Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми 13 -17 лет по теме: «Пейзаж –Роща золотая».
Оценка 4.7

Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми 13 -17 лет по теме: «Пейзаж –Роща золотая».

Оценка 4.7
doc
17.02.2020
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми 13 -17 лет по теме: «Пейзаж –Роща золотая».
Пейзаж - Роща золотая .doc

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально – реабилитационный центр «Наставник»

Приёмное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

занятия по изобразительной деятельности с детьми 13 -17 лет по теме:

«Пейзаж –Роща золотая».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Александрова Елена Анатольевна

                                                                                                             воспитатель

 

 

 

 

 

 Цель занятия:  способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе воспитанников путём вовлечения их в процесс творческой деятельности по созданию композиции в технике ТРИЗ.

                      

 Задачи:

1.     Научить детей рисованию по замыслу композиции – « Пейзаж – роща золотая», совмещая несколько техник изобразительной деятельности: оттиск поролоном и «тычок» полусухой кистью.

2.     Способствовать творческой самореализации воспитанников.

3.     Способствовать установлению доверительных отношений между детьми, между педагогом и детьми.

4.     Воспитывать интерес к познавательной деятельности, расширять кругозор.

 

Материалы:

·       Лист бумаги формата А4;

·       Краски акварельные;

·       Жёсткие кисти;

·       Банки с водой;

·       Салфетка;

·       Репродукции с картин художников, на которых изображены пейзажи Шишкина, Герасимова, Поленова;

·       Иллюстрации берёзовой рощи;

·       Музыкальное сопровождение для практической части занятия;

·       Репродукции картин «Вестминстерское аббатство» Клода Моне, «  Березовая   роща » Куинджи, «Февральская лазурь» Грабаря, « Березовая   роща » Левитана.

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

Ритуал приветствия: нить настроения.

 

Воспитатель:

 - Ребята, наше занятие называется – «Пейзаж – роща золотая». На нём мы познакомимся с новыми способами изображения – «оттиск» и «тычок жёсткой кистью», а также вспомним, что мы знаем о таком жанре творчества как пейзаж.

 

Воспитатель:

 - Давайте вспомним что же такое пейзаж?

                                                                                                      (ответы детей).

Воспитатель:

 - ПЕЙЗАЖ – это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках. В Европейской живописи он появился в XVII веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В русском искусстве расцвет пейзажа приходится на конец XIX века. Каждый художник по-своему видит мир и по-своему показывает его на холсте. Если на пейзаже нарисовано море, то как называется такой пейзаж?

                                                                                                          (ответы детей)

 

Воспитатель:

 - А как называют художника, который пишет море?

                                                                                                             (ответы детей)

Воспитатель:

 

  - Например И. К. Айвазовского.

(демонстрация слайда)

 

Воспитатель:

 - Какие виды пейзажа вы помните?

                       (ответы детей - городской, деревенский, пейзаж в портрете и т.д.)

 

Воспитатель:

 - Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава…

(демонстрация  слайдов)

 

Воспитатель:

 - Каких художников – пейзажистов вы знаете?

                                                                                                      (ответы детей)

 

Воспитатель:

 - Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

 

(демонстрация  слайдов)

 

Воспитатель:

 - Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!

 - Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

(демонстрация  слайдов)

 

Воспитатель:

 - Термин «пейзаж» тесно связан с термином «живопись», который произошел от старинного русского выражения «писать с живства». Как вы думаете, что означает это выражение?

                                                                                                              (ответы детей)

 

Воспитатель:

 - Писать с «Живства», то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка.

 - Пейзаж- жанр изобразительного искусства, который наибольшим образом выразил себя в графике и живописи. Этот жанр гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Прекрасные скульптурные портреты создавались где-то в третьем тысячелетии до нашей эры , то есть более 4 тысяч лет назад.

(демонстрация  слайдов)

 

Воспитатель:

 - Сохранились живописные портреты примерно двухтысячелетнего возраста. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры, то есть спустя сотни лет после возникновения портрета. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века. А что было ранее? Неужели прекрасные художники античности, раннего средневековья, Ренессанса не видели, сколь замечательна по формам и краскам окружающая их среда? Элементами пейзажа украшались и стены дворцов и гробниц фараонов. Встречаются фрагменты пейзажей в античных мозаиках, но как вспомогательное изображение как декоративное дополнение к изображению людей.

 - В 60-е годы XIX века русская природа, неброская и «неидеальная» - болотистые низменности, слякостные распутицы, однообразная равнинность, - стала главным героем пейзажа передвижников.

(демонстрация  слайдов)

 

Воспитатель:

 - В отличие от европейцев, русские мастера нередко вкладывали в  национальные мотивы социальный смысл. Великий русский поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Утро» писал:

 

С окружающей нас нищетою

Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые сонные галки,

Что сидят на вершине стога.

 

 - Творчество великих русских художников – Васильева, Левитана, Шишкина привнесли в русскую живопись новое понимание родной природы. Подхватили и развили это новое Н. Рерих – творец исторического пейзажа, Крамской, Поленов, художники лирического пейзажа и бытового жанра. (демонстрация слайдов)

 

 

Воспитатель:

 

 - Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926).

(демонстрация  слайда)

 

Воспитатель:

 - Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

 

Воспитатель:

 - Посмотрите на эти замечательные картины какие средства художественной выразительности используют художники  в пейзажных работах?

                                                          (ответы детей - цвет, ритм, светотень, и т.д.)

 

Воспитатель:

- Почему так велика роль цвета в живописи?

                                                                                                           (ответы детей)

 

Воспитатель:

- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?

                                                                                                            (ответы детей)

 

Воспитатель:

- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?

(ответы детей - желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)

 

Воспитатель:

- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?

                                                                                                      (ответы детей)

 

 Воспитатель:

- Образ родины связан с образом березы в творчестве многих русских художников.

 

Демонстрация слайдов с картинами русских художников.

 

1. Архип Иванович Куинджи (1842-1910)-русский художник, мастер пейзажной живописи. Необычное художественные решения, использованные им, придают обыкновенному сюжету картины «  Березовая   роща » ощущение небудничности, загадочности.

 

2. Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) русский художник. В картине «Февральская лазурь» проявилось умение видеть очарование русского  пейзажа , радостное восприятие художником природы.

 

3. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) русский художник, мастер  пейзажа . На картине « Березовая   роща » все излучает свет, тепло, чувство бодрости. Березки на картине Левитана стремятся к солнцу, как и все вокруг.

 

 

Воспитатель:

 - А теперь послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и подумайте, какому дереву вы отдали свое предпочтение.

 

Все в лесу поет

Взошло солнце, дохнул ветерок, и все деревья в лесу запели. Каждое дерево пело свою песню.

Береза пела нежную песню. Слушая ее, хотелось подойти к белокурой красавице и обнять ее.

Дуб пел мужественную песню, и всем вокруг хотелось быть мужественными и храбрыми.

Верба, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Прислушиваясь к песне вербы, мы думали, что придет осень и листья с деревьев осыпятся.

Рябина пела тревожную песню. От этой песни к нам пришла мысль

о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, надеясь

на защиту земли.

Сосна пела крепкую, сильную песню. Всем захотелось быть сильными и крепкими.

Вот какие мы услышали песни в лесу.

 

- Видите у каждого дерева есть свой характер и вы рядом с ним себя хорошо чувствуете. Теперь подумайте, с каким из деревьев вы можете ассоциировать себя?

                                                                                                      (ответы детей)

 

Воспитатель:

- Сейчас нам нужно будет нарисовать пейзаж, я хочу, чтобы каждый из вас нарисовал те деревья, которые ближе ему по духу, то, о чём мы с вами только что говорили.

 

 

- Итак, переходим к практической части нашего занятия и нарисуем свою «Рощу золотую». Как рисовать буду рассказывать вам я, а какое настроение будет у вашего пейзажа, т.е. какие цвета подбирать, будете решать вы.

 

Практическая часть.

 

Воспитатель:

1.     Небо: возьмите паралоновый тампон и слегка окуните его в баночку с водой. Отожмите его и окуните в краску, соответствующую настроению вашего неба. Проведите тампоном в той части листа, где изображаете небо. (показ выполнения) Можно рисовать небо разными цветами.

2.     Земля: возьмите чистый паралоновый тампон и, аналогично небу, нарисуйте землю, выбрав соответствующую цветовую гамму.

3.     Стволы деревьев: рисуются узкой паралоновой губкой аналогично тому, как вы рисовали небо и землю.

4.     Крона деревьев: возьмите жёсткую кисть, предварительно смочите краски для рисования кроны, и краешком сухой кисти наберите немного краски так, чтобы краска была на самых кончиках ворсинок. Далее, вертикально держа кисть, выполняем примакивающие движения, формируя, таким образом, крону деревьев.

5.     Дополните рисунок различными мелкими элементами (птицы, животные и т. д.).

 

Итог занятия.

Воспитатель:

 - Итак, у каждого из вас получились разные очаровательные пейзажи. Посмотрите на них, на работы ваших друзей, понравились ли они вам? Чем?

                                                                                                      (ответы детей)

Воспитатель:

 

- Рассмотрим работы каждого из вас, я буду показывать, а вы угадаете, какое настроение изобразил художник.

                                                                                                    (ответы детей)

 

Воспитатель:

  - Что нового вы узнали на занятии?

                                                                                                    (ответы детей)

Воспитатель:

 - Каких художников – пейзажистов вы запомнили?

                                                                                                     (ответы детей)

Воспитатель:

- Спасибо за работу, я очень вами довольна!  До новых встреч!

 

 


Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Цель занятия: способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе воспитанников путём вовлечения их в процесс творческой деятельности по созданию композиции в технике

Цель занятия: способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе воспитанников путём вовлечения их в процесс творческой деятельности по созданию композиции в технике

Ход занятия. Ритуал приветствия: нить настроения

Ход занятия. Ритуал приветствия: нить настроения

Например И. К. Айвазовского. (демонстрация слайда)

Например И. К. Айвазовского. (демонстрация слайда)

Именно благодаря картине Алексея

Именно благодаря картине Алексея

XVII века. А что было ранее? Неужели прекрасные художники античности, раннего средневековья,

XVII века. А что было ранее? Неужели прекрасные художники античности, раннего средневековья,

Воспитатель: - Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста

Воспитатель: - Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста

Воспитатель: - Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа? (ответы детей - желтые, золотистые, охристые, багряные…

Воспитатель: - Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа? (ответы детей - желтые, золотистые, охристые, багряные…

Воспитатель: - А теперь послушайте рассказ

Воспитатель: - А теперь послушайте рассказ

Итак, переходим к практической части нашего занятия и нарисуем свою «Рощу золотую»

Итак, переходим к практической части нашего занятия и нарисуем свою «Рощу золотую»

Рассмотрим работы каждого из вас, я буду показывать, а вы угадаете, какое настроение изобразил художник

Рассмотрим работы каждого из вас, я буду показывать, а вы угадаете, какое настроение изобразил художник
Скачать файл