Разработка урока литературного чтения для 4 кл
Оценка 4.7

Разработка урока литературного чтения для 4 кл

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—4 кл
06.07.2020
Разработка урока литературного чтения для 4 кл
Разработка урока литературного чтения для 4 кл по теме "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Урок 2 Илья Муромец и Соловей Разбойник.docx

Урок 2

Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

 

Цель: расширить представление об эпическом герое, развитие устных речевых способностей учащихся, отработка навыков работы с текстом.

 

Ход урока.

 

1. Проверка домашнего задания (план былины и пересказ).

План.

Зачин: Илья Муромец выезжает в Киев.

1. Первый подвиг Ильи Муромца.

1)    Вражья сила у стен Чернигова.

2)    Освобождение Чернигова.

3)    Отказ Ильи Муромца стать черниговским воеводой.

4)    Рассказ черниговских мужиков о прямоезжей дороге и Соловье Разбойнике.

11. Второй подвиг Ильи Муромца.

1)    На прямоезжей дороге.

2)    Встреча с Соловьем и пленение его.

111.Илья Муромец в Киеве.

1)    В княжеских палатах.

2)    Разговор с князем.

3)    Соловьиный свист.

4)    Справедливая расправа.

Концовка былины.

 

При пересказе обратить внимание на:

·        образец зачина былины;

·        сравнение с черным вороньем помогает понять, что сила, обступившая Чернигов, - вражья;

·        последующие картины рисуют вражьи полчища и показывают, как велик подвиг Ильи Муромца, в котором народ воспел героические черты многих русских людей, защищавших Родину;

·        рассказ о прямоезжей дороге. Отряды кочевников подстерегали людей на больших дорогах. Их набеги на города и села Древней Руси, постоянные раздоры и войны князей, непосильные княжеские налоги и поборы разоряли людей, лишили их крова. Нередко образовывались шайки разбойников. Ими кишели большие дороги. Люди предпочитали окольные дороги. Вот почему прямоезжая дорожка «заколодела» и «замуравела».

·        «ученость» и вежливость Ильи Муромца, когда он появляется в княжеском дворце;

 

·        скромность, с которой он рассказывает о своем пути в Киев;

·        достоинство, с каким держит себя Илья;

·        смешное положение, в котором оказывается князь;

·        заключительные слова богатыря, в которых выражена его любовь к людям родной земли.

 

2. Анализ былины.

- Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа.  (Города Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

- Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?    (Сражение под Черниговом, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе)

- Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите примерами из текста. (1. Сцены: портрет, снаряжение, отношение спасенных черниговских мужиков, Соловья Разбойника; 2. Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины)

- Какие в былине есть еще признаки Ильи как эпического героя?  (Действует во благо людей)

- Какие приемы «сказывания» используются в этой былине?   (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, характеристик и т.д.)

 

3. Беседа и составление плана характеристики Ильи Муромца.

Мы в начале урока пересказали содержание былины по плану. Когда мы составляли план, то не нарушали того порядка, в каком былина рассказывает об Илье Муромце. Мы двигались по былине и к каждой части придумывали заголовки. Нам не приходилось самостоятельно думать о том, как построить план.

Теперь мы будем работать над той же былиной, но работа наша будет отличаться от пересказа. Раньше мы рассказывали о том, куда едет Илья Муромец, что он делает, с кем говорит. Теперь нам нужно рассказать, каков Илья Муромец, какие у него качества характера и как эти качества проявляются в его поступках. Нам придется рассказывать не былину, а о герое былины Илье Муромце. И план у нас теперь будет другой: не план пересказа, а план характеристики.

Приступаем к составлению этого плана. Начнем нашу характеристику с маленького вступления. Всегда лучше начинать рассказ о герое с коротенького вступления. Предположим, что нас захотят слушать люди, которые даже не знают, кто такой Илья Муромец. А мы вдруг сразу начнем: Илья такой-то и такой-то. Вот мы в нашем вступлении и познакомимся с героем. О чем же мы тут скажем? Мы можем сказать, что в Древней Руси, в Киевском государстве народ слагал много песен о героях, которые защищали родную землю от врагов. Эти песни называются былинами, а герои былин – богатырями. Много создано былин, и много в них богатырей, но самый любимый богатырь – Илья Муромец. О нем сложено больше всего былин.

Назовем наше вступление в плане характеристики так: Илья Муромец – любимый народный богатырь.

Теперь приступаем к самой характеристике. Мы говорили, что нужно рассказать, какие качества характера у Ильи Муромца. Вот в нашем плане мы их и назовем. Только надо начинать с самых важных.

Когда оценивают героя, то, прежде всего, думают о том, как он относится к своей родине, что он делает для своего народа. С этой стороны мы и посмотрим на Илью Муромца. Что мы видим у богатыря? 1. Любовь к родине, стремление служить родному народу. Это и будет первый пункт нашей характеристики. Запишем его. Но мало только назвать эту особенность Ильи Муромца, надо непременно рассказать, как она проявляется в его поступках. О чем же мы здесь расскажем? О том, как Илья, получив богатырскую силу, стремится в Киев послужить Отечеству, как он освобождает Чернигов, как побеждает Соловья Разбойника, как он казнит его, какие слова при этом произносит, как выражается в этих словах его любовь к родным людям.

Какие же дела совершает Илья Муромец? Ищет ли он легких побед? Нет, он смело бросается в бой с «силушкой великой», выбирает не окольную, а прямоезжую дорогу. Как назвать черту, которую он при этом проявляет? Это 2. Самоотверженная храбрость и мужество. Так мы и назовем второй пункт нашего плана.

Что же Илья Муромец совершает подвиги ради своей славы или ради обогащения? Нет, освободив Черниговцев, он не просит награды и не хочет остаться в Чернигове воеводой; он спешит к новым трудным подвигам для того, чтобы освободить путь в Киев от разбойников, дать возможность людям мирно трудиться. Эту черту мы назовем так: 3. Бескорыстие Ильи Муромца. Это третий пункт нашего плана.

Но у Ильи Муромца есть и другие благородные черты. Посмотрим, как он держит себя в разговоре с князем Владимиром. Спешит ли он рассказать о своих подвигах, похвастаться ими? Нет, Илья только сообщает князю, каким путем ехал в Киев. Нам легко назвать эту черту богатыря. Запишем четвертый пункт плана: 4. Скромность Ильи Муромца.

Однако, когда князь грубо обрывает богатыря и оскорбляет его, Илья Муромец умеет постоять за свою честь. Он ведет Владимира на княжеский двор и показывает ему скованного Соловья. Не князю подчиняется Соловей, а богатырю. Не очень высокое мнение у богатыря о храбрости князя. Он знает, что князь не выдержит полного свиста соловьиного, и приказывает Соловью свистеть только «в полсвиста». Но и от этого свиста «маковки на теремах покривились… а Владимир-князь… куньей шубонькой укрывается…» Таким образом, былина показывает скромность Ильи Муромца, но это – скромность героя, который никому не позволит унизить честь богатыря.

Назовем последний, пятый пункт нашего плана: 5. Достоинство Ильи Муромца.

Таковы главные качества богатыря, которые мы видим в прочитанной былине. Но можно ли считать наш план законченным? Нет, здесь не хватает еще одной части. По этому плану мы можем рассказать о том, каков Илья Муромец, но надо всегда стремиться закончить рассказ выводом, подвести итог. Мы начинали план вступлением, закончим его коротким Заключением. О чем же мы скажем в заключении?

В начале плана мы сказали, что об Илье Муромце сложено много былин, что он – любимый богатырь. Но разве Илья Муромец – это имя человека, который жил в действительности? Нет, мы знаем, что подвиги, описанные в былинах о нем, вероятно, совершали тысячи людей. В одном Илье Муромце былина показывает подвиги многих русских героев. Вот нам и надо сказать, что В былине об Илье Муромце народ славит своих героев, защищавших Русскую землю. Это и будет нашим заключением.

Теперь у нас составлен небольшой план характеристики Ильи Муромца. Сравним его с планом пересказа и посмотрим, чем оба плана отличаются друг от друга.

Мы, действительно, по той же былине сделали другую работу.

 

1.     Домашнее задание.

1.Написать характеристику Ильи Муромца (по плану).

2.Выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».


 

Урок 2 Тема: «Илья Муромец и

Урок 2 Тема: «Илья Муромец и

Киев; · достоинство, с каким держит себя

Киев; · достоинство, с каким держит себя

Эти песни называются былинами, а герои былин – богатырями

Эти песни называются былинами, а герои былин – богатырями

Назовем последний, пятый пункт нашего плана: 5

Назовем последний, пятый пункт нашего плана: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020