Конспект занятия "Лекарственные растения Сибири"

  • docx
  • 02.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Лекарственные растения Сибири.docx

Государственное бюджетное учреждение

Новосибирской области

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «ВИКТОРИЯ»

 

 

 

Утверждаю

Директор ГБУ НСО

«Центр «Виктория»

__________З.И. Хихлова

«____»_________2021 год

 

 

 

Конспект занятия

творческого объединения

«Как прекрасен этот мир»

Тема: «Лекарственные растения Сибири»

 

 

 

 

 

Составитель:

Иванова Алёна Олеговна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2021 год

 «Лекарственные растения Сибири»

 

Цель: формирование представлений у воспитанников о лекарственных травах Сибири.

Задачи:

1. Знакомство с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат - и мачеха, а также с растениями, занесенными в Красную книгу (купальница, подснежник, колокольчик);

2. Закрепление навыков бережного и доброго отношения к природе;

3. Формирование умения делать умозаключения, выводы в процессе решения проблемных ситуаций;

4. Воспитание заботливого отношения к природе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная.

Материал и оборудование: слайды лекарственных трав, картинки с изображением лекарственных трав состоящих из двух частей, раскраски с изображением лекарственных трав.

Ход занятия:

Воспитатель:

1. Загадывание загадки

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит!

Правильно, наше занятие сегодня посвящено лекарственным растениям

Что вы знаете о лекарственных растениях?

Как растения могут помочь здоровью человека?

Где можно встретить лекарственные растения(в лесу, на лугу, поле, на даче, в зеленой зоне населенного пункта)

Как люди узнали о лекарственных свойствах трав?

2. Рассказ воспитателя

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли травниками.

В нашем крае тоже были такие люди. Так как наш край славится большим количеством растений, травники узнали о многих замечательных свойствах многих растений. До сих пор люди пользуются этими травами, которые можно купить в аптеке, а многие люди сами заготавливают их.

Хотели бы вы узнать, что это за травы?

О каких лекарственных травах пойдет речь, вы узнаете, собрав букет из картинок. Прежде, чем собрать картинку разделитесь парами по цвету обратной стороны картинки. (дети собирают картинки: календула, ромашка, подорожник, зверобой, рябина, крапива, мать – и –мачеха, мята, тысячелистник, клевер)

3. Игра «Собери картинку»

Как называются эти растения, посмотрите какой великолепный букет лекарственных растений получился! Что вы знаете о этих растениях? (дети составляют короткие рассказы о растениях)

4. Рассказы о растениях (рассказы сопровождаются слайдами и предварительно заученными стихами)

Календула

Семена как ноготки,

Желто - кранные цветки

От горла помогают

Кто же их не знает.

Шиповник

Если слабость и сонливость,

Если бегать нету сил,

Пей шиповника отвар

В нём целебный витамин.

Ромашка

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Мы домой ее возьмем

И на стол поставим.

Если вдруг мы прихворнем -

Мы ее заварим.

Рябина

Если ночью плохо спишь

Часто голова болит

Пейте сок рябины красной

Он вас быстро вылечит.

Зверобой

А вот растенье- зверобой,

Лист продырявленный такой.

Должно быть, шить училась пчелка,

Колола жалом, как иголкой.

Но знайте, нет его полезней,

он прогоняет сто болезней!

Мята

Это мята за запах приятна

С ней чай попьешь

Спокойно заснешь.

Мать – и мачеха

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега - и цветут!

Клевер

Клевер тих и невысок,

И хранит он сладкий сок.

Пчёлы ведь к нему недаром

Прилетают за нектаром.

Крапива

Расту в оврагах, на лугу

Если тронешь - обожгу.

Горда, неприхотлива

Зелёная …...

Вот сколько вы интересного рассказали о целебных свойствах растений этого замечательного букета. (раздается звук ветра)

Что это за звук? Это ветер прилетел и разбросал растения. Давайте соберем их обратно в букет.

5. П/игра «Соберем букет»

Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:

Я весёлый ветерок.

Мимо поля и дорог

С шумом свистом я лечу.

Пошалить чуть-чуть хочу.

Затем дети разбегаются врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:

Ветер разбросал цветы,

Помял стебель у травы.

Ветер, ветер улетай.

Ты играть нам не мешай.

Все растенья собери,

Их названье повтори.

«Ветер» собирает цветы и травы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг.

6. Речевое общение

Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные растения нашего края занесены в Красную книгу? Таких растений очень много, одни из них знакомы вам (слайды: купальница (жарок, подснежник, медуница, колокольчик). Как вы думаете, почему эти растения занесены в Красную книгу? Что необходимо, для того чтобы эти растения не исчезли? Представьте себе, что многие растения исчезнут на Земле, что произойдет?

Рассмотрите картинку (на картинке изображен луг, насекомые и животные)

7. Проблемная ситуация «Что произойдет, если кто - то исчезнет: растения, насекомые или животные?»

Ответы детей.

Вывод: в природе все взаимосвязано, исчезновение одного вида ведет к гибели другого. Природу надо беречь и охранять

Как нужно заботиться о растениях? Предлагаю вспомнить правила, как нужно вести себя в природе.

8. Игра «Правила поведения в природе»

Вы сегодня узнали много интересного о лекарственных растениях нашего края. Что бы вы сделали в группе для того, чтобы помнить о чудесных свойствах растений? (предложения детей)

А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую. Предлагаю оформить альбом «Лекарственные травы Сибири». Художник приготовил для вас силуэты этих растений, вам необходимо раскрасить эти силуэты.

9. Оформление альбома

10.Итог деятельности: Что интересного вы узнали? Какие лекарственные растения заинтересовали вас? Что вы хотели бы еще узнать?