Конспект занятия по народной культуре для дошкольников школы раннего творческого развития" "Сретенье господне"
Оценка 4.6

Конспект занятия по народной культуре для дошкольников школы раннего творческого развития" "Сретенье господне"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
03.04.2021
Конспект занятия по народной культуре для дошкольников школы раннего творческого развития" "Сретенье господне"
Конспект занятия «Сретенье Господне» Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси. Задачи: Обучающие: • Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; • Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь. Развивающие: • С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; • Побуждать детей и к совместной познавательной и творческой деятельности. Воспитывающие: • Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям. • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
СРЕТЕНЬЕ ГОСПОДНЕ.docx

Конспект занятия «Сретенье Господне»

Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Обучающие:
• Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.

Развивающие:
• С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

• Побуждать детей и  к совместной познавательной и творческой деятельности.

Воспитывающие:
• Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование и материалы: печенье.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, который по народному календарю называется «Сретенье». Само слово «сретенье» является славянским и на современном русском языке означает встреча». Встреча зимы и весны. «На Сретенье весна с зимой встречаются», - говорили наши предки. Сретенье – это граница, разделяющая зиму и весну. Во время этой встречи весна с зимой спорит, кому уходить, а кому оставаться. В старину крестьянские дети с утра обращались к солнышку и просили его поскорее взойти, и весну принести. Если оно проглядывало через тучки, то дети радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной. Давайте и мы с вами весну, да солнышко позовем, для этого закличку произнесём!

(Дети приговаривают.)

Народная закличка: «Солнышко-ведрышко…»

Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за царь-горы!

Выгляни, солнышко, до вешней поры,

Видело ль ты, ведрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Педагог: Ребята, в этот праздник  играли в различные игры и забавы. Я вас приглашаю сыграть в игру, которая называется «Согревалочка».

- Ребята, выходите! (Дети строятся  вокруг Педагога, ходят по кругу, говорят слова и выполняют движения по тексту).

Идем-идем с тобой дорогой длинною и зимнею (идут по кругу)
К зайчишкам, мишкам, снегирям (идут по кругу),
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопают руками),
И ногами топ-топ, (топают ногами),
Головою круть-круть, (крутят головой),

Постучали в грудь, в грудь. (греются)
А на улице мороз (обнимают себя руками),
Отморозит деткам нос (трут нос),
Отморозит ушки (греют ушки),
Щечки, словно плюшки (надувают щечки и «протыкают» пальчиками),
Не страшен холод и мороз, (дразнят Зиму),
Когда с тобою вместе мы (грозят пальцем Зиме),
Мы в теплый шарфик спрячем нос (закрывают нос рукой),
И нам поможет песенка! (приплясывают).

Педагог: А теперь, ребята, давайте немного отдохнем! Отгадайте загадки, которые я вам сейчас загадаю.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник).

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (Снеговик).

                    Шагает красавица,
                    Легко земли касается,
                    Идет на поле, на реку,
                    И по снежку, и по цветку.(Весна).

Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...(Зима).

Педагог: Молодцы, ребята! И в наше время в этот праздник устраиваются народные гуляния. Я хочу вас пригласить поводить хоровод, который называется «Ручеёк». Это старинная русская народная  игра, которая символизирует таяние снега, солнышко греет землю, тает снег, всюду бегут журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеек. (Ведущий входит в «ручеек», и берет себе пару. Кто из детей остался один, тот и водит, и далее, игра продолжается).

Хоровод-игра «Ручеек».

Педагог: Ребята послушайте, какие приметы  придумал народ про Сретенье:
 По народной примете, если с вечера в канун Сретения небо будет звёздным, то весна придёт позже, чем обычно. А оттепель на Сретение предвещает «худую и гнилую весну». Если проглянет солнышко, пробьётся сквозь тучи, то первая встреча зимы с весной состоялась, а не проглянет — ожидай строгих морозов. Главной приметой этого дня являются сосульки.

У дня больше света, у ночи меньше стужи.

Со светом и тепло зародится).

Воробьи становятся шустрыми, бойко чирикают — радуются солнышку. И ещё одна важная примета сезонных перемен: появляются первые кучевые облака.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Послушай и дополни»

Поднялось выше … (солнышко)

Солнце пригрело … (землю)

Стали длиннее …(дни).

Растаял … (снег)

На лесных полянах появились … (цветы)

Проснулись от зимнего сна …(животные)

Какое чудесное время года!

Это … (весна)

Педагог: На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.
- Вот и мы с вами будем, есть печенье! Весну приглашать!


 

Конспект занятия «Сретенье Господне»

Конспект занятия «Сретенье Господне»

Педагог: А теперь, ребята, давайте немного отдохнем!

Педагог: А теперь, ребята, давайте немного отдохнем!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2021