Разработка внеурочного занятия кружка «Я-исследователь»
Дата: 09.11.2022г
Предмет: «Я-исследователь»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Тема занятия: «Учимся рассуждать и делать выводы»
Цель: формировать умение правильно строить рассуждение - учить детей находить правильное решение и доказывать правильность своего выбора с помощью опытов; развивать умение работать в группах; развивать память, внимание, мышление, логику.
Дидактические средства: рисунок капельки, карточки с надписями «ЦИТАТА, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД», карандаши, картинки с изображением самолёта, домика, зайки, лабораторная посуда, 2 стакана (1 стакан с водой), полоски бумаги, ложка.
Организационный момент.
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
(Проверка готовности обучающихся, их настроя
на работу)
Подготовка к активной познавательной деятельности.
- А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило. (Дождь.)
Две веселые сестрички
Дружно за руки взялись,
Закружились, словно птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб они упали,
Покрывалом снежным стали. (Снежинка)
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно. (Лед.)
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю,
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)
Капельки - росинки
В круглой чашечке цветка,
Словно капли-невидимки,
Улетели в облака. (Пар)
- Как вы думаете, что объединяет все названные в отгадках предметы?
- Все они состоят из воды. Это разные состояния воды.
( выставляю на доску Капельку)
И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке.
- Перевернем Капельку и прочитаем, чему она поможет научиться сегодня.
- Научимся рассуждать.
- Поднимите руки те, кто слышал слово «рассуждай». Где вы его слышали? Как вы понимаете значение этого слова?
- Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль.
Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. И этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Создание проблемной ситуации.
(организую диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока.
Обучающиеся формулируют тему и задачу урока)
(Открываю первую надпись «ТЕЗИС».)
1. Рассуждение начинается с ТЕЗИСА. ТЕЗИС – это любое утверждение, любая мысль, которую вы высказываете.( Отрабатываем произношение.)
Наша капелька в школе, к сожалению, не учится. Об учёбе знает не много. Выскажите ей, пожалуйста, любую мысль, любой тезис об учёбе.
- Учиться – всегда пригодиться.
- В школе нужно хорошо учиться.
Предлагаю вам другой тезис: «Чем больше учишься, тем больше глупеешь».
Какой из тезисов вам больше подходит?
- Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?
- Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать.
2. Открываю на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО».
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный.
Докажите Капельке, что ваша мысль об учёбе правильная. (Высказывание детей)
3. Открывается следующее слово «ВЫВОД»
- А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства.
- Сделайте вывод об учёбе.
Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение).
Подведение детей к самостоятельному выводу и усвоению новых понятий: тезис, доказательство, вывод.
Подготовка к решению проблемной ситуации
Беседа
Усвоение новых знаний.
Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод.
1. - А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды.
Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство – синим, а вывод – зелёным.
Вода нужна всему живому на Земле Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут. Я понял, что без воды всё живое погибнет.
Воду не надо загрязнять.
Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека.
Поэтому воду нельзя загрязнять.
Вода нас не только поит.
Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке.
Таким образом, вода нужна не только для питья.
Воду нужно беречь.
Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает.
Значит, воду нужно экономить.
Первичная проверка понимания.
Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода.
(Дети читают, а учитель записывает на доскеJ
Я понял…
Поэтому…
Таким образом…
Значит…
- Используйте их в своём рассуждении.
Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнём. Поиграем в игру «Море волнуется…». Вы должны изобразить предмет нарисованный на картинке, а кто-то отгадает, что вы показали.
Самолёт
Домик
Зайка
Практическая работа
Опыт N1: «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой.
- Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите.
- Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Вывод: вода жидкая, льется.
Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода – жидкая.
Опыт N2: «Вода бесцветная»
- Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная)
Рассуждение: Вода бесцветная. Возьмём полоски цветной бумаги и сравним их с водой. Ни одна полоска не похожа по цвету с водой. Таким образом, вода – бесцветна.
Опыт N3: «Вода прозрачная»
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку).
Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода – прозрачна.
Опыт N4 «У воды нет вкуса»
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Рассуждение. У воды нет вкуса. Вода по вкусу не похожа на вкус яблока, картошки, хлеба, торта. Её нельзя назвать ни солённой, ни сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет вкуса.
Опыт N5 «У воды нет запаха»
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Рассуждение. У воды нет запаха. Она не пахнет как пирожки и булочки. Не пахнет цветами или духами. Значит, вода совсем не имеет запаха.
Опыт N6: «Вода не имеет формы»
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы.
Итог. Рефлексия.
Наша научная лаборатория закрывает свою работу.
Вы сегодня хорошо поработали.
Чему мы сегодня научились?
Из каких частей состоит рассуждение?
Кто нам помог научиться рассуждать? Давайте скажем за это капельке большое спасибо.
Что вы узнали о воде?
Тема: Русская народная игра «Гуси-лебеди».
Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, активную мыслительную деятельность, вызывать положительные эмоции, совершенствовать навыки быстроты, ловкости. Воспитание организованности, дисциплинированности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра-это жизнь,
Игра-это свет,
Мы шлем вам большой наш привет!
2. Вступительная беседа.
-Что было бы на земле, если бы люди не умели играть в подвижные игры?
-Какой была бы жизнь?
- Кто придумал русские народные игры?
Учитель обобщает высказывания детей Наша страна имеет богатую культуру, свои традиции. На наших занятиях по мы будем знакомиться с играми русского народа, узнавать о его жизни, традициях.
Игры расширяют наш кругозор, формируют уважительное отношение к культуре родной страны, развивают патриотические чувства: любовь и преданность Родине. Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Эти занятия приносят удовольствия, радость, желание побеждать, дружить с другими детьми.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «Гуси-лебеди»,
- Кто знает, кто такие гуси-лебеди?
- Кто такой волк?
Содержание игры: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка:
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Гуси-лебеди! Домой!
-Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из
игры.
Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый
ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».
5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1.
- Руки опущены вдоль туловища. 1-2 - руки вверх, подняться на носки; 3-4 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1 - поворот туловища вправо, 2 - исходное положение, 3-4 - то же в другую сторону (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1-2 - присесть, руки вперед 3-4 - выпрямиться, исходное положение (6-8 раз).
- Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой. 20 подпрыгиваний (3-4 раза).
6. Отработка умения играть в игру «Гуси-лебеди».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
-Скажите, с какой игрой мы сегодня познакомились?
- Понравилась ли вам игра?
-Как вы думаете, что эта игра развивает у детей?
Тема: Русская народная игра «У медведя во бору».
Цель: формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упрись в землю ногами, Воздуха чистого вдохни,
Потянись к небу руками, И мысленно болезни отгони!
2. Введение в тему занятия.
- Какую русскую народную игру мы разучили на предыдущем занятии?
- Почему ее называют народной? (сочинил народ)
Испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками, зачинами, песенками.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «У медведя во
бору».
- Кто знает, что такое бор?
Бор - густой сосновый лес (показать предметную картинку).
Содержание игры: Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами, напевают песенку:
У медведя во бору Медведь постыл
Грибы, ягоды беру! На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь, неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов зачина. Дети могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
4. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 2 (с малым мячом).
- Мяч в левой руке. 1-2 - руки вверх, передать мяч в правую руку, 3-4 - опустить руки вниз в исходное положение (6-8 раз).
- Мяч в левой руке. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз,
переложить мяч в правую
руку, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8
раз).
- Мяч в правой руке внизу. 1 - руки в стороны, 2 - присесть, мяч переложить в левую руку, 3 -встать, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8-10 раз).
- Сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-4 - наклон вправо, прокатить мяч от себя, 5-8 - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону, влево (по 3 раза в каждую сторону).
- Ноги вместе, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча вправо и влево в чередовании с ходьбой (3-4 раза).
5. Отработка умения играть в игру «У медведя во бору». (Игра повторяется несколько раз.)
6. Итог занятия.
- Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или города?
- А можно играть в эту игру в городе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.