Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Морозный узор»
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
· Учить детей рисовать морозный узор с помощью восковых мелков. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
· Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
· Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
· Развивать воображение, творчество.
· Закреплять словарь по теме «Зима»
· Воспитывать интерес к рисованию.
Материалы:
· альбомный лист;
· восковые мелки
· акварельные краски;
· кисть с широким ворсом;
· стаканчик с водой.
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия:
Коммуникативная игра:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я – Ирина Анатольевна, а как вас зовут я уже вижу.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете.
Вот таких хороших пригожих, я приглашаю отгадать загадки.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз.
(Мороз)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Дети. Зимой.
Воспитатель: А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети. Мороз.
Воспитатель: Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное.
Презентация
Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки - травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные...
Волшебник
Мороз — волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Д. Чуяко
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Воспитатель: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз.
Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Дети: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
Дети. Нет.
Воспитатель: А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».
Педагог предлагает детям взять в руки восковые мелки и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные восковым мелком, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
Мнения детей.
Воспитатель: мелки состоят из вещества - воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство — нарисуем морозный узор, только при помощи восковых мелков. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:
На дворе у нас мороз.
Дети
хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают
ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети
поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные
движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания
— руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба
на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем
Ходьба
на месте.
И к себе приходим в
дом. Дети
садятся на свои места.
2. Практическая часть
Продумать содержание будущего узора.
Выполнить рисунок при помощи воскового мелка, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской голубого цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети приступают к заданию. Воспитатель следит за выполнением, помогая советами затрудняющимся детям.
3.Итог занятия
Готовые рисунки дети прикрепляют на изображение многоэтажного дома, как окна.
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна...
Н. Френкель
Ребята полюбуйтесь, какие морозные узоры у нас получились. Обратить внимание на аккуратность, правильность исполнения. Узоры все разные.
Какая красота. А красота создает прекрасное настроение. Делает нас добрее и душевнее. Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.