Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Конспект занятия
«Образы деревьев в народном фольклоре»
Разработала: Чебыкина Ирина Васильевна
педагог дополнительного образования I квалификационной категории
г. Березники, 2020 г
Предлагаемое занятие разработано педагогом первой квалификационной категории МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» Чебыкиной Ириной Васильевной для детей младшего и среднего школьного возраста в количестве одного класса.
Данная разработка учебного занятия «Образы деревьев в народном фольклоре» прошла апробацию в течение 3 лет в условиях кружковой работы в МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» в ходе реализации образовательной программы «Мир природы» с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Оригинальный подход к организации познавательной деятельности детей будет интересен педагогам дополнительного образования, учителям школ для организации учебных занятий с детьми на тему «Роль деревьев в жизни человека».
Цель: расширить знания детей по теме: «Образы деревьев в народном фольклоре».
Задачи:
· Обучающие. Дать новые знания о роли деревьев в жизни человека; расширить кругозор детей в области экодизайна; учить применять полученные знания в быту.
· Развивающие. Развивать желание работать с природным материалом и коммуникативные навыки. Развивать самостоятельность при «добывании» знаний и коммуникативные навыки. Развивать аккуратность и творчество при работе с природным материалом.
· Воспитывающие. Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к природе. Воспитывать стремление больше узнать об образах деревьев в народном фольклоре.
Оборудование:
· Экран.
· Ноутбук.
· Проектор.
· Съемный носитель.
· Презентации для выступления детей: «Дерево-оберег-береза», «Дерево-оберег-осина», «Дерево-оберег-сосна».
· Иллюстрации деревьев.
· Карточки с названиями деревьев (береза, осина, сосна).
· Карточки с названиями: «Оберег», «Друиды».
· Карточки с названиями коренных народов Прикамья (ханты – манси, коми – пермяки, вогулы).
· Карточки – задания для творческого конкурса: «Поэтический конкурс», «Памятка: «Где можно применять знания, полученные на занятие?»»
· Карточки задания: «Собери пословицы и приметы о деревьях».
· Натуральные объекты – спилы деревьев (сосны, осины, березы).
· Бумбокс.
· Диски с записями русских народных и японских мелодий.
· Предварительная работа: дети рисовали деревья, писали сообщения и рефераты, собирали загадки, приметы, пословицы, поговорки о деревьях. Все работы детей оформлены и вывешены на стенде.
Ход занятия.
Организационный момент. (7 минут).
Добрый день! Приглашаю Вас всех в гостиную, но не просто в гостиную, а экологическую. В гостиной всегда собираются добрые друзья. Они читают стихи, слушают музыку, общаются.
Сегодня мы начинаем знакомиться с темой: «Образы деревьев в народном фольклоре». Эта тема большая, рассчитана на несколько занятий. Сейчас будем знакомиться с деревьями-оберегами.
Обереги - одна из ярких страниц народного фольклора.
Оберег – это предмет или действия, обладающее, по поверьям, охранительной силой. Оберег – это исконно русское слово, в отличие от амулета и талисмана, которые пришли на русскую землю с Востока, согласно словарю В.И.Даля – является искаженными арабскими словами.
Оберег должен оберегать своего обладателя от любого негативного воздействия.
Из поколения в поколение, из уст в уста передавались в народе сведения о необычных свойствах, о волшебной силе того или иного дерева. Всё это описывалось сказочно, волшебно, завораживало, было интересно.
Вопросы педагога к детям:
· Может ли человек обойтись без дерева?
· Встречали ли вы в лесу необычные деревья?
· Может ли лес, роща обойтись без человека? А человек без леса?
(ответы детей).
А сейчас я хочу, чтобы вы послушали мой рассказ о друидах.
Друиды жили во второй половине 1 тыс. до нашей эры в Европе. Это были особые люди, хранители особого древнего учения о человеке и природе. Их учение было тайным, о нем знали только приближенные, поэтому до нас дошло мало информации. Им был близок мир растений, деревья они считали своими защитниками. По одной из версии - друиды – переводится, как люди дуба. Они высказывали мнения, что каждому человеку необходимо найти свое дерево, которое придаст ему жизненные силы, энергию, заберет все болезни. По учению друидов составлен гороскоп деревьев.
Наши предки жили в гармонии с природой – у них были чистые реки и леса, а главное, у них были чистые мысли.
Нам повезло. Мы живем в лесном краю и можем любоваться красотой деревьев в разное время года. Деревья играют огромную роль в жизни человека. Попробуем в этом убедиться.
Основная часть. (30 минут).
Звучит мелодия песни «Во поле береза стояла». Педагог приглашает выступить заранее подготовленного ученика с презентацией о березе.
Демонстрируются слайды (2 минуты).
Дополнение педагога. Славяне считали березу даром богов, оберегающим человека, деревом жизни. После общения с березой у человека снималась усталость. Рядом с домом, обязательно сажали березу, считалось, что она исцеляет от болезней. В гороскопе друидов сказано, что береза любит трудиться, терпима, интеллигентна, подходит всем. Педагог показывает спил березы, и объясняет: Древесина у дерева светлая, издалека кора похожа на газету, легко снимается.
Дети выполняют творческое задание: «Собери «пословицы, приметы о деревьях». Детям раздаются карточки. Они должны найти начало пословицы или приметы и соединив с продолжением, прочитать полученную пословицу или примету (5 минут).
От яблони – яблоньки, |
А от сосны- шишки |
Сосна кормит, |
А липа обувает |
Ель не сосна, |
Шумит не спроста |
Одно дерево – горькая осина |
Одна ягода – горькая рябина |
Осина некрасива, |
Сучкаста и шумлива |
Когда береза начнет распускаться, |
Сей овес |
Из березы течет много сока - |
К дождливому лету |
Педагог подводит итог задания.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Педагог приглашает выступить заранее подготовленного ученика с презентацией о дереве осина.
Демонстрируются слайды (2 минуты).
Дополнения педагога: осина забирает энергию. Поэтому лучше использовать ее для оберегов, которые возьмут на себя ваши проблемы, болезни, защитят от энергетических вампиров. Не рекомендуется носить долго осиновые обереги. Сняли болезни – закопайте оберег в землю.
Педагог показывает спил осины, объясняет, древесина у дерева плотная, кора зеленоватая, под кожицей кора красноватая.
Педагог. Вы не забыли, что мы находимся в экологической гостиной? Образы деревьев вдохновляли художников создавать свои шедевры. В документ-камере показ иллюстраций картин художника И.И.Шишкина «Корабельная роща», «На севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем» и других художников.
Педагог предлагает поучаствовать в поэтическом конкурсе. Детям раздаются листы, где написаны отрывки из стихотворений и нужно вставить пропущенные названия деревьев. (5 минут).
Всем известная _________
Сразу издали видна.
Взрослые соседки ели
Ей по пояс еле-еле
В.Лукша
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине ________.
И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета как ризой она.
М.Лермонтов
Над озером, над заводью лесной –
Нарядная, зеленая ___________
«О, девушки, как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»
И.Бунин
Красной кистью
___________ зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Хочется грызть
Жаркой _______
Горькую кисть.
М.Цветаева
А куда летит пчела?
Это __________ расцвела.
Запах мёда лезет в нос
____________ - лучший медонос.
В.Лукша
Педагог обобщает ответы детей.
(Звучит фонограмма японской мелодии)
Педагог приглашает выступить заранее подготовленного ученика с презентацией о сосне.
Демонстрируются слайды (2 минуты).
Дополнение педагога. Педагог показывает спил сосны и объясняет, у сосны древесина по сравнению с березой более плотная, более насыщенного желтого цвета. Кора темная, коричневая. Древесина мягкая. Сосна – дерево спокойствия, способна помочь творческому взлету. Дерево защищает от болезней, очень доброе, дарит всем силу и тепло.
В Японии символ счастья и долгой старости. Передает нам энергию Солнца, очищает сердце и душу.
Физкультминутка (2 минуты).
Белки прыгают по веткам,
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!
(прыжки на месте)
По лесу медведь идет,
Этот мишка ищет мед.
Он голодный, невеселый.
Где живут лесные пчелы?
(ходьба на месте)
То направо повернется,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьется?
Кто среди кустов жужжит?
(повороты неправо и налево)
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
(потягивания – руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
(потягивания – руки в стороны)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
(дети садятся за парты)
Проводится игра «Чьи это листья?» (3 минуты).
(Детям предлагается гербарий, они должны определить, листья каких деревьев находятся в гербарии).
Игра: «Определи, с какого дерева спил?» (3 минуты.) На столах разложены спилы деревьев, дети по - очереди подходят, берут и называют с какого дерева спил).
Ответы детей обобщаются.
На экране появляется памятка «Где можно применять знания, полученные на занятии?»
Дети читают каждый пункт памятки. (4 минуты).
1. Осенью картошку в яме можно переложить листьями рябины. Листья рябины обладают фитонцидными свойствами – убивают микробов – картофель не будет гнить.
2. Спил дерева может «успокоить» человека – прикладывая его к телу. Известно, что дерево (древесина) обладает антистатичными свойствами.
3. В бане можно запарить хвойные ветки (иголочки). Отвар приникает в поры, обеспечивает полезное воздействие на организм человека, успокаивает, снимает стресс.
4. В бане хорошо попариться березовым веником. Листья выделяют фитонциды, убивают болезнетворные бактерии, оздоравливают тело человека.
5. Береста – производный от дерева природный материал, легко клеится, режется ножницами.
6. Наши предки знали истину, и не зря делали обереги. Оберег – «психологическая помощь» - дает спокойствие, веру в то, что все будет хорошо.
7. Для поднятия настроения достаточно «полюбоваться» таким природным объектом, как дерево.
Рефлексия (5 минут).
1. Сможете ли использовать свои знания в быту?
2. Что показалось самым сложным или не совсем понятным?
3. Что было самым интересным?
4. Что у тебя сегодня получилось (не получилось)?
Мир растений очень близок к человеку. Человек связан с природой, является ее частью, поэтому должен оберегать окружающий его мир, ведь и сам человек обращается за помощью и защитой к природе, примером тому служат деревья-обереги.
Практическая часть. (10 минут).
У каждого ученика на столе лежат спилы деревьев, береста, клей, ножницы. Педагог предлагает сделать оберег, используя спилы сосны, осины, березы и бересту.
Перед работой повторяем правила техники безопасности.
Педагог показывает готовый оберег.
Оберег выполнен на спиле сосны в виде круга, из бересты приклеен треугольник. Коренные жители Пермского края считали, что такой оберег является сильной защитой от всяческих невзгод, и он был у каждого.
Педагог через документ-камеру показывает памятку, где дети могут прочитать, в каких оберегах используются эти деревья.
Сосна – используется в оберегах для здоровья и долголетия.
Осина – используется в оберегах от нечистой силы.
Береза - используется в оберегах для любви и семейного счастья.
Дети приступают к выполнению работы. По окончанию работы дети демонстрируют сделанные ими обереги.
На этом встреча в экологической гостиной завершена.
До новых встреч!
Выступление ученицы с презентацией о березе.
Дети выполняют творческое задание
«Собери пословицы, приметы о деревьях».
Детям раздаются листы, где написаны отрывки из стихотворений и нужно вставить пропущенные названия деревьев.
Выступает ученик с сообщением о сосне.
Дети рассматривают и определяют спилы деревьев.
Физкульминутка
Изготовление оберегов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.