми.
Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, карточки для групповой работы; ноутбук, проектор для демонстрации презентации.
Ход занятия
1. Вступительное слово
Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребёнок хоть раз в жизни взял что-нибудь чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация в будущем или нет. Поэтому тема нашего занятия «Почему дети воруют?» В ходе занятия мы познакомимся с причинами воровства и способами его профилактики.
2. Информирование «Причины детского воровства»
В
каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные. Чаще всего причины
не связаны с материальным уровнем семьи. Случаются детского воровства
встречаются как, в обеспеченных семей, так и семьях с низким материальным
достатком.
К общим причинам воровства относится следующее:
- Недостатки нравственного воспитания. Ребёнок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллектуального развития либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как воспитание по типу «вседозволенности».
- Способ привлечь к себе внимание. Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимания со стороны не только родителей, но и сверстников, желая привлечь внимание других детей к себе как обладателю какой-либо вещи.
- Воровство как подражание взрослым. Дети, наблюдая за некоторыми поступками взрослых, используют их как примеры для собственного поведения. Например, поступок взрослого, который вышел из магазина, не оплатив покупку, может стать для ребёнка примером совершения кражи.
- Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей. Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт. Отсутствие, например, у ребёнка мобильного телефона в ситуации, когда все одноклассники им обладают, может стать мотивом совершения кражи.
- Воровство как желание обрести контроль или власть. Отбирая у более слабого ребёнка то, что принадлежит ему, ребёнок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти.
- Воровство как способ мести. Может, например, украсть пенал у своего обидчика и спрятать.
- Воровство ради развлечения. Этот способ воровства встречается у подростков, которые развлекаются, убегая от охранника магазина, украв жевательную резинку.
Для более старших подростков характерны такие причины, как:
- Желание выделиться. Среди подростков стало модно воровать: дети хвалятся тем, кто больше «натырил» ручек, ластиков, блокнотов (ради экстрима).
- «Кражи престижа»: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или другими словами - кража «на спор» из-за желания утвердиться в группе.
- Ради наживы: поиск денег для приобретения сигарет, алкоголя, наркотиков.
- За компанию: присутствие сверстников субъективно снижает степень личностной ответственности за проступок.
По мере роста и взросления ребёнка проблема воровства только усложняется. И то, что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка - уже осознанный шаг.
У детей 10-12 лет воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям очень трудно справиться с импульсивными желаниями и соблазнами, хотя они и испытывают стыд за свои поступки. Для подростка 12-15 лет воровство - может стать вредной привычкой.
Отдельно следует выделить такое понятие как «клептомания». Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причём человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Многие психиатры рассматривает клептоманию как некую наследственность, «предрасположенность к воровству на генетическом уровне». В этом случае ребёнка надо показать психоневрологу или психиатру.
3.Упражнение «Разбор проблемных ситуаций» (работа в группах)
Родителям предлагаются карточки с ситуациями детского воровства. Родителям надо определить причины такого поведения. Приложение 1
4.Информирование «Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство»
К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:
1. Отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали.
2. Несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает).
3. «Двойная мораль» - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа).
4. Отсутствие у ребёнка понятия личной границы и неумение определять чужих границ. Бывает, что у ребёнка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «своё – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу.
5. Ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи». Ребёнок растёт с мыслью «я самый лучший», он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребёнка».
6. Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.
5.Упражнение «Анализ ситуации» (работа в группах)
Каждая группа родителей получает карточку с описанием ситуации. В процессе обсуждения родители отвечают на вопрос: какие ошибки взрослых в воспитании привели детей к воровству? Приложение 2
6.Информирование «Профилактика детского воровства»
Для профилактики детского воровства важно установить полное взаимное доверие между родителями и ребёнком, что является лучшей профилактикой любых отклонений в поведении детей. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство считается неприемлемым, проблема воровства маловероятна.
Необходимо выделить ребёнку его личную территорию (комната, полка в шкафу). Важно чётко очертить для ребёнка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребёнка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Очень важно, чтобы родители неукоснительно соблюдали личные границы ребёнка, не брали его личные вещи без разрешения, уважали его пространство. Только тогда можно рассчитывать на то, что ребёнок также будет уважать границы других людей.
Важно также организовать свободное время ребёнка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. У него нет ни времени, ни желания на «хулиганские» выходки. Он уважает собственные достижения и труд других людей.
Ребёнка
надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить
его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и
объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Хорошо, если ребёнку приходится нести ответственность за кого-то или что-то в
семье (за вынос мусора, поливку цветов, домашнего питомца) и непременно,
начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, порядок в комнате и т.д.
Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Чтобы не провоцировать ребёнка на воровство, важно не оставлять деньги на видном месте, хранить их в недоступном для ребёнка месте. Иногда именно лёгкая доступность становится причиной того, что ребёнок ворует деньги.
Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребёнку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребёнок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы, как детям, так и родителям. Ребёнок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, его мнение учитывается, что поднимает его самооценку и делает его более ответственным за дела семьи. Ребёнок, также, видит пределы семейного бюджета. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.
7. Информирование «Что могут сделать родители, чтобы предотвратить
cлучаи воровства»
Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребёнка, можно проводить в возрасте от четырёх до пяти лет. Объясните ребёнку, что воровать - это плохо.
Ваш ребёнок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.
Убедитесь, что ваш ребёнок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.
Ребёнок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребёнок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за неё. Если у вашего ребёнка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребёнок должен отвечать за неправильные действия.
Если ваш ребёнок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.
Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребёнок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.
Объясните ребёнку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определённую вещь. Это научит вашего ребёнка терпению и отложенному вознаграждению.
Если ваш ребёнок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить ребёнка, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.
Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребёнок считает это наказание справедливым. Возможно, ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребёнок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблачённым. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?
В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.
Правила поведения взрослого.
Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.
- Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребёнком произошло непоправимое.
- Не применять физического наказания. Это неэффективно, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребёнком и может способствовать тому, что в следующий раз ребёнок будет лучше прятать украденное.
- Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребёнком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребёнка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребёнка.
- Нужно дать ребёнку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
- Нельзя обвинять ребёнка, если вина его не доказана.
- Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.
- Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
- Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».
- Не требовать от ребёнка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.
- Нельзя обсуждать поведение ребёнка в присутствии посторонних.
- Нельзя допускать, чтобы ребёнка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
- По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребёнок нашёл ее и вернуть владельцу. Разделить с ребёнком ответственность, помочь ему исправить положение.
- Если украдены деньги у родителей, нужно выразить своё огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберётся украденная сумма.
- Важно дать понять своему ребёнку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
- Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
- Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
- Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
8. Заключение
На занятии мы познакомились с причинами воровства у детей, мерами профилактики и действиями, в случае, если ребёнок взял чужое. Что полезного вы для себя узнали? Как вам это может пригодиться в будущем? Ответы родителей по желанию.
Предлагаю вашему вниманию памятку: «Почему ребёнок ворует?».
В заключении занятия хочу поблагодарить вас за активную работу.
Приложение 1
Случай 1.
В классе два друга — Коля и Толя. Недавно Коля потихоньку взял у Толи часы. Колина мама, разбирая портфель сына, с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Толя. Тогда Колины родители позвонили родителям Толи, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Коли сказал ему, что в его же интересах открыть всю правду. Тогда Коля признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это. Родителям же Коля солгал, потому что испугался.
Случай 2.
На школьный завтрак ученикам дали конфетки «Гематоген», которые они решили взять домой. Два мальчика, положили свои конфетки на парты, и вышли из класса. Саша хотел спрятать свою конфетку, но тут к нему подошёл Павел, учившийся в том, же классе, и как-то давший Саше что-то из своего завтрака с условием, что Саша затем отдаст ему то, что тому понравится. И вот час расплаты настал: и Павел забрал у Саши конфету. Саша, проходя, мимо парт с конфетами, взял их и спрятал в свой портфель. Но он не знал, что это видел кто-то из учеников.
Случай 3.
Таня приносит из детского сада маленькие игрушечки, крышечки, чашечки и т.д. На все замечания и увещевания мамы не реагирует и продолжает делать своё. В то же время мама вечером угощает семью булочками, которые тайком взяла на работе (а работает она в хлебопекарне). К факту присвоения булочек семья относится спокойно и даже обсуждает детали при ребёнке.
Приложение 2
Ситуация 1.
«С мужем мы расстались четыре года тому назад. Он постоянно пил, бил меня и воровал. Все это видели дети. Моему сыну восемь лет. В нем есть какая-то злоба против всех. А недавно он стал воровать деньги из карманов в школе и дома».
Ситуация 2.
«Когда сыну было три года, он с нашего разрешения обменивался с товарищами во дворе игрушками. В пять лет, когда он начал гулять один, в доме стала появляться то одна, то другая чужая игрушка. Мы считали, что он по-прежнему меняется с товарищами. В шесть лет он обменял моё золотое кольцо на коньки. При этом соврал, что ему дал их на время мальчик со двора. Когда ему было семь лет, у нас из карманов стали пропадать деньги…»
Ситуация 3.
«Моему ребёнку два с половиной года. В течение последних полутора лет он жил у бабушки, которая ему все позволяла (мы с мужем уезжали в длительную командировку). Когда взяли мальчика домой, то оказалось, что он без спросу берет конфеты. Получил за это по рукам. Но потом мы заметили, что он ловко крадёт сладости…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.