Урок изобразительного искусства
Оценка 4.7

Урок изобразительного искусства

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК
2 кл—4 кл
06.07.2020
Урок изобразительного искусства
Разработка урока изобразительного искусства. Рисование с натуры. Дары осеннего сада и огорода.
Урок. Дары осеннего сада и огорода..docx

Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

«ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА»

(акварель)

Цели: ознакомление с произведением изобразительного ис­кусства; развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с вы­полняемым рисунком; закрепление значения труда в жизни человека.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша, морковь и огурец (настоящие или муляжи).

Литературный ряд: стихотворения - А. Максаев «Бах­чевник», Л. Чернышева «Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1.  Приветствие учащихся.

2.  Проверка готовности к уроку.

3.  Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

- Тема сегодняшнего урока - «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем рисовать с натуры.

III. Вводная беседа.

Слово учителя. Закончилось лето, и вы вместе с родителя­ми, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.

♦ Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.

♦ Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?
В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая. Его убирают машинами -комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промер­зает, и в ней погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспахан­ные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огоро­дах сеют морковь, петрушку, укроп.

В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кус­тарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят изве­стью или специальной краской.

Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму,  утепляют  квартиры, закладывают на хранение  фрукты  и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!

Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

Вот он-

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он -

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал - пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе, -

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, —

Вырастай богатырем!

Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

Слава тем,

Кто хлеб растил, -

Не жалел

Трудов и сил!

Слава им,

Привет от нас

В добрый день,

В счастливый час!

Сергей Погореловский

♦ А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских людей на полях нашей Родины, вы знаете?

Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку.

БАХЧЕВНИК

Хороши у нас арбузы

В эту осень на бахчах,

 Ходит сторож седоусый

С одностволкой на плечах.

Оглядит арбузы зорко

И вернется к шалашу,

Хрустнет дымчатая корка –

Сок струится по ножу.

А. Максаев

        ОГОРОД

У меня есть огород,

Все, ребята, там растет.

Вот подсолнух золотой

Чуть качает головой.

Огурцы растут на грядке,

Возле них горошек сладкий,

И чеснок, и кабачок,

И демьянки, и лучок.

Ну, а лучше всех арбуз –

Удивительный на вкус.

Кукурузные початки

До чего ж вкусны и сладки,

Их старательно ращу.

Всех ребят я угощу.

Л. Чернышева

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Перед вами репродукция картины Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб». Эта работа наполнена радостью жизни, искренней верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему.

♦ Что вы видите на этой картине?

Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: мо­лотят хлеб, насыпают его в мешки, везут на элеватор. На борту од­ной из машин укреплено красное полотнище. Надпись на нем: «Хлеб - сила и могущество нашего государства».

Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае, которого добились колхозники своим самоот­верженным трудом. Люди работают у молотилок, веялок, насыпа­ют тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным тружени­кам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Ху­дожница с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.

Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно ярко это выражено в образе молодой, кра­сивой, жизнерадостной колхозницы. Ее смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задор­ной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.

Образ этой девушки как бы символизирует красоту мирного груда. Картину «Хлеб» пронизывает жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует ее живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от золотой пыли воздух кажется чуть туманным.

Т. Н. Яблонская говорила: «Мне хотелось передать радость коллективного труда прекрасных людей».

♦ Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.

Лежит Егор под межой,

Накрыт зеленой фатой.

   Что это такое? Верно, это огурец.

   Какова у огурца форма?

При этом помните, что огурец имеет не просто овальную фор­му. У него очень вытянутые пропорции.

♦ А какова цветовая окраска огурца?

Сверху зелено,

Снизу красно,

В землю вросло.

♦ Что это такое? (Морковь.)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине сладко.

♦ Что это такое? (Слива.)

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выпол­нения рисунка и показывает на образцах.

- Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фрук­тов и овощей.

1. Работу веду от начала и до конца сразу краской - акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу — определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец более широкий.

2. Тщательно  определяю  форму  каждого  из   изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.

3.  Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца - темно-зеленым, для моркови - коричневым.

4.  Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.

♦ Что это за поверхности?

Верно, это блики - самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.

Около красного цвета у яблока проложим оранжево-красный цвет, грушу зальем зелено-желтым, а огурец - зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый цвет.

Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача - выполнить наброски как можно ближе по цвету к нату­ральным. Рисунок закончен .

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Перед вами сложные задачи:

1)   за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;

2)   определить их пропорции и форму;

3)   найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.

VII. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одно­классников. Эти работы отличаются декоративностью и ориги­нальностью.

2. Обобщение  изученного материала.

   С репродукцией какой художницы вы сегодня познакомились?

   Кто запомнил название картины, которую выполнила Т. Н. Яблонская?

   Чему посвящено это произведение?


 

Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ «ДАРЫ

Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ «ДАРЫ

На каждый стол Он пожаловал - пришел

На каждый стол Он пожаловал - пришел

Кукурузные початки До чего ж вкусны и сладки,

Кукурузные початки До чего ж вкусны и сладки,

Работу веду от начала и до конца сразу краской - акварелью

Работу веду от начала и до конца сразу краской - акварелью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020