Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
«ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА»
(акварель)
Цели: ознакомление с произведением изобразительного искусства; развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закрепление значения труда в жизни человека.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша, морковь и огурец (настоящие или муляжи).
Литературный ряд: стихотворения - А. Максаев «Бахчевник», Л. Чернышева «Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
- Тема сегодняшнего урока - «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем рисовать с натуры.
III. Вводная беседа.
Слово учителя. Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.
♦ Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.
♦ Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?
В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное
весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка
урожая. Его убирают машинами -комбайнами. Осенью также убирают картофель и
овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля,
а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней
погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в
почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и
пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.
В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.
Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:
СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Вот он-
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он -
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал - пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, —
Вырастай богатырем!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил, -
Не жалел
Трудов и сил!
Слава им,
Привет от нас
В добрый день,
В счастливый час!
Сергей Погореловский
♦ А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских людей на полях нашей Родины, вы знаете?
Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку.
БАХЧЕВНИК
Хороши у нас арбузы
В эту осень на бахчах,
Ходит сторож седоусый
С одностволкой на плечах.
Оглядит арбузы зорко
И вернется к шалашу,
Хрустнет дымчатая корка –
Сок струится по ножу.
А. Максаев
ОГОРОД
У меня есть огород,
Все, ребята, там растет.
Вот подсолнух золотой
Чуть качает головой.
Огурцы растут на грядке,
Возле них горошек сладкий,
И чеснок, и кабачок,
И демьянки, и лучок.
Ну, а лучше всех арбуз –
Удивительный на вкус.
Кукурузные початки
До чего ж вкусны и сладки,
Их старательно ращу.
Всех ребят я угощу.
Л. Чернышева
IV. Анализ произведений изобразительного искусства.
Учитель. Перед вами репродукция картины Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб». Эта работа наполнена радостью жизни, искренней верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему.
♦ Что вы видите на этой картине?
Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят хлеб, насыпают его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное полотнище. Надпись на нем: «Хлеб - сила и могущество нашего государства».
Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае, которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.
Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно ярко это выражено в образе молодой, красивой, жизнерадостной колхозницы. Ее смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.
Образ этой девушки как бы символизирует красоту мирного груда. Картину «Хлеб» пронизывает жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует ее живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от золотой пыли воздух кажется чуть туманным.
Т. Н. Яблонская говорила: «Мне хотелось передать радость коллективного труда прекрасных людей».
♦ Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.
Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой.
♦ Что это такое? Верно, это огурец.
♦ Какова у огурца форма?
При этом помните, что огурец имеет не просто овальную форму. У него очень вытянутые пропорции.
♦ А какова цветовая окраска огурца?
Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло.
♦ Что это такое? (Морковь.)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко.
♦ Что это такое? (Слива.)
V. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
- Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фруктов и овощей.
1. Работу веду от начала и до конца сразу краской - акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу — определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец более широкий.
2. Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.
3. Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца - темно-зеленым, для моркови - коричневым.
4. Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.
♦ Что это за поверхности?
Верно, это блики - самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.
Около красного цвета у яблока проложим оранжево-красный цвет, грушу зальем зелено-желтым, а огурец - зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый цвет.
Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача - выполнить наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен .
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Перед вами сложные задачи:
1) за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;
2) определить их пропорции и форму;
3) найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.
VII. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся.
Учитель. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.
2. Обобщение изученного материала.
♦ С репродукцией какой художницы вы сегодня познакомились?
♦ Кто запомнил название картины, которую выполнила Т. Н. Яблонская?
♦ Чему посвящено это произведение?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.