ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия
Ф.И.О. руководителя: Гредасова Т.Н.
Тема занятия: «Куклы, в которые играли наши бабушки»
Объект труда: Кукла из ниток «Мартиничка»
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия: индивидуальная
Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный,
репродуктивный, практический
Цель: Выполнение куклы из ниток
Задачи:
I.Обучающие:
- научить приёмам изготовления куклы из волокнистых материалов;
II.Развивающие:
-содействовать развитию творческого мышления и наблюдательности;
-создать творческое настроение в коллективе.
III.Воспитательные:
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование для педагога: образец кукол из ниток, раздаточный материал.
Оборудование для обучающихся: картон для наматывания ниток, нитки разного цвета, ножницы, карточки с цифрами.
План занятия:
1.Организационный момент (3 мин.)
2.Основная часть
(объяснение нового материала) (15 мин.)
3.Практическая часть (25 мин)
4.Итог занятия (2 мин.)
Ход занятия:
Организационный момент
Добрый день, ребята!
Я рада вас видеть. Посмотрим все на меня – улыбнулись, посмотрели на соседа справа – улыбнулись, на соседа слева – улыбнулись. С таким добрым, хорошим настроением начнём наше занятие.
Основная часть (объяснение нового материала)
Педагог: - Ребята, послушайте загадку.
Платья носит,
Есть не просит
Всегда послушна,
И с ней не скучно.
(кукла)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей).
Сегодня действительно будем разговаривать о куклах, но не обычных, куклах в которые играли давно, еще наши бабушки и прабабушки.
Тема нашего занятия «Куклы, в которые играли наши бабушки»
Рассказ педагога
Наши бабушки тоже были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.
Все куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку.
Кукла имеет многовековую историю. А как же назывались куклы наших бабушек? Названия были разные, вот некоторые из них – кукла «Стригушка», самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.
Кукла «Барыня», считается самой простой по изготовлению куколкой. Делается бесшитьевым способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой игровой куклы плетеные руки. Такой куколкой играли дети постарше.
Куколок «Мартиничек» делали из ниток. Таких кукол делали весной, в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички.
Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Эти куклы были не только обрядовые, с ними дети играли. Сделать таких куколок не сложно, хотите попробовать?
Практическая работа
Приступаем к выполнению кукол.
Для работы нам понадобятся нитки для вязания, ножницы кусочек плотного картона, размером 15Х10 см.
Давайте повторим правила обращения с ножницами.
- с ножницами не шути;
- зря в руках их не крути;
- и держа за острый край
- другу не передавай.
- Лишь окончена работа
- ножницам нужна забота:
- не забудь ты их закрыть
- и на место положить.
Ребята, чтобы кукла получилась аккуратной необходимо работать в парах, помогать друг другу во время изготовления куклы.
Последовательность изготовления куклы:
Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.
Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.
Расстригите юбочку и подравняйте её ножницами.
Если юбочку разделить на две части, получится мальчик.
Кукла готова!
Динамическая пауза
Такие
пары куколок развешивали на ветвях деревьев в подарок ветру тёплому, чтобы
скорее весну принёс.
– Давайте и мы развесим наших куколок, да по народному обычаю ветер закличкой
позовём:
Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
Все вместе подуем. Вот и ветер услышал нас и прилетел.
Итог занятия
Контрольный опрос обучающихся по ходу занятия.
Наше занятие подходит к концу, я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу по пройденному материалу.
У каждого из вас на рабочем столе лежит две карточки, на одной карточке цифра-1, на другой цифра-2. Из предложенных вариантов ответов надо выбрать один правильный и поднять карточку с нужной цифрой. Будьте внимательны.
1. соломы, тряпочек, ниток;
2. Песка, опила, бумаги.
1. барби, кукла Маша, кукла пупс;
2. кукла «Стригушка», «Барыня», «Мартиничка».
1. осенью;
2. весной.
Сегодня вы узнали о куклах, в которые играли бабушки, когда были детьми. Спросите у своих бабушек, в какие куклы они играли.
Пусть ваши куколки принесут вам теплую весну и веселую игру.
Уборка рабочих мест
Литература
1.Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками
Берстенева Елена, Догаева Наталья -М., 2010.
2.Статья «Русские куклы» http://www.dolls-textile.ru/
3.Изображение кукол: http://www.rukukla.ru/file/0001/7482.jpg
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.