Конспект занятия «Джованни растеряшка»
Воспитатель МБДОУ «Ласточка» г Ноябрьск Строкова Е.А.
Цель: сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга.
· продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос; руки, ноги в жизни человека; показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга;
Предварительная работа:
Материал и оборудование:
Ход занятия
Воспитатель: В далекой стране Италии в одном из приморских городов жил мальчик Джованни. Он был хорошим, вот только был у Джованни один недостаток – он все терял. Так все его и звали – Джованни-потеряшка. Про него даже стихотворение сочинили.
Джованни-потеряй потерял в пути трамвай,
Потерял в ненастье голос,
Потерял последний волос, потерял он аппетит
(Пусть нашедший возвратит),
Потерял чужой вопрос и коробку папирос
Зонтик потерял и палку,
Голову (пустой – не жалко),
Потерял на небе луч, от своей калитки ключ,
Кошку, адрес новоселья….
Но не потерял веселья! ( Дж. Родари)
Однажды мама отправила своего рассеянного сыночка в магазин. Побежал Джованни по дороге. Видит, малыши своими делами занимаются – кто строит замок из песка, кто рисует на асфальте. У Джованни прямо ладони зачесались, так захотелось поиграть.
Пальчиковая игра «Наши пальчики» с 14
Пальцы встали дружно в ряд:
Десять крепеньких ребят Эти два – всему указки Все покажут без подсказки Пальцы – два середнячка, Два здоровых бодрячка Ну, а эти – безымянны, Молчуны, всегда упрямы Два мизинца – коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, - Два больших и удалых Е. Карельская |
Показывают ладони с выпрямленными пальцами Сжимают пальцы в кулаки Показывают указательные пальцы, остальные придерживают большим Касаются средними пальцами друг друга
Показывают безымянные пальцы, остальные придерживают большим Показывают мизинцы
Показывают большие, остальные сжимают в кулак
|
Заигрались ладошки Джованни и потерялись. Так мальчик по улице бежал и потихоньку все терял. Потянулся за апельсином – потерял руку. С друзьями поиграл в футбол – оставил ногу догонять мячик. И до того вертел головой во все стороны, что даже потерял голову. Но когда Джованни встретил туристов из Болгарии, тут ему понадобились и руки и ноги и голова. Ведь болгарские дети хотели научить новой игре
Поможем Джованни найти потерявшиеся части тела - упражнение «Собери Джованни из частей» - дети собирают мальчика, называя выкладываемые части тела
Стал Джованни проверять все ли у него на месте. Давайте и мы посмотрим, все ли у мальчика в порядке Болгарская игра «Плечи, голова» - воспитатель поочередно называет и показывает части тела, дети до них дотрагиваются руками, путает детей называя одну часть тела а показывая другую, дети должны показывать то что говорит воспитатель не поддаваясь на провокации.
Джованни приходит в гости и приносит волшебный мешочек
Главный вопрос кроссворда Что ценнее всего на свете?
- Я Джованни, спасибо, что вы собрали меня по частям, вот только я хочу узнать для чего мне все эти части и чем я их могу заменить? И мне надо разгадать кроссворд, чтобы разгадать что важнее и ценнее всего на свете.
Воспитатель: Все части тела нам необходимы: руками мы едим, рисуем, выполняем разную работу, с помощью ног мы можем передвигаться. Голова нужна нам, чтобы думать, на лице у нас есть глаза, чтобы видеть, уши - слышать, нос - дышать и ощущать запахи. И туловище нам необходимо, т.к. внутри него находятся органы: сердце, легкие, желудок, кишечник (показывает на таблице)
Воспитатель: Давайте поможем Джованни разгадать кроссворд. Дети, послушайте загадку:
Два
братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (Глаза.)
– Ребята, а зачем человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть
Послушайте стихотворение:
Разберемся
вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?
Странно,
скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? (Ответы детей. Желательно, чтобы это был ответ «Нет».)
Далее воспитатель проводит игру “Чудесный мешочек”
(Ребенок должен на ощупь отгадать предмет.)
— Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вместо глаз? (Ответы: пальцы, руки, кожа — кто как скажет.)
— Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.
Зрительная гимнастика «Неделька» или презентация
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
-
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во
вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В
среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По
четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В
пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
-
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В
воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
-
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
вместо глаз могут работать уши.
— Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача — узнать, что я делаю. (Педагог последовательно совершает ряд действий: мнет бумагу, переливает воду из одной чашки в другую, размешивает ложкой «чай», звонит в колокольчик, разрывает кусочек ткани, кашляет. Дети каждый раз называют действия. Если дети не поняли, можно повторить действие еще раз. Эксперимент проводится быстро, без задержек.)
— Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что я делала. Что же заменило вам глазки? (Ответы.)
Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.
Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?
(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)
Вывод: Какие хорошие у вас уши.
Массаж ушей с 78 авторская разработка М. Ю. Картушиной
Чтобы уши не болели, Разомнем мы их скорее Вот сгибаем, отпускаем И опять все повторяем Козелок мы разомнем
По уху пальчиком ведем
И ладошкой прижимаем, Сильно- сильно растираем |
Пальцами мягко разминают ушную раковину Пальцами сгибают ухо и отпускают его
Большим и указательным пальцами растирают козелок Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины Ладонями энергично растирают уши. |
Воспитатель: Что на лице у нас одно?
Дети: Нос
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?”
Есть
прямые носики,
Есть носики – курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким
летом на лужочке
Носик нюхает цветочки..
В
огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Все
пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Далее воспитатель рассказывает про нос:
Воспитатель: Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.
Воспитатель проводит игру “Определи по запаху”.
— нос может быть заменен ртом.
— Давайте покажем, как мы дышим. (Дети выполняют.) А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что делать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. (Дети выполняют.)
— Что заменило нам нос? (Ответ: рот.)
Значит дышать мы и ртом можем. Так? А вот и не так. Нос наш важен так же, как и другие органы. И дышать нужно носом, а не ртом. Рассматривание картинки строения носа, рассказать что проходя через нос воздух согревается и очищается.
Предложить детям вспомнить стихотворения крылатые выражения, в которых бы рассказывалось о носе.
Дыхательная гимнастика
чем можно заменить руки и ноги.
— Вы сидите в разведке в кустах. Надо перебраться с этого места на другое. А вставать и идти нельзя, вас сразу же заметят враги. Как вы будете перемещаться без помощи ног? (Дети придумывают и реализуют свои варианты. Скорее всего, они поползут с помощью рук.)
Вам надо срочно написать записку товарищу, а руки заняты. Давайте пересядем за столы Спрячьте руки за спину. Вот вам карандаши и бумага. Напишите что-нибудь любыми способами. (Педагог предоставляет детям инициативу и смотрит, кто что придумает.)
— Итак, какими органами можно заменить руки? (Ответы.) А ноги?
Игровое упражнение «Веселый кубик – домик для Джованни» звучит релаксационная музыка
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики, по кругу, вытянув ноги к центру. Перед каждым из вас лежит кирпичик из крупного лего. Нужно поднять его. Захватив между стопами, перенести вправо к ногам соседа. Затем также перенести кирпичик, полученный от соседа слева и т.д. таким образом, кирпичики передвигаются по кругу.
Воспитатель: Максим, покажи Джованни, как нужно брать кубик и передавать его. Джованни, тебе все понятно? Хорошо, а теперь…
Дружно кубики берем и по кругу их несём,
Кубик, захватив стопами другу справа отдаем. Домик для Джованни готов
Воспитатель: Чтобы пожелать всем здоровья и счастья, мы поиграем ещё в одну игру, которая называется «Руки любви».
Упражнение «Руки любви» звучит релаксационная музыка
Воспитатель: Погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания.
Затем посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который вас очень любит (мама, папа, дедушка, бабушка). Этими любящими руками снова погладьте себя, обнимите.
А теперь, вспомните если вас кто - то обидел или причинил боль, «Руками любви» ласково и нежно снимите эту боль, обиду, уберите в сторону.
Подойдите к нашим гостям и «Руками любви», дотроньтесь до них и пожелайте им здоровья.
Джованни благодарит детей за познавательную беседу и интересные опыты и приглашает детей и гостей на Польский игровой танец «Лавата»
Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та!
Танец веселый наш – это лавата!
Мои ладошки хороши, а у соседа лучше!
Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та!
Танец веселый наш – это лавата!
Мои плечи (локти, спинка….) хороши, а у соседа лучше!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.