МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект занятия
«Огонь – друг, огонь – враг»
Провела:
Костенкова В.С.
Тулун, 2018 год
Конспект занятия «Огонь – друг, огонь – враг»
Цели: учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем; закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем; знать и соблюдать правила поведения при пожаре; воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приемы: игровые, наглядные, словесные (загадка, стихотворение)
Оборудование: знак опасности, символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», картинка с изображением пожарной команды, мяч, ленточки красного и синего цветов, предметы для пожаротушения, светофорчики (красный-зеленый), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, медаль «юные пожарные».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, пена, ожог.
Ход занятия:
Педагог: Я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности. А сейчас я приглашаю вас поиграть. Вы по одному называете какую-нибудь опасность, с которой человек сталкивается в жизни, и подходите ко мне.
Дети называют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, животные и т.д.
Педагог: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Верно, это огонь (показывает символ огня). А сейчас я расскажу вам сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь – враг».
Жил-был огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
Педагог: И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да, куда тебе, Человек, со мной силой мериться?» А Человек настаивал на своем, и Огонь согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил себе служить. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь?
Дети: Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.
Педагог: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям, в моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета, взлетая ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда. Скажите, от чего может возникнуть пожар?
Дети: От спички, не затушенного окурка, не выключенной газовой плиты и электроприборов.
Педагог: А что может загореться дома, в лесу? (Ответы детей)
Педагог: А чем, кроме огня еще опасен пожар? (Дым, можно задохнуться)
Педагог: А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит – руки нужно опустить (бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин).
Педагог: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Кросс – вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, сможем назвать, что там изображено.
Вопросы: 1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (пожарные)
2. Почему работа пожарных нужна людям? (они тушат пожар, спасают вещи, дома, людей)
3. Какая у них работа? (трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям)
4. Какими должны быть пожарные? (сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными)
5. Почему они должны быть сильными, смелыми? ( потому что они работают в огне и в дыму)
6. Зачем пожарные надевают противогаз? (чтобы можно было дышать при задымлении)
7. По какому номеру вызывают пожарных? (01)
8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (что случилось и точный домашний адрес)
Педагог: Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка – это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой, мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой смелая дружина.
А теперь я приглашаю вас поиграть. Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай»:
-для чего пожарной машине нужна сирена? (чтобы все слыщали и уступали дорогу)
-почему пожарная машина красного цвета? (чтобы было заметно на дороге, красный цвет – цвет огня)
-зачем машине раздвижная лестница? ( чтобы подниматься на высокие этажи)
-Чем тушат бензин? (пеной)
-где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (в колодцах, из реки)
Педагог: Молодцы! А сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь – вода». Дети с красной ленточкой – это огонь, с синей – вода. Дети с синей ленточкой должны собрать все красные ленточки, т.е. потушить огонь (игра проводится 2 раза).
Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы и подумайте для чего они нужны (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички) Эти предметы нужны, чтобы потушить огонь. Один предмет лишний, найдите его, объясните, почему он лишний. (спички лишние, т.к. они являются причиной пожара).
Педагог: И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим во время игры «Запрещается-разрешается».
Возьмите в руки свои знаки – светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя. И зеленый кружок, если это делать можно:
-в случае пожара вызывать пожарных по телефону «01»;
-бросать горящие спички;
-кричать и звать взрослых;
-оставаться в помещении, где начался пожар;
-открывать окна и двери во время пожара;
-закрывать рот, нос и голову мокрым полотенцем;
-прятаться в угол, в шкаф, под кровать;
-оставлять без присмотра включенные электроприборы;
-двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
-обливать водой стены, пол во время пожара;
-пользоваться лифтом;
-не бояться, слушаться во всем пожарных;
-тушить водой горящие электроприборы;
-обращаться к соседям за помощью;
-включать газ, электроприборы, свет.
Педагог: Молодцы! Все правила назвали правильно. Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети: Он получает ожоги, задыхается от дыма.
Педагог: Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что нужно сделать, если у вас небольшой ожог (показывает картинку)
Педагог: Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.