Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Ягоды»
Цели:
· Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Ягоды».
· Закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных женского рода.
· Согласование притяжательных прилагательных с именем существительного среднего рода, единственного числа.
· Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ичк-
-инк-.
· Развитие внимания, памяти и логического мышления.
Оборудование: предметные картинки ягоды, картинки в виде банок с вареньем, игрушка медведь, корзинка, мячик.
Лексический материал
Части речи |
Слова, сложные по слоговой структуре |
Слова, сложные по семантике |
||
существи-тельные |
Трёхсложные слова из открытых слогов: малина Трёхсложные слова со стечением согласных в середине: черника Трёхложные слова с двумя стечениями согласных: клубника брусника крыжовник двусложные слова с двумя стечениями согласных: клюква четырёхсложные слова со стечение согласных: земляника смородина |
Клюква брусника красная смородина чёрная смородина
|
||
прилагательные |
Женский рода: малиновая, черничная, клубничная, брусничная, клюквенная, земляничная |
Мужской род малиновый, черничный, клубничный, брусничный, клюквенный, земляничный |
Средний род малиновое, черничное, клубничное, брусничное, клюквенное, земляничное |
|
Ход занятия:
Оргмомент.
Логопед. Ребята сегодня к нам в гости пришёл Мишка. (Мишка поёт) Он приглашает нас прогуляться в лес за ягодой.
Отгадайте загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи (ЯГОДЫ)
Логопед. Давайте встанем в хоровод вокруг картинок и отправимся в лес
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (Идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.)
Солнышко высоко, ( Встают лицом в круг, тянутся руками в вверх.)
А в лесу тропинка. ( Наклоняются и пытаются достать пол.)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Логопед. Возьмите карточку, назовите ягоду и положите её в корзинку. (Дети разбирают карточки и называют ягоды: брусника, земляника, клюква, малина, черника, ежевика)
Логопед. Я нашла малину. А ты?
Дети: Я нашла бруснику. А ты?
Я нашла землянику. А ты?
Я нашла клюкву. А ты?
Я нашел чернику. А ты?
Я нашел ежевику.
Логопед. Как называются ягоды, которые мы собрали садовые или лесные?
Дети. Лесные.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: - Я буду бросать вам мяч, и называть ягоду, вы будете называть эту ягоду ласково и бросать мне мяч обратно. (Я вам малина, вы мне малинка)
Черника - черничка
Земляника – земляничка
Брусника – брусничка
Ежевика – ежевичка
Малина – малинка
Клюква – клюковка
Логопед приглашает детей сесть за столы.
Игра «О чем мечтает мишка»
Логопед: Спит медведь в своей берлоге и мечтает о варенье.
О каком варенье мечтает медведь?
Медведь мечтает о малиновом варенье.
Медведь мечтает о клюквенном варенье.
Медведь мечтает о земляничном варенье.
Медведь мечтает о брусничном варенье.
Медведь мечтает о ежевичном варенье.
Медведь мечтает о черничном варенье.
Игра «Вкусное варенье»
Логопед: А сейчас мы сварим для нашего мишки варенье.
Логопед: повторяйте за мной.
Полную корзину
Ягод разноцветных
Принесли домой.
Наварим мы варенья,
Будет угощенье
Для друзей зимой!
Варенье разное у нас,
Кушай Мишенька сейчас!
Логопед.
Из брусники я приготовила брусничное варенье. А ты?
Дети:
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из ежевики – ежевичное варенье
Логопед. Ребята, сварили мы варенье, а теперь давайте угостим Мишку.
Игра «Чего нет»
Логопед: А сейчас закрывайте глазки, мишка будет выбирать варенье и кушать его, а вы должны сказать какого варенья не стало. Логопед убирает по одной картинки с вареньем.
Дети: нет малинового варенья.
Нет земляничного варенья.
Нет черничного варенья.
Нет брусничного варенья.
Нет ежевичного варенья.
Нет клюквенного варенья.
(Мишка благодарит детей за варенье)
Логопед Дети, где мы с вами сегодня гуляли? ( В лесу)
Давайте вспомним, какие ягоды мы собрали?
(Мишка дарит детям подарки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.