Конспект занятия "Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Копирование картин русских художников"
Оценка 4.8

Конспект занятия "Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Копирование картин русских художников"

Оценка 4.8
docx
03.03.2023
Конспект занятия "Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Копирование картин русских художников"
Радионова_конспект к занятию копирование работ известных мастеров.docx

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

 

«Гармония по общему цветовому тону и светлоте». «Копирование картин русских художников»

 

 

       Возраст учащихся: 8-13 лет

 

 

 

 

                                                                  Автор:

  Радионова Мария Романовна, 

педагог дополнительного    образования

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Липецк – 2021

Вид занятия: комбинированное.

Продолжительность занятий по теме: 8 астрономических часов

Продолжительность занятия: 1 час 40 минут (занятия в студии проходят спарено по 45 минут с переменой в 10 минут)

Тема занятия: «Гармония по общему цветовому тону и светлоте». «Копирование картин русских художников»

Возраст обучающихся: 8-13 лет

Цель занятия: Знакомство с произведениями искусства русских художников-пейзажистов эпохи классицизма. Копирование картин русских художников.

Материал, необходимый для работы: лист формата А3, гуашь, палитра, кисти, непроливайка, графические карандаши, ластик, репродукции картин.

Задачи занятия:

Образовательные:

- углубление знаний о свойствах цвета, линейной и воздушной перспективе, видах и жанрах изобразительного искусства;

- формирование знаний, умений, навыков в создании копий работ с репродукций известных художников;

-   обогащение общей художественной культуры;

- продолжить формирование навыков владения художественными материалами.       

Развивающие:

- формирование интереса у учащихся к эпохе русского классицизма и ее представителям в области пейзажной живописи;

- развивать познавательную активность, зрительную память, художественную фантазию, интерес;

- развить у учащихся чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;

-  развить навыки поисковой деятельности.     

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству;

- формировать организованность и аккуратность в работе;

- воспитывать активную, творческую личность;

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание эмоционально-положительного отношения к результатам своей работы.

Межпредметные связи: история искусств, культурология

Основные методы оценки результативности занятия: наблюдение, фронтальный опрос, работа с дидактическим материалом, просмотр и выставка работ. 

Тип занятия: занятие по изучению и закреплению новых знаний и навыков.

Методы обучения:

1.     Словесный (рассказ с элементами беседы, объяснение)

2.     Наглядный 

3.     Практический 

Форма занятия: викторина, практикум.

Технологические особенности организации занятия:

Проектор, экран, ноутбук, раздаточный дидактический материал.

План занятия:

1.       Организационный этап:

§  организация начала занятия;

§  сообщение темы, цели учебного занятия;

§  создание психологического настроя на учебную деятельность.

2.       Диагностический этап:

проверка полученных ранее знаний учащихся. Викторина «В мире искусства».

3.       Основной этап:

Теоретическая часть:

§  знакомство с русским классицизмом в пейзажной живописи. Просмотр презентации «Русский классицизм в пейзажной живописи»;

§  знакомство с историей копирования картин в России;

§  особенности работы при копировании картины: основные цели и правила;

§  просмотр виртуальной выставки работ учащихся прошлых лет «Сергий Радонежский».  

Физкультминутка

Практическая часть:

§  основные этапы копирования картин;

§  выполнение копии.

4.       Итоговый этап:

§  подведение итогов;

§  анализ проделанной работы, рефлексия;

§  уборка рабочего места.

 

Ход занятия:

 Организационный этап

Педагог:   Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Тема сегодняшнего занятия «Гармония по общему цветовому тону и светлоте». «Копирование картин русских художников». Цель нашего занятия - знакомство с произведениями искусства русских художников эпохи классицизма и копирование картин русских художников-пейзажистов. Это очень интересная и увлекательная работа. По мнению многих опытных мастеров живописи, копирование является обязательным для всех начинающих художников. «Кто умеет копировать, тот умеет и творить» говорил великий мастер живописи Микеланджело.

Диагностический этап

Педагог: Ребята, давайте вспомним основные характеристики цвета. Какие основные свойства цвета вы знаете?

Ответы учащихся. Все цвета в природе обладают основными свойствами: цветовой тон, светлота и насыщенность. Цветовой тон -  это главная характеристика цвета. Тон определяется названием цвета: красный, синий, зеленый. Черный и белый цвета и вся градация серого не имеют цветового тона, поэтому их в спектре нет. Они называются ахроматическими (бесцветными). Цвета, имеющие цветовой пигмент называют хроматическими (цветными). Ахроматические цвета способны менять насыщенность и светлоту других красок:

- добавление черного сделает хроматический цвет темнее, менее -насыщенным;

- добавление белого сделает цвет более светлым;

- добавление серого сделает хроматический цвет более тусклым.

Педагог: При работе с цветом цель художника заключается в создании цветовой гармонии. Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Сочетания цветов, в основном, не обладают сильной контрастностью.  Эта гармония должна вызывать в человеке положительные чувства и ощущения.

Педагог: Ребята, давайте проверим ваши знания в области изобразительного искусства. Перед вами викторина «В мире искусства». Внимание на экран

Викторина «В мире искусства»

МЭ:

Что такое искусство? (м/э сл.2)

Назовите виды искусства (м/э сл.3)

Назовите виды изобразительного искусства (м/э сл.4)

Назовите жанры изобразительного искусства (м/э сл.5)

Назовите виды пейзажей (м/э сл.6)

Что такое линия горизонта? (м/э сл.7)

Что такое воздушная перспектива? (м/э сл.8)

Педагог: создание проблемной ситуации. Ребята, у вас возникли сложности с ответами? Посмотрите внимательно на картины на экране, там для вас есть подсказки. На слайде №5 изображены портрет, натюрморт и анималистический жанр. Какие вы еще знаете и помните жанры изобразительного искусства?

Ответы учащихся. Батальный жанр, бытовой жанр, исторический жанр, мифологический жанр, сказочно-былинный жанр, пейзаж.

Педагог: А виды пейзажа все помнят? Какие изображены на слайде №6?

Ответы учащихся. Городской, архитектурный, марина. Сельский, природный, фантастический, индустриальный.

Педагог: Молодцы! Справились с заданием. Тема пейзажа будет актуальна для нашего занятия, так как вы, ребята, будете копировать репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Основной этап. Теоретическая часть.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с эпохой классицизма в русской живописи XVIII XIX века.

Показ презентации «Русский классицизм в пейзажной живописи».

МЭ: (сл.9) Эпоха классицизма - это стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основной лозунг классицизма – подражание природе, где всё четко и подчинено правилам. В России стиль классицизма разделился на периоды:

·     ранний классицизм - 1760-1780-х годы

·     зрелый классицизм -  последние 20 лет XVIII в.

·     высокий классицизм (стиль ампир) - начало XIX столетия

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство с жанром способствует эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает чувство любви к своему краю, Родине. Пейзажная живопись не только доставляет радость, но и вдохновляет на творчество. На первом этапе ознакомления с пейзажем важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения.

Требования к наблюдению:

·     целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности - это восприятие особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

·     эмоциональность. Без чувств к природе не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.

Выразительные средства при работе над пейзажем:

·     рисунок – это средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства;

·     композиция - это важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу, всему замыслу художника;

·     колорит (передача настроения, состояние природы) - это система цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.

Классицизм в пейзажной живописи России продвигали такие известные художники как Иван Константинович Айвазовский (м/э сл.15), Алексей Кондратьевич Саврасов (м/э сл.16), Исаак Ильич Левитан (м/э сл.17), Иван Иванович Шишкин (м/э сл.18) и другие.

Педагог: Давайте немного окунемся в историю копирования картин в России.

В России копирование было введено сразу, как только была создана в XVIII веке Академия художеств. Гравюры, живопись и рисунки копировались строго по продуманной системе. Вот отрывок из книги «Воспоминания о Брюллове», который описывает систему обучения копирования в Академии художеств: «В продолжение своего академического курса он написал несколько копий с известного портрета «Папы Иннокентия» Веласкеса, раз семь скопировал этюд Веласкеса, представляющий монаха с книгой, и раз двадцать скопировал голову старика с оригинала того же мастера».
Существует мнение, что Брюллов не решился бы писать такой огромный холст, как «Последний день Помпеи», если бы не сделал до этого копии с картин Рафаэля. Копированием в России занимались такие художники, как Венецианов, А. Иванов, И. Репин, В. Серов и другие.

   Основные цели копирования -  это изучение манеры понравившегося художника, технических приемов, композиционного решения и совершенствование своего мастерства. Лучшими объектами для копирования служат музейные оригиналы. Но, если возможности посещать музей нет, как у нас, то можно использовать качественные репродукции — «факсимиле». Важно, чтобы копирование стало процессом бессознательного дублирования.

Педагог: Ребята, предлагаю вашему вниманию виртуальную выставку работ учащихся прошлых лет «Сергий Радонежский». После просмотра мы с вами обсудим, удалось ли детям точно скопировать картины М. Нестерова, его манеру письма. (м/э сл.19)

Обсуждение работ.

Педагог: Ребята, какие работы вам больше всего понравились? Какие сходства с оригиналом вы находите? Какие различия?

Ответы учащихся

Педагог: Прежде чем начать копировать репродукцию, нужно придерживаться основных правил:

1.   копии нужно делать с картин признанных мастеров. Это нужно для того, чтобы, копируя плохие работы, не повторять их ошибки;

2.   размер репродукции должен соответствовать размеру вашего листа, в крайнем случае будет сложно воспроизвести технику. Придётся постоянно думать над соблюдением пропорций;

3.   следует убедиться, что на фото цвета максимально соответствуют оригинальному произведению;

4.   перед началом работы нужно изучить историю создания выбранной картины и биографию автора;

5.   подробнее изучить манеру письма данного художника;

6.   посмотреть, какая именно часть работы мастера вам интересна и сосредоточиться на ней, при работе сделать ее максимально схожей с «факсимиле»;

7.   грамотная организация рабочего места, наличие естественного освещения.

Физкультминутка

Практическая часть

Педагог: Создание копии – процесс длительный и трудоемкий.

Итак, разбираем основные этапы копирования картин:

1.  анализ композиционного построения. Работа над копией начинается с перенесения рисунка на лист бумаги. На данном этапе художник выстраивает основную композицию картины, стремясь выдержать пропорции, скопировать расположение главных объектов. Не забываем про линию горизонта и перспективное сокращение объектов.

2.  изучение способов гармоничной передачи тоновых отношений, колористического решения, живописной манеры письма художника. Работа начинается в цвете, сверху от края листа. В качестве материала используем гуашь, так как она по свойствам похожа на масло, с помощью которого написаны оригиналы. Вся площадь картины прорабатывается цветом. Важно помнить о законах воздушной перспективы.

3.  Внимательно определить тональность и влияние на цветовое пятно других цветов. Лепка формы предметов цветом и направлением мазка.

4.  Завершающий этап - детализация картины – этап, требующий ювелирного мастерства и тонкого чувства стиля.

Педагог: Репродукции я подобрала для каждого из вас, учитывая ваш возраст и художественные способности. Педагог раздает «факсимиле». Вашей внеклассной работой будет сбор информации о художниках, работы которых вы копируете. Благодаря интернет-экскурсиям по музеям нашей страны можно увидеть оригиналы картин и прослушать онлайн-лекции о интересующих вас произведениях изобразительного искусства.  На последующих занятиях по этой теме каждый из вас расскажет небольшой доклад «Творческий путь художника эпохи классицизма».

Дети выполняют копии с репродукций картин гуашью, так как по своим свойствам пастозности она схожа с масляными красками.

Во время практической части педагог оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Достижения в копировании легко проверить, ведь ошибки видны сразу при сравнении картин.

В середине каждого занятия проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз и спины.

Итоговый этап:

Педагог: При копировании картин мы решаем исследовательские задачи. Мы можем рассматривать, как мастер скомпоновал лист, как подобрал колорит, как проанализировал форму, расставил акценты. Посмотрите на ваши работы. Какие сходства с копией у вас больше всего получились? Какие вы видите ошибки у себя в работе? Идет сравнительный анализ

Рефлексия

«Я узнал на занятии…»

 «Я научился…»

 «Мне понравилось…»

«Были затруднения в…»

«Данные навыки мне пригодятся…»

Ответы учащихся

Педагог: Ребята, вы все молодцы! Мы сегодня узнали много нового: познакомились с направлением в искусстве русским классицизмом в пейзажной живописи, известными художниками и их картинами, научились такому сложному и трудоемкому процессу как копирование шедевров русской и мировой живописи. Вашу работу по копированию и изучению рисунков старых мастеров необходимо всячески стимулировать. Поэтому наиболее удачные копии будут участвовать в выставках как в стенах Дома творчества, так и в других культурных и образовательных учреждениях. А также я оформлю виртуальную выставку лучших работ на сайте Дома творчества. Удачи и творческого вдохновения!

Продолжительность работы над копированием картин известных русских художников рассчитана на 8 занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы:

1.  Айвен Хисси: Копируем шедевры великих мастеров живописи. Шаг за шагом. Изд. «Кристина», 2006

2.  Голубева О.Л. Основы композиции, учебное пособие. Издательский дом «Искусство», 2004

3.  Иоханес Иттен. Искусство цвета. Изд. Издатель Дмитрий Аронов, 2018

4.  Леса Савахата: Гармония цвета. Справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций, - АСТ, 2010

5.  Соколова О.Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников/ О.Ю. Соколова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002

6.  Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Книга для учащихся. – М. Просвещение, АО «Учебная литература», 1995  

 

Интернет-ресурсы:

§ https://theheritage.ru/kak-pishutsya-kopii/osobennosti-kopirovaniya-zhivopisi-starykh-masterov/

§ https://multiurok.ru/files/vystuplenie-po-teme-kopirovanie-velikikh-khudozhni.html

§ https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kopirovaniya-rabot-staryh-masterov-v-stanovlenii-lichnosti-hudozhnika

§https://books-online.org/audio/39033-vygotskiy-lev-voprosy-teorii-i-istorii-psihologii

 

Ссылка на заметку о выставке «Учимся у мастеров» учащихся студии «Рисуем и лепим» на сайте Дома творчества «Октябрьский»:

https://www.ddt48.ru/vy-stavochny-j-zal/vystavochnyj-zal-2020/

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Вид занятия: комбинированное

Вид занятия: комбинированное

Проектор, экран, ноутбук, раздаточный дидактический материал

Проектор, экран, ноутбук, раздаточный дидактический материал

Ахроматические цвета способны менять насыщенность и светлоту других красок: - добавление черного сделает хроматический цвет темнее, менее -насыщенным; - добавление белого сделает цвет более светлым;…

Ахроматические цвета способны менять насыщенность и светлоту других красок: - добавление черного сделает хроматический цвет темнее, менее -насыщенным; - добавление белого сделает цвет более светлым;…

В России стиль классицизма разделился на периоды: · ранний классицизм - 1760-1780-х годы · зрелый классицизм - последние 20 лет

В России стиль классицизма разделился на периоды: · ранний классицизм - 1760-1780-х годы · зрелый классицизм - последние 20 лет

Существует мнение, что Брюллов не решился бы писать такой огромный холст, как «Последний день

Существует мнение, что Брюллов не решился бы писать такой огромный холст, как «Последний день

В качестве материала используем гуашь, так как она по свойствам похожа на масло, с помощью которого написаны оригиналы

В качестве материала используем гуашь, так как она по свойствам похожа на масло, с помощью которого написаны оригиналы

Дома творчества. Удачи и творческого вдохновения!

Дома творчества. Удачи и творческого вдохновения!

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023