Конспект занятия "Песни о войне"
Оценка 4.8

Конспект занятия "Песни о войне"

Оценка 4.8
docx
04.02.2021
Конспект занятия "Песни о войне"
Песни о войне конспект приложения.docx

Приложение №1

План-конспект итогового занятия по теме «Песни о войне»

Педагог дополнительного образования: Гостева Наталья Александровна

Возраст учащихся: 7-8 класс

Дата и место проведения: 08.12.2020. МБОУ ДО «Центр детского творчества» кабинет №12, с. Березовка, Пермский край

Продолжительность занятия: 35 минут

Цель: приобщение обучающихся к героическому прошлому и настоящему своей Родины через исполнение военно-патриотических песен.

1.Приветствие. Организационный момент. Учащиеся под музыку входят в кабинет, занимают места за овальным столом. Глеб Канов исполняет музыку О. Киселёва «Портрет простого романтика»

-Добрый вечер, ребята. Я рада вас видеть.

2.Целеполагание.

-Ребята, сегодня у нас итоговое занятие по теме «Песни о войне». У вас будет возможность исполнить изученный ранее репертуар военных песен. Познакомиться с историей создания некоторых песен. Мы вместе обсудим, для чего люди поют и слушают песни о войне. Чему учат эти песни. И что они дают именно вам, поколению мирных дней.

3. Погружение в тему.

Все мы знаем, что 2020 год юбилейный. Он посвящен 75-ой годовщине со дня Победы в ВОВ. Война коснулась каждой семьи в нашей стране. Не обошла она стороной и мою семью.

Звучит аудиозапись песни «Говори, отец» слова Л.Воропаевой, музыка и исполнение Н.Гостевой. Песня посвящена отцу педагога, участнику ВОВ, Антропову Александру Яковлевичу.

Во время песни дети рассматривают черно-белые фотографии односельчанина.

- Эту песню я посвятила своему отцу. Он прошел всю войну.  Молоденьким пареньком, в 17 лет ушел на фронт, после войны три года работал в военной разведке, перенес семь операций, был ранен, награжден орденами и медалями. Все моё детство и юность пропитаны воспоминаниями, песнями и фильмами о войне. Каждый год к 9 мая семья готовилась заранее, вместе с отцом начищали до блеска медали, ордена и солдатский ремень со звездочкой. Делали весенние букеты из веточек черемухи с воздушными шарами и цветами из гофрированной бумаги.  Шли нарядно одетые на парад к памятнику, где каждый год собираются жители нашего села. Несли с собой первые распустившиеся майские цветы. Отец - высокий, стройный, красивый, со стрижкой «Полубокс» всегда крепко держал в своей большой сильной руке мою маленькую. Мы гордо и уверенно шли по улицам  села на праздник. Это самый большой и незабываемый праздник в году - «День Победы»

4. В честь всех ветеранов и участников ВОВ я прошу Артура Ковыева исполнить фрагмент мелодии  из песни «В землянке» (сл А.Суркова, муз. К.Листова).     мелодия

- Ребята, вы обратили внимание, какая душевная мелодия, простая и спокойная. Все песни военной поры сложены так, чтобы их могли петь простые люди. Просто, тепло и задушевно.

А в исполнении ансамбля прозвучит песня «Разговор с портретом» (слова и музыка Ю.Слатова).     песня

- Ребята, вы прослушали песню, написанную после войны. Какие чувства, мысли появились у вас? (Ответы детей)

- Слушая эту песню, очень хочется, чтобы все, кто защищает Родину, всегда возвращались домой к своим родным и близким, целыми и невредимыми.


5. В продолжении темы детства военной поры, я хочу познакомить вас с историей создания песни известного российского барда Вадима Егорова «Белые панамки».

Дедушка поэта осенью 1941 года был организатором эвакуации малышей детских садов из Ленинграда в тыл. Мамы и бабушки провожали своих детишек в белых панамках на корабли от войны. Надеялись, что встретятся с ними после войны. Конечно, все горько плакали, расставаясь со своими кровинушками. Так было надо, чтобы спасти детей от гибели во время блокады. Когда корабль отплыл далеко от пристани, все провожающие увидели в небе несколько фашистских самолетов «Мессершмиттов». Самолеты летели низко-низко над кораблями с детьми. Вдруг полетели бомбы. Всех охватил ужас. Бомбы падали одна за другой. Небо и ладожская вода словно смешались. Вокруг стало все черным-черно. На фоне рева моторов самолетов поднялся людской крик. Дедушка плакал, рассказывая об этом, и говорил: «Это был сущий АД». Потом самолеты улетели, и люди увидели на черной воде БЕЛЫЕ ПАНАМКИ.

Этот рассказ сильно затронул душу Вадима Егорова, долго не проходило состояние горя от потери. Словно погибли его братишки и сестренки. Вскоре зародились слова: «Кораблю наперерез огневым исчадьем ада, Мессершмитта черный крест воспарил над детским садом. На войне, как на войне – попаданье без ошибки…А панамки на волне, а панамки на волне, словно белые кувшинки…»

Звучит песня В.Егорова «Белые панамки» в исполнении ансамбля «Ветер перемен» (Артур Ковыев, Глеб Канов, Анна Павлова, Софья Ефимова) в сотрудничестве с педагогом.            песня

- Ребята. какие мысли. Чувства вызвала у вас эта песня? (Ответы детей)

-Да. Война- это страшное время. Не щадит ни взрослых, ни детей. Война - это смерть и горе.

6. Перед тем, как прозвучит ещё одна песня из нашего репертуара, я бы хотела рассказать её историю.

До сих пор песня «Журавли» (слова Р. Гамзатова, музыка Яна Френкеля) вызывает отклик в сердцах людей. История, которая легла в основу текста песни невероятная и потрясающая.

В Северной Осетии есть село, где жила семья Газдановых. У них было семеро детей – семь сыновей, на которых родители не могли нарадоваться. Да и наглядеться не успели – пришла вторая мировая война. Первый сын ушел на фронт и сразу же погиб в сорок первом году под Москвой.  В 1942 году война забрала у Газдановых еще двух сыновей – оба стали героями и погибли при обороне Севастополя. Мать не выдержала таких известий – трое сыновей уже были в братских могилах – женщина умерла от горя. А отец снова и снова выдерживал удары судьбы – один за другим гибли дети в боях при Новороссийске, Киеве и Белоруссии. Шестеро их уже было. Шесть конвертов-похоронок, как птички с поникшими крыльями, лежали в столе. А отец нянчил единственную внучку, оставшуюся от первого сына. И ждал последнего, оставшегося в живых Газданова. И дождался…

Почтальон, работающий в этом селе, отказался нести похоронку, которая пришла на последнего сына. Он погиб при взятии Берлина уже в конце войны – в 1945 году. Старейшины села решили сами принесли скорбную весть, и когда отец увидел последний конверт, то его сердце остановилось.

Уже позже, после войны в 1963 году в селе установили самый пронзительный обелиск военных лет: у подножия большой скалы стоит скорбящая мать, а над ее головой улетают семь журавлей. Они прощаются с ней и с землей, которую защитили ценой своей жизни. (Показывает фотографию обелиска).           

Звучит песня «Журавли» в исполнении ансамбля «Ветер перемен», сольную партию на гитаре исполняет Глеб Канов.        Песня

- Скажите, пожалуйста, что-то в этой песне, в её истории задело струны вашей души? Что особенно вас задело? (Ответы детей)

Да, цена Победы очень высока. Почти 42 миллиона советских солдат погибли на полях сражений. Миллионы отцов и матерей не дождались своих детей с фронта.

7. Очень много песен создано не только о ВОВ. После второй мировой войны молодые ребята нашей страны были участниками военных действий в Афганистане и Чечне. Песня «Ноль-двадцатый» посвящена именно этим событиям. Павел Старков исполнит ее для нас.         Песня

8. Беседа-рефлексия с детьми о понятии патриотизма.

Вопросы детям:

·                   Какие ещё песни о войне вам знакомы?

·                   Являются ли песни о войне патриотическими? О чем в них поется? 

·                   Почему песни о войне в большей степени грустные?

·                   А есть ли веселые, задорные, укрепляющие солдатский дух песни о войне? (Три танкиста. Катюша.)

·                   Песни о любви к Родине мы можем назвать патриотическими? Как вы понимаете слово «патриотизм», какие у вас с этим понятием ассоциации?  

·                   Я предлагаю вам определения слова «патриотизм» из разных источников. Посмотрите, сходятся ли она с вашими словами.

·                   Так для чего же люди поют и слушают песни о войне? Чему учат эти песни. (Любви к Родине, к своей стране. Учат защищать своё Отечество. Ценить человеческую жизнь.)

9. В заключение нашего занятия прозвучит попурри военных песен в исполнении ансамбля «Ветер перемен»

(куплеты из песен: «До свидания, мальчики», «Синий платочек», «Катюша», «Огонек», «Солнце скрылось за горою», «В землянке», «У солдата выходной»)

 

 

Приложение №2. Тексты песен.

Говори, отец (муз. Н. Гостева, сл. Л. Воропаева)
Говори, отец, говори,
Говори, отец, до зари…
Расскажи, отец, о войне,
Будет больно и страшно мне. 

Не щади меня, не щади…

Вновь в атаку, отец, иди

Ошалелым от ран юнцом,

Недоучкою-сорванцом…

 

Я хочу обо всём узнать:

Как ты падал и шёл опять,

Как гранату в руках сжимал,

Как письма ты напрасно ждал…

 

Говори, отец, о войне,

Это нужно и важно мне…

…Только он улыбнулся вдруг:

«Я боюсь, что проснётся внук…»

 

 

Разговор с портретом (муз. Ю. Слатов, сл. Ю. Слатов)

Дочка с папой говорит, у портрета стоя,
У меня котёнок спит, плачет кукла Зоя.
Во дворе мальчишка Сашка, у него собака,
А ещё машина есть, а ещё есть папа.

А когда же ты вернешься, мама обещала.
Я и кукла моя, Зойка, побежим к вокзалу.
Платье лучшее надену, как на день рожденья,
Мама торт нам приготовит, вот будет веселье.

Мы с тобой пройдём по парку,
Пусть увидят все,
Что у Кати папа дома, а не на войне.
И девчонка горько плачет,
Рядом плачет мама,
Никогда они втроём не придут с вокзала.

Лишь усталые глаза на большом портрете,
Да кровавая звезда на пурпурной ленте.
Во дворе мальчишка Сашка, у него собака,
А ещё машина есть, а ещё есть папа.

 

Белые панамки (муз. В. Егоров, сл. В.Егоров)

На полянке детский сад, чьи-то внучки, чьи-то дочки.
И панамки их торчат, словно белые грибочки.
Ах, какая благодать! Небеса в лазурь одеты,
До реки рукой подать, до реки рукой подать.
До войны одна неделя.

Вой сирены, Ленинград, орудийные раскаты.
Уплывает детский сад, от блокады, от блокады.
А у мам тоска тоской по Илюшке и по Нанке,
По единственной такой, по единственной такой
Уплывающей панамке.

Кораблю наперерез огневым исчадьем ада
Мессершмитта чёрный крест воспарил над детским садом.
На войне как на войне - попаданье без ошибки...
А панамки на волне, а панамки на волне,
Словно белые кувшинки...

Боже правый, неужель, это снова повторится?
Боже правый, им уже было б каждому за тридцать!
Тот же луг, и та река, детский щебет на полянке...
И несутся облака, и несутся облака,
Словно белые панамки.

 

 

 

 

 

Журавли (музыка Яна Френкеля, слова Р.Гамзатова,)

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса,
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.

Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

 

 

 

 

 

 




Ноль двадцатый (муз. С. Кошман, сл. С. Кошман)

Замер ключ внезапно на последней точке,
Смерть вонзилась в сердце пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах ложе автомата.
И зовут в эфире, и зовут в эфире:
«Где ты, ноль-двадцатый?»


Где ты, ноль-двадцатый? Тишина в эфире.
Словно все убито в этом странном мире.
Словно все оглохло в пламени и дыме,
Там отцы остались вечно молодыми,
Вечно молодыми.


Вечно молодыми в бронзе обелисков,
Встали над планетой русские мальчишки.
Юностью бесценной памятью священной,
Встали над планетой вечной и нетленной,
Вечной и нетленной.


Замер ключ внезапно на последней точке,
Смерть вонзилась в сердце пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах ложе автомата,
И зовут в эфире, и зовут в эфире:
«Где ты, ноль-двадцатый?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3. Текст попурри.

«До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

 «Синий платочек»

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч,

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых радостных встреч.

Порой, ночной

Мы распрощались с тобой,

Нет большеночек,

Где ты платочек,

Милый, желанный, родной.

«Катюша»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой,

Выходила на берег Катюша,

 На высокий, берег, на крутой.

«Огонек»

На позицию девушка провожала бойца,

Темной ночью простилася на ступеньках крыльца,

И пока за туманами видеть мог паренек,

На окошке, на девичьем, все горел огонек.

 «Солнце скрылось за горою»

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною шли домой

С войны советские солдаты.

 «В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты

Как тоскует мой голос живой.

 «У солдата выходной»

 У солдата выходной, пуговицы в ряд,

Ярче солнечного дня золотом горят.

Часовые на посту, в городе весна.

Проводи нас до ворот, товарищ старшина,

Товарищ старшина.

Припев:

Идет солдат по городу,

По незнакомой улице.

И от улыбок девушек

Вся улица светла.

Не обижайтесь девушки,

Но для солдата главное,

Чтобы его далекая, любимая ждала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4. Высказывания о патриотизме из разных источников.

- Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.

 - Понятие, заключающееся в любви, в гордости к Родине. Любить место где ты родился и живёшь, а так же гордится достижениями своих соотечественников, это прекрасно. Это сплоченность.

- Для меня патриотизм – это небезразличие. Небезразличие к тому месту, где ты живёшь, небезразличие к своему городу, к своей стране.

- Это любовь к Родине, народу, культуре и истории своей страны. Важно понимать, что патриотизм никак не связан с политическим режимом, патриот может как поддерживать политику государства, так и быть против неё.

- Я считаю, что патриотизм - это чувство, а не поступки. Заставить быть патриотом нельзя. Каждый из тех, кто любит своё Отечество, любит его по-своему.

- Это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. С патриотизмом не рождаются. Он воспитывается в каждом с детства на примерах героизма, отваги, любви к Отечеству, Родине, её защите. 

- Патриотизм — это любовь к своему народу. Каким бы народ ни был, он — единственный источник прогресса и улучшения жизни для каждого конкретного человека.

- Для объяснения патриотизма. Достаточно нескольких слов. Защита чести и достоинства людей, территории, истории, традиций, языка.

- Это ощущение СВОЕГО. Своей земли, своей родни, своего народа. Патриотизм в том, чтобы стоять за СВОЕ. За родных, за землю предков, за друзей. Это ощущение дома, семьи, распространяющееся на страну, в которой родился. Это ощущение себя звеном цепочки от прошлого к будущему.


 

Приложение №1 План-конспект итогового занятия по теме «Песни о войне»

Приложение №1 План-конспект итогового занятия по теме «Песни о войне»

Каждый год к 9 мая семья готовилась заранее, вместе с отцом начищали до блеска медали, ордена и солдатский ремень со звездочкой

Каждый год к 9 мая семья готовилась заранее, вместе с отцом начищали до блеска медали, ордена и солдатский ремень со звездочкой

Этот рассказ сильно затронул душу

Этот рассказ сильно затронул душу

Они прощаются с ней и с землей, которую защитили ценой своей жизни

Они прощаются с ней и с землей, которую защитили ценой своей жизни

Приложение №2. Тексты песен.

Приложение №2. Тексты песен.

Лишь усталые глаза на большом портрете,

Лишь усталые глаза на большом портрете,

Журавли ( музыка Яна Френкеля, слова

Журавли ( музыка Яна Френкеля, слова

Ноль двадцатый (муз. С. Кошман, сл

Ноль двадцатый (муз. С. Кошман, сл

Приложение №3. Текст попурри. «До свидания, мальчики»

Приложение №3. Текст попурри. «До свидания, мальчики»

На позицию девушка провожала бойца,

На позицию девушка провожала бойца,

По незнакомой улице. И от улыбок девушек

По незнакомой улице. И от улыбок девушек

Приложение №4. Высказывания о патриотизме из разных источников

Приложение №4. Высказывания о патриотизме из разных источников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021