Конспект занятия озн. с окр. миром «Насекомые»
в средней группе
Задачи: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам, подбирать к глаголу имя существительное, подходящее по смыслу. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать зрительную и слуховую память. Развивать образность речи. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Ход занятия:
Вос
– ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили
письмо. «Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь
в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Вос—ль: Дети, что же нам нужно сделать?
Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
Вос—ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (Ответы
детей).
Но вначале давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза, подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут ладошками.
От усталости упали, - роняют ладони на стол.
Вос—ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.
1.Прыгает
пружинка, зелёная спинка,
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза,
Называют её (стрекоза)
4.Он работник настоящий, очень, очень работящий,
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка).
6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка)
8.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт (муха)
9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало,
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали.
Ребята, так кого мы выручали из беды?
Дети: Насекомых
Вос-ль: Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли
насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний и
поиграем в игру «Угадай кто?» (Проводится с помощью
выставленного картинного материала).
Порхает (кто) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает.
Физкульминутка «Гусеница»
Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)
Но ,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев).
Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что
жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются
на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает
сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и
расти, когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из
куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают
личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые? (Ответы
детей)
Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как
они передвигаются? (Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Вос-ль: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от
других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Вос – ль: Итак, значит, на какие группы мы их можем разделить?
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль: Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Вос – ль: Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по
лесу разносят семена, санитары леса)
Вос – ль: Назовите вредных насекомых. (Ответы детей: Муха, комар,
гусеница)
Вос – ль: Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений,
комар кусает людей и животных)
А теперь давайте покажем, как
разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу- жу –гу – жу Я любого разбужу
Вос – ль: Назовите насекомых, которые относятся к хищным?
(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Вос – ль: Почему их называют хищными?
(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)
Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик Жук-жучок Пчела-пчёлка Усы-усики
Лапы-лапки Муравей-муравьишка Стрекоза-стрекозка Муха-мушка
Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему
они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже
на цветок). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).
Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и
на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей (она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет
молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)
Вос – ль: Да насекомые живые, их нельзя обижать. Что произойдёт с
природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы
Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают,
бегают, прыгают, жужжат.
Игра «Подбери признак»
Бабочка (какая)- красивая, разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой) – кровососущий, вредный.
Муравьи (какие)- полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит)
Игра: «Закончи предложение» - правильно
подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..маленький
Бабочка летает ,а гусеница……ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила
наша полянка, предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и
поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть
ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята,
за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и
заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно
любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.