Занятие «Слон»
Задачи:
1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах.
2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать интерес к шахматной игре.
Оборудование:
Иллюстрации, книга И.Сухина «Приключения в шахматной стране», демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, шаблоны, таблички с названиями, альбомный лист и цветные карандаши у каждого ребёнка.
Ход занятия:
Вводная часть
- Здравствуйте ребята!
Перед началом новой темы давайте повторим, что мы изучали на прошлом занятии.
-Расставьте на шахматной доске фигуры в начальную позицию. Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки – шахматные фигуры – показывать мне.
На доске есть у меня
Две лошадки – два (коня)
Безопасные поля
Поищи для (короля)
Ни к чему такая спешка
Потеряться может (пешка)
Учила Леночка: Нельзя
Спешить вводить в игру (ферзя)
Вперёд и назад ходит браво,
Помчится налево, направо
Ту фигуру знаю я
Как зовут её? (ладья)
Основная часть
-Какую фигуру вы мне не показали? (слона) Об этой фигуре мы сегодня и поговорим. Узнаем, как ходят шахматные слоны, как называют эту фигуру разные народы и почему «слон совсем на слона не похож».
- Возьмите в руки фигурки шахматного слона. Внимательно рассмотрите. Опишите слона.
- Поставьте слона в начальное положение. Сколько всего на доске слонов? (4: два чёрных и два белых) Как расположены? (один из слонов расположен между конём и ферзем, другой- между королём и конём) Назовите «адреса» слонов на шахматной доске (белые: c1, f1; чёрные: c8, f8)
- Послушайте «Сказку о том, как слон стал слоном».
СКАЗКА О ТОМ, КАК СЛОН СТАЛ СЛОНОМ.
Когда обзавелись именами люди и названиями звери, наступила очередь шахматных фигур. Уговорить Короля быть Королем, а Ферзя(Королеву) – Королевой оказалось очень легко. Что Конь – это Конь, сомнений не возникало. Ладья вдруг заявила, что будет называться Ладьей, а спорить с подобной тяжелой фигурой никто не захотел.
Своему названию запротивилась Пешка, но ее задобрили, разрешив двойной первый ход и превращение в Королеву. Уже собрались покинуть доску, но тут заметили еще одну фигуру. Была она ни то, ни се: прыгать, как Конь не умела; качеством Ладьи не обладала; была не так высока, как Король, но и не так мала, как Пешка. Подошли к ней Конь и Ладья: Ты чем занимаешься?
Ничем. Слоняюсь по диагоналям
Подошла Пешка: Эй, ты – не знаю кто! Ты куда?
Да, никуда. Слоняться надоело, так прислониться хочу
Подошел сам Король: Послушай-ка! А что ты в игре делать станешь?
Я? Слоняться. А надоест, – прислонюсь. Или буду тебя, Короля, от шахов заслонять.
Слон! – воскликнул тут Король. Пусть зовется Слоном!
Понравилось ли название Слону – неизвестно. Но если Король утверждает, что ты Слон, попробуй доказывать, что ты не слон.
- А теперь послушайте стихотворение и скажите, как «ходит» слон. (стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Слон.
Слон однажды загрустил.
Может, выбился из сил:
По большой диагонали
Взад-вперед его гоняли.
Отыскал он уголок,
Примостился в нем и лег.
В два шага диагональ –
Покидать такую жаль!
А.Чехлов
- Ходит слон только по диагоналям на любое число клеток.
Педагог на демонстрационной доске ставит слона на одно из центральных полей. Дети по очереди выходят к доске и показывают все его возможные ходы из этого положения. Затем учитель располагает слона на одном из угловых полей шахматной доски. Дети показывают все его возможные ходы из данного положения.
Физминутка
«Прогулка со слонами»
Наши верные слоны
Прямо скажем: «Так дружны»
Вместе в ногу все шагают,
Про поля не забывают.
Им белые открыты дали
На белой диагонали.
Вот черная на их пути
По ней слонам надо пройти
Со слонами погуляли,
Воздухом мы подышали,
Теперь ошибемся едва ли,
Все запомнили диагонали.
- Поставьте своего белого слона на одно из белых полей. Может ли этот слон попасть на чёрное поле?
Если слон на белом поле
встал вначале (не забудь!),
он другой не хочет доли –
знает только белый путь.
А когда на поле черном
слон стоит, вступая в бой,
ходит правилам покорный,
черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
цвету одному верны.
-Итак, у каждого партнёра по два слона: один из них ходит только по белым полям (белопольный), а другой по чёрным полям (чернопольный). Если во время игры у противников остаётся по одному слону, и они будут ходить по клеткам одного цвета – это одноцветные слоны. Если они будут ходить по клеткам разного цвета – это разноцветные слоны. В шахматах слон – лёгкая фигура.
Закрепление
- Педагог раздаёт детям шаблоны фигуры. Обвести на альбомном листе, выполнить штриховку. (образец на доске)
- Педагог читает из книги И.Сухина «Приключения в шахматной стране» главу 7 «Этот слон совсем на слона не похож»
Итог
Ходит ли слон полям белого цвета? Чёрного цвета? (да)
Ходит ли белопольный слон по полям чёрного цвета? (нет)
Могут ли слоны перемещаться по вертикали и горизонтали? (нет)
По каким шахматным дорожкам ходят слоны? (по диагоналям)
Может ли белый слон побить белую ладью? (нет)
Может ли белый слон побить чёрную ладью? (да)
На шахматной доске начальное положение. Может ли хотя бы один из слонов сделать здесь ход? (нет)
- Где было сегодня тяжело?
- А где было легко?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.