Урок литературного чтения "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
06.07.2020
Урок литературного чтения "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме "Былины. Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Урок 1 Илья Муромец и Соловей разбойник.docx

Методика преподавания былин

 

Урок 1

Тема: Былина как жанр устного народного творчества.

 

         Цель: дать учащимся представление о былине как о жанре русского фольклора, познакомить с тематикой и проблематикой былин, сформировать у учащихся представление о художественных особенностях былин.

 

Ход урока.

        

1.     Проверка домашнего задания. Вопросы на повторение:

1)    Расскажите о вашей любимой книге.

2)    Когда появилась литература? (Непосредственно возникновение литературы связано с возникновением письменности, фольклор появился немного раньше.)

3)    С чем связано появление поэтических произведений искусства?  (Поэтические произведения обслуживали обычаи и обряды наших предков.)

4)    Как называется дописьменная литература?   (Фольклор – устное народное творчество.)

5)    Чем отличается фольклор от литературы?     (Фольклор передавался из уст в уста, создавался коллективно народом; литература – индивидуальное творчество, возникновение литературы связано с появлением письменности.)

6)    Назовите известные вам жанры фольклора.    (Сказки, песни, загадки, былины и др.)

 

2.     Рассказ учителя о былинах. 

Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса. 

Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Исследователи русских былин разделили былинных героев на два типа: на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но все еще остаются силой мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную «троицу» дополняют Волх Всеславьич и Михайло Потык. Этим героям нет равных на земле, они единственные в своем роде, так что у них не может быть иного противника, кроме самой природы, матери сыры-земли.

 Давайте представим себе образ народного певца глубокой древности. В долгий осенний или зимний вечер, после тяжелого труда, под свист вьюги или однообразный шум дождя, на посиделках, а может быть, на пиру, на свадьбе люди собрались вокруг сказителя, которого они любят и ценят за то, что он много знает и хранит в своей памяти сокровища народного искусства. Затаив дыхание, приготовились люди слушать былину о родных героях, о подвигах их. Это не рассказ, а песня. В руках у сказителя гусли. Он задумчиво перебирает струны. В его памяти один за другим проходят образы богатырей… О ком же из них пропеть сегодня? Так проходит минута, другая, и вот, наконец, сказитель негромко начинает:

Кто бы нам сказал про старое,

Про старое, про бывалое,

Про того про Илью, про Муромца.

         Рассказ о подвигах богатыря еще не начинался. Это только запев. Если бы сказитель выбрал другую былину, он, может быть, пропел бы так: «Про того про Добрыню Никитича…» Такими запевами иногда начинались былины. А чаще всего сказитель обходился без запева, начинал короткой фразой, зачином, который как бы вводит в действие, объясняет, где и в какое время происходит событие:

Во славном во Киеве-городе

Был сильный богатырь Илья Муромец…

         Сказитель поет былину. Звенят струны гуслей, льется однообразный напев. Песня не любит торопливости, и сказитель не спешит скорее закончить былину. Он подробно рассказывает о герое-богатыре, о том, как богатырь собирается в поход, как седлает коня, какое у него вооружение. Иногда певец останавливается, припоминает подробности, вносит свои добавления. Ведь он не только исполнитель, а еще и творец. Он стремится сделать былину еще ярче и красочнее. Сказитель хочет, чтобы слушатели запомнили былину и чтобы в ней все было понятно. Поэтому он не нарушает порядка событий, а излагает их в строгой последовательности.

         Читая былины, мы можем заметить немало повторений. Повторяются определенные слова, фразы и даже целые картины. Такие повторения встречаются не только в былинах, но и в сказках, народных песнях. Это общая особенность народного творчества. При устной передаче повторы помогают запомнить произведение. Но не только в этом их значение. Часто в былинах повторяются такие места, которые показывают мощь богатыря. Эти повторения усиливают впечатление.

         Запевом или зачином начинал сказитель былину, а заканчивает ее концовкой: «Тут ему и славу поют, тем и кончилось». Такие концовки мы видим и в сказке: «Стали жить-поживать и добра наживать».

         Теперь присмотримся к языку былин. Это живой, народный язык того времени, когда создавались былины. Этот язык разнообразен. Былины не только описывают богатыря и его подвиги, но они изображают живых людей в живой беседе между собой. Каждое действующее лицо говорит своим языком. Например, разговор Ильи Муромца с князем Владимиром. Князь говорит высокомерно и грубо, а Илья Муромец скромно и с достоинством. Богатырь Микула отвечает князю Вольге с сознанием своей силы и большого значения своего крестьянского труда.

         Некоторые слова и даже отдельные фразы нам теперь непонятны. Это потому, что прошло много столетий и за это время язык во многом изменился. Иные слова сейчас не употребляются, потому что сами предметы, которые они обозначали, вышли из употребления. Например, палица,  обжи,  омешики  и др.  Но знать некоторые из них полезно.  Они отражают жизнь далекого прошлого. Слова палица, лук, тетива, например, рисуют вооружение наших древних предков. Слова терем, палаты белокаменные рисуют княжеский быт. От корней многих устаревших слов произошли новые слова, которые мы употребляем в нашем современном языке. Например, раньше вместо знаю говорили ведаю. Теперь так не говорят, но от слова ведать произошли знакомые нам слова: сведения, уведомить. Киев в былинах называется стольным городом, а от корня слова произошло слово столица.

         В былинах можно заметить много уменьшительных и ласкательных существительных и прилагательных. Эти формы слов народ использовал для выражения любви к богатырю. Недаром Илья Муромец – удаленький добрый молодец, а богатырь труда – Микулушка Селянинович. Любовь к родине, к родной природе выражена в ласковых словах: дороженька, пашенка, лесушки, травушка-муравушка.

         В былинах немало красочных сравнений и эпитетов. Эпитеты здесь особенные. Они называются постоянными, потому что как бы прикреплены к какому-нибудь понятию. Земля всегда сырая, звезды частые, поле чистое. Если внимательно присмотреться к этим постоянным эпитетам, то и в них мы увидим отражение народных мыслей и чувств. Народ любит свою родину и своих героев. Поэтому Киев в былинах называется славным городом, а богатырь – добрым молодцем. Но зато врагов сказители былин называют погаными, злодеями, собаками.

         Особенно ярко отразил народ свои высокие, благородные мысли и чувства в гиперболах, т.е. художественных преувеличениях. Например, вражья сила у стен Чернигова изображена так:

Пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Птица черный ворон не пролетывает,

Серый зверь да не прорыскивает. 

Эта гипербола показывает, как велика сила врага, но в то же время она подчеркивает мощь Ильи Муромца, который «побил эту силушку великую».

         В некоторых былинах несокрушимая сила богатыря в битве с врагом изображается так: «Направо махнет (рукой) – лежит улица, налево – переулочек». Это тоже гипербола, и в ней показана непобедимая мощь всего русского народа, так же как в образе одного богатыря былины рисуют подвиги многих русских героев.

         Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную их особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно,

ничего не меняя в ней. Каждое исполнение былины было одновременно и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.

 

3.     Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).

 

 

Художественные особенности

                         былин

 

 

                             Их роль в былине

 

 

  1) Гипербола (преувеличение)

 

Таким образом народ подчеркивал могущество                                                                      

своих героев

  2) Прием троичности                               

Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени

  3) Повторы 

Таким образом акцентируется внимание на самом главном

  4) Постоянные эпитеты

Помогают характеризовать героев былины

   5) Использование речитативов

Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях

 

4.                 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Составление в тетради плана былины. 

 

Домашнее задание.

1.     Дочитать былину.

2.     Закончить составление плана.

3.      Пересказать былину по плану.


 

Методика преподавания былин

Методика преподавания былин

Киевской Руси, более 1000 лет тому назад

Киевской Руси, более 1000 лет тому назад

Рассказ о подвигах богатыря еще не начинался

Рассказ о подвигах богатыря еще не начинался

Киев в былинах называется стольным городом, а от корня слова произошло слово столица

Киев в былинах называется стольным городом, а от корня слова произошло слово столица

Художественные особенности былин

Художественные особенности былин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020