Конспект занятия по дополнительному образованию «Мини-шахматы»
«Горизонталь и вертикаль»
Цель: формирование знаний о понятиях «горизонталь» и «вертикаль».
Задачи
• Повторить понятия «Шахматная доска», черные и белые поля
• Активизировать мыслительную деятельность
• Воспитывать выдержку, уверенность в своих силах
• Формировать интерес к шахматам
• Развивать умение правильно располагать шахматную доску
Ход занятия
(Педагог) - Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Юрой и Розочкой снова отправимся в «Шахматную страну»! Давайте вспомним, что нам рассказала Розочка на первом занятии, для этого сыграем в игру с мячом. Кто ловит мяч, отвечает на вопрос.
1. Какой формы шахматная доска? (Квадратная)
2. Как называется клетка шахматной доски? (Поле)
3. Какие бывают шахматные поля?
4. Каких полей на шахматной доске больше: белых или черных? (Поровну/ Одинаково)
5. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
(Педагог) - Молодцы ребята, всё запомнили! Отправляемся дальше.
(педагог читает отрывок из книги «Шахматы» И.Г. Сухина)
Розочка начала второе занятие:
- В шахматы обычно играют два противника. Их ещё называют партнеры. Они садятся лицом к друг другу. Шахматная доска располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета…
(Педагог) - Как нам правильно сесть за шахматную доску? (дети при помощи педагога правильно устанавливают шахматную доску).
(Педагог) – Давайте посмотрим на шахматную доску: квадратики разных цветов чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Такие дорожки имеют названия горизонталь и вертикаль.
- Давайте немного передохнем и разберемся поподробнее (проводится музыкальная физминутка)
(Педагог) – Давайте для начала выясним что такое вертикаль. (Педагог зачитывает стихотворение, воспроизводя действия вместе с детьми)
Что такое вертикаль?
Кто из вас подскажет?
Всем ребятам мы о ней
Здесь сейчас расскажем.
Очень просто:
Вертикаль – линия такая,
Снизу вверх она идет,
Словно вырастая.
Взять мы можем карандаш
И на стол поставить,
Острый кончик прямо вверх,
К потолку направив,
И увидим вертикаль.
А теперь дружочек,
Нарисуем мы её на простом листочке!
(Педагог) – Ребята давайте возьмем карандаш и нарисуем вертикаль.
- На шахматной доске таких вертикалей восемь. Каждая вертикаль состоит из возьми полей. Давайте попробуем их найти. (несколько детей по очереди находят вертикали у большой шахматной доски)
- Молодцы ребята! Отлично справились.
(Педагог) – Кроме вертикалей на шахматной доске есть и другие линии, которые называются горизонтали.
Разобрали мы прекрасно,
Что такое «вертикаль»
А какой секрет таится
В линии «горизонталь»?
Что за линия такая,
И куда она ведет?
Тоже, мой дружок, прямая,
Но ведет не вверх, а вбок!
Вправо может, или влево,
По прямой стремиться вдаль
«горизонт» не зря мы слышим
В слове том: горизонталь.
(Педагог демонстрирует «горизонтали» на большой доске, уточняет, что в каждой горизонтали восемь полей. Дети находят на своих. Несколько ребят у доски показывают горизонтали)
- А теперь ребята, нарисуйте горизонталь на своих листочках.
(Дети выполняют задание)
(Педагог) – горизонталей на шахматной доске столько же, как и вертикалей. Подскажите сколько? (Ответ детей)
- Сейчас я раздам вам маленькие шахматные доски, на одной вы карандашом отметите все горизонтали, а на другой все вертикали, но для начала мы разомнём пальчики. (Проводится пальчиковая гимнастика, после чего дети выполняют задание)
- Теперь ребята вы вместе с Юрой знаете, что такое «горизонталь» и «вертикаль». Давайте поможем Юре разгадать «Загадки из тетрадки».
1. Что делают противники за шахматной доской?
2. Как правильно сесть за шахматную доску?
3. Сколько на доске горизонталей? Из скольких полей состоит горизонталь?
4. Сколько на доске вертикалей? Сколько полей в вертикали?
5. Что длиннее: вертикаль или горизонталь?
- Отлично ребята! Со всеми заданиями справились! На следующем занятии мы продолжим наше путешествие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.