Тема: «Вольга и Микула Селянинович»
Цель: раскрыть художественные особенности былины «Вольга и Микула Селянинович».
Ход урока.
1. Собрать сочинения.
2. Выразительное чтение былины.
3. Беседа по былине.
В Древней Руси создавались былины, которые изображали не только воинские подвиги, но и мирный труд русских людей. Такова былина о Вольге и Микуле.
Первые 2 строки былины представляют собой краткий зачин, вслед за которым рассказывается история молодого князя Вольги Святославича. Сравнивая князя со щукою, соколом и волком, былина показывает этим ловкость и опытность князя, его предприимчивость. Князь едет в подвластные ему города собирать дань («за получкою»). Это нелегкая задача. Поэтому-то с князем едет «дружинушка хоробрая». Недаром далее князь зовет с собой Микулу. Его богатырская сила пригодилась бы князю при собирании денег.
Обратим внимание на то, как былина рисует встречу князя с оратаем. Издалека слышит князь голос пахаря, но полтора дня понадобилось князю, чтобы настигнуть оратая. Так уже в самом начале показывает былина богатырскую мощь Микулы.
В описании труда крестьянина перед нами возникает картина, которая показывает, как тяжела была земледельческая работа в древности. Прежде чем распахать поле, надо было сначала выжечь лес, выкорчевать пни, убрать камни. Нужен был действительно богатырский труд. Деревянной сохой пашет Микула Селянинович поле и очищает его от «кореньев и каменьев».
С уважением относится князь к труду Микулы и приветствует его. Микула также отвечает князю с сознанием важности и необходимости своего труда: «Мне-ка надобна Божья помочь крестьянствовати».
Согласившись быть спутником князя, Микула прежде всего заботится о своей сохе. Нужно очистить ее от земли и убрать «за ракитов куст», чтобы соха еще послужила пахарю. Три раза повторяется сцена с сохой Микулы, в которой показано его превосходство над дружиной князя и его богатырская сила: сначала «пять молодцев могучих», затем «десяточек», а потом и вся дружина не могут поднять соху от земли. А Микула легко справился с сошкой «одной рукой».
Следующая сцена еще ярче показывает превосходство пахаря над князем. «Кобылка» Микулы далеко оставляет позади коня князя. Вольга назначает высокую цену лошади Микулы: «Этая кобылка конем бы была, За эту кобылку пятьсот бы дали». Но Микула лучше князя знает цену своей лошади: «За эту кобылу цены не было бы».
Особенно важны заключительные слова Микулы. В ответ на просьбу назвать свое имя пахарь начинает рассказывать о своем труде. Он гордится своим трудом.
Вы заметили, что былина о Вольге и Микуле по характеру своему отличается от былины об Илье Муромце. В ней преобладают не столько сюжетные эпизоды, сколько описания и разговоры.
- Найдите в тексте былины приметы реальной русской старины. (Князь, история княженья, описание труда земледельца и т.д.)
- Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы? Найдите в тексте.
- Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца? (Описание сошки, труд оратая – богатырство)
- Опишите внешность Микулы.
- Перечислите художественные особенности данной былины. Подтвердите свою точку зрения примерами из текста. (В тексте былины используется множество повторов, гипербол, постоянных эпитетов; учащиеся находят их и определяют роль данных художественных средств)
- В чем основной смысл былины о Вольге и Микуле?
Вывод: Былина рисует русского богатыря в мирном труде. Горек и тяжек труд Микулы, но сила князя не может сравниться с величием и мощью крестьянского богатыря. Последние слова Микулы показывают, что только труд может принести довольство, и радость, и заслуженный отдых. Народ любит труд и уважает богатырский труд.
Домашнее задание.
Прочитать былину «Садко».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.