Конспект занятия по сказкотерапии "Снежинка" для детей
Учитель начальных классов Коваленко Алла Витальевна
г. Череповец, Вологодской области
Программное содержание:
Задачи игротерапии:
Задачи музыкотерапии:
Задачи арт-терапии:
Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и безопасности.
Задачи:
1.Профилактика
негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, тревожности, страхов;
2.Создание условий для развития личности детей,
активизации психических функций;
3.Развитие творческого мышления, воображения, способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Материал к занятию: снежинки, кукла снежинка, снеговики, строительный материал (кубики) разрезные картинки, рыбки с удочками, дидактический материал к играм «Найди пару» «Собери цветок» «дорисуй солнышко». Музыка для релаксации.
Ход занятия
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев).
Дети заходят в зал.
Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.
Упражнение «Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте ладошки, (хлопают в ладоши друг с другом)
Здравствуйте сапожки, (топают ногами)
Здравствуй в небе облака, (плавные покачивания руками над
головой)
Здравствуй бурная река; (показывая руками, проговаривают бл-бл-бл)
Здравствуй звонкий голосок. (Кричат, а-а-а-а-а-а)
Учитель: Назовите всё самое холодное, что вы знаете? (Снег, зима, лёд, снежная королева, сосулька)
Отгадайте загадку про снежинку. (Что за звёздочки резные на пальто и на платке, а возьмёшь вода в руке)
Учитель: Закройте глаза и представьте себе снежинки. Какие они? (лёгкие, нежные, пушистые, белые, красивые, холодные) Давайте понаблюдаем как они падают. (Можно дать каждому, чтобы подбросил, а можно сделать чтобы сверху посыпались) музыка плавная)
Учитель: Обратите внимание, как падают снежинки (мягко, легко, плавно, тихо).
2. Основная часть:
Сегодня мы отправимся в сказку, где встретимся с необычной снежинкой.
Отгадайте загадку.
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток, обрывает,
Так порою, он сердит.
(Ветер)
Давайте мы с вами попробуем изобразить ветер. (Дуют на снежинку)
Учитель: Что происходит с снежинкой? (Она начинает подлетать)
Вот ветер нам сегодня поможет перенестись в сказку. Давайте превратимся в снежинки: вправо, влево наклонись и в снежинки превратись. Вот мы с вами превратились в снежинки. (Мимо включенного вентилятора проходят, ощущая поток воздуха, присаживаются)
Учитель: Сказка начинается.
Посмотрите, снежинка превратилась в куколку снежинку.
Снежинка танцевала в синем вечернем воздухе. Она была так красива, так очаровательна, что вскружила голову всем четырём ветрам, Северному, Восточному, Южному, и Западному.
Северный ветер был самым холодным, суровым, морозным. Он дул так ссссс-сссссс (давайте попробуем подуть на ладошку)
Южный ветер был самым горячим. Он дул так шшшшш-шшшшш.
Западный ветер был резким. Он дул так. пфф-пфф.
Восточный ветер любил простор. Он был ласковым и дул мягко аххх-ахххх-аххххх
Учитель: Вот мы и познакомились со всеми ветрами, узнали какие они. Слушайте дальше.
Учитель: Теперь будьте очень внимательны (прошу запомнить, что хотел подарит каждый ветер)
Каждый ветер мечтал пригласить снежинку к себе в гости.
- Летим со мной, - говорил северный ветер, - я подарю тебе ледяной замок.
- Летим со мной, - говорил Западный ветер, - я подарю тебе самый большой айсберг. Ребята, а кто помнит, что такое айсберг? (ответы детей)
- Летим со мной, - говорил Восточный ветер, - мы будем любоваться восходом солнца.
- Полетим со мной, - говорил Южный ветер, - я подниму тебя на самую высокую горную вершину.
Учитель: Что хотел подарит Северный ветер?
Учитель: А что бы вы подарили снежинке? (Передаём снежинку по кругу, и дети говорят о своих подарках).
Снежинка. (голос на магнитофоне) Какие вы смешные. Не могу же я разорваться на части.
Ветер. (голос на магнитофоне) Выбери одного из нас.
- Хорошо, - сказала снежинка, и полетела к северному ветру. (голос на магнитофоне).
Учитель: Ребята, давайте и мы отправимся вслед за снежинкой.
Дети под музыку кружатся как снежинки.
Детей встречают снеговики.
Снеговики (голос на магнитофоне). (Картинка Снеговиков) Выполните наше задание- назовите чем мы отличаемся друг от друга. (Дети называют)
Снеговики. (голос на магнитофоне) Здесь очень холодно, мы приготовили для вас рукавички. (Найди пару)
Снеговики. (голос снеговиков). Ребята, теперь можете проходить.
Учитель: Мы оказались раньше, чем наша снежинка, давайте поможем ветру построим ледяной дворец), дети строят из кубиков).
Учитель: вот какой замечательный дворец мы построили.
Снежинка. (голос из магнитофона) Какой прекрасный дворец! Она услышала прекрасную музыку и закружилась в танце вместе с другими снежинками.
Учитель: Давайте и мы покружимся как снежинки. Только если вы услышите слово ком, нужно быстро слететься друг к другу. (И так несколько раз)
Учитель: Снежинку подхватил восточный ветер и упорхнула снежинка, давайте отправимся за ней снежным комом.
Когда музыка стихнет, снежинки опускаются на коврик, успокаивают дыхание, закрывают глаза, учитель проходит и поглаживает детей.
Закройте глаза и представьте, как просыпается солнышко, медленно поднимается. Звучит музыка Грига «Утро». Дети лежат с закрытыми глазами. Ведущая поглаживает ребят. Открывайте глаза, покажите, как просыпается солнышко.
Учитель: Ребята, посмотрите, сколько здесь маленьких солнышек. Подойдите и дорисуйте настроение у солнышка. Какое вы себе представили (весёлое, грустное, удивлённое, сердитое).
Учитель: Снежинке очень нравилось наблюдать за восходом солнца, но со временем она захотела отправиться дальше. Западный ветер подхватил её и унёс на вершину айсберга.
Учитель: Прислушайтесь. Слышите шум океана. (Музыка)
Учитель: Интересно с кем же познакомилась снежинка?
Раздаёт карточки-половинки. (Изображение пингвинов)
Учитель: С белой грудкой, в чёрном фраке, самый главный среди льдин- кто же он -пингвин. Соберите, пожалуйста, и узнаете, кто проживает здесь. Дети собирают каждый свою карточку. (Разной степени сложности)
Учитель: Кто получился- пингвины. Давайте придумаем им имена.
Учитель: Как зовут твоего пингвина? А твоего.
Каждый ребёнок называет имя пингвина. Ведущий собирает пингвинов (они все в разноцветных шапочках).
Учитель: Пингвины весёлые, забавные. А кто знает, чем питаются пингвины? (Любят кушать рыбу) Давайте наловим им рыбки (удочкой ловим рыбу).
Учитель:
Мы команда рыбаков,
Славным будет наш улов,
Раз-два, раз-два
Начинается игра.
Дети по команде начинают накручивать ленточку на палочку. К ленточке привязана рыбка.
Учитель: Если пингвинов шесть, сколько нам надо наловить рыбы, чтобы хватило всем пингвинам? (Ответ детей) А если мы наловим пять рыбок, то что будет? (Ответ детей) Пингвины подкрепились.
Учитель: Ребята, давайте подарим им шарфики. (По рисунку, или цвету) Можно подарить воздушный шарик. (Пальчиковая гимнастика)
Учитель: Вот снежинка опять заскучала.
Упр. «Снежинка-царица», игра «Я королева».
Однажды южный ветер принёс снежинке букет цветов.
- Какой чудесный запах, - сказала снежинка. Ей захотелось поближе взглянуть на цветы, ей стало очень жарко она растаяла и превратилась в капельку воды, и упала на лепесток цветка.
Учитель: Давайте с вами покажем, как снежинка превратилась в капельку. (Под музыку движутся, как только музыка остановилась, дети начинают медленно приседать)
Учитель: Ребята, посмотрите, сколько разных лепестков. Давайте соберём их в один цветок. Дети собирают. И говорят своё желание.
Учитель: Посмотрите, какой замечательный получился цветок.
Нам пора возвращаться. Скажите хорошо это или плохо, что снежинка превратилась в капельку? Почему хорошо? (Ответы детей).
Ритуал выхода из сказки.
Закончить можно по-разному: капельками воды полить растение; можно подарить вырезанную снежинку.
- Молодцы! А сейчас давайте нарисуем, каждый свою снежинку, но не просто так, а рисовать мы
будем клубочками.
Учитель разматывает клубок
ниток и показывает детям, каким образом можно создать на полу или столе узоры,
или картины. Затем каждый ребенок берет клубок и, разматывая его, создает
снежинку. Дети рисуют под музыкальное
сопровождение – П.И. Чайковский «Танец снежинок».
По желанию дети
демонстрируют свои работы и комментируют их.
Рефлексия:
- Что вам
понравилось больше всего на занятии?
До свидания ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.