Конспект занятия озн. с окр. миром «Насекомые» в средней группе

  • docx
  • 26.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект насекомые ср.docx

             Конспект занятия озн. с окр. миром   «Насекомые»

                                       в средней группе

Задачи: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».  Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам, подбирать к глаголу имя существительное, подходящее по смыслу. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать зрительную и слуховую память. Развивать образность речи. Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

 Ход занятия:

Вос – ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо. «Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Вос—ль: Дети, что же нам нужно сделать?
Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
Вос—ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (Ответы детей).

Но вначале давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель - шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза, подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут ладошками.

От усталости упали, - роняют ладони на стол.

Вос—ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.

1.Прыгает пружинка, зелёная спинка,
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза,
Называют её (стрекоза)
4.Он работник настоящий, очень, очень работящий,
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка).
6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка)
8.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт (муха)
9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало,
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?
Дети: Насекомых
Вос-ль: Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний и поиграем в игру   «Угадай кто?» (Проводится с помощью выставленного картинного материала).

Порхает (кто) - …. (Бабочка)

Прыгает (кто) - … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает.

Физкульминутка  «Гусеница»
Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)
Но ,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев).
Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то,  что жуки, мухи, бабочки,  стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти,  когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые? (Ответы детей)
Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?   (Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)  
Вос-ль: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?  (Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Вос – ль: Итак,  значит, на какие группы мы их можем разделить?
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль: Назовите полезных насекомых?

(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Вос – ль: Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса)
Вос – ль: Назовите вредных насекомых. (Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Вос – ль: Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу  жжужит пчела      Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит          Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу- жу –гу – жу       Я любого разбужу
Вос – ль: Назовите насекомых, которые относятся к хищным?
(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Вос – ль: Почему их называют хищными?
(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)

Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик      Жук-жучок        Пчела-пчёлка       Усы-усики
Лапы-лапки           Муравей-муравьишка     Стрекоза-стрекозка      Муха-мушка
Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).
Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей (она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)
Вос – ль: Да насекомые живые, их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

Игра «Подбери признак»

Бабочка (какая)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие)- полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит)

Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..маленький
Бабочка летает ,а гусеница……ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу  подойти к столу, чтобы ожила наша полянка, предлагаю её украсить  насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам  ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу.


 

Посмотрите также