"Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" (Исследовательская деятельность) на тему: "Волшебница вода" с детьми 5-6 лет
Оценка 4.8

"Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" (Исследовательская деятельность) на тему: "Волшебница вода" с детьми 5-6 лет

Оценка 4.8
docx
30.11.2024
"Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" (Исследовательская деятельность) на тему: "Волшебница вода" с детьми 5-6 лет
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ВОЛШЕБНИЦА ВОДА.docx

Открытое занятие.

Тема: «Волшебница Вода».

Образовательная область: «Познавательное  развитие» (Исследовательская деятельность)  

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», 

«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Воспитатель: Зайцева С.А.

Цель: Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

-образовательные: Расширять знания о воде. Активизировать речь и обогащать словарь. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

-развивающие: Развивать практические действия в процессе. Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

-воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки. Прививать бережное отношение к воде. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Словарная  работа: вода, испарение, бесцветная, парообразная.

Форма проведения: игровое занятие.

Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека. Проведение занятий - экспериментирований с водой. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды».

Пособие и материал:

-демонстрационный: аудиозапись «Звуки природы»; магнитофон; лист бумаги с изображением воды; термос с горячей водой, зеркало; прозрачная ваза; презентация;

-раздаточный: прозрачные одноразовые стаканчики; салфетки; вещества, которые мы будем растворять в воде, (соль, речной песок), иллюстрации к загадкам, на каждого ребенка конверт с картинками, мисочки, ложки чайные; кусочки льда на каждого ребёнка

стаканчики с водой; акварельные краски; мольберт; кисти, клеенка (на каждого ребенка).

 

Ход занятия:

 

Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель:  Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло).

Ответы детей.

Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Давай, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу тепло и хорошее настроение.

Воспитатель: А теперь частичку нашего хорошего настроения мы подарим гостям. (дуют на ладошки)

Воспитатель: Вот теперь у нас у всех хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы…. А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы «Любознайки». А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.

ЗАГАДКИ

Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я, кто такая я? (вода)

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это  вода.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами, ребята, очень интересное занятие, потому что разговор пойдет о веществе, без которого всё живое погибнет, но мы привыкли к нему и порой не обращаем никакого внимания, а без него невозможна жизнь на Земле. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами -о ее Величестве Воде.

Слайд 1.

Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода нужна, для того, чтобы ее пить, готовить еду. В воде мы купаемся и моемся. Водой поливаем растения, чтобы они росли. Вода нужна диким и домашним животным: они не могут жить без воды.

Слайд 2.

Воспитатель: Ребята, а какой бывает вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода бывает: чистой, грязной, соленой и пресной.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит вода солёная и пресная?

Ответы детей.

Воспитатель: Где бывает соленая вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду?

(Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, не загрязнять реки и озера).

Ответы детей.

Воспитатель: Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами.

Слайд 3 ( с музыкой)

Звучит музыка. Входит Капелька

Капелька: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! Кто ты?

Капелька: Я капелька воды. Пролетала мимо и услышала, что вы, отгадываете мои загадки.

Воспитатель: Так вот чьи это загадки?!

Капелька: Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.

Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»

Игра: «Кому нужна вода?»

Описание: На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в ученых, и будем проводить опыты с водой. И приглашаем  с нами Капельку. Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды. Ребята, давайте станем с вами настоящими учеными, и начнем исследовать воду. Узнаем, какими волшебными свойствами она обладает.

Воспитатель: Присаживаемся за столы.

Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:

Правила безопасности в лаборатории.

1.Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.

2. Можно ли пробовать вещества на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему?

(Есть опасность отравиться)

Ответы детей.

3.Воспитатель: Можно ли нюхать?

(Можно, только осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути).

Воспитатель: Что же такое вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течет. Давайте в этом убедимся.

Опытно-исследовательская деятельность.

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Ответы детей. (Вода льется, потому что она жидкая).

Воспитатель: Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Вода не имеет формы. Проводит воспитатель.

Воспитатель: Вот у меня в руках ваза (прозрачная) с водой, какой формы сейчас вода? (Форма вазы). Наливаю воду в банку, какую теперь она имеет форму? (Форму банки). Вывод: У воды нет формы - она бесформенная. У воды нет своей формы, она принимает ту форму сосуда, в каком находится. А почему её можно перелить из одного сосуда в другой? (она жидкая, течёт).

Ответы детей.

Воспитатель: Принимает форму того предмета, куда ее наливают.

Опыт №2. Вода прозрачная. Вода не имеет цвета,  но может менять свой цвет.

Воспитатель: Давайте теперь опустим ложечку в наш стакан с водой. Мы видим ложку? (да)

Ответы детей.

Воспитатель: Значит вода какая? (прозрачная)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

Воспитатель: Вывод: Чистая вода прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Какого же цвета вода?

Ответы детей. (У воды нет цвета).

Воспитатель: Вывод: Вода не имеет цвета, прозрачная.

Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?

Ответы детей. (Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).

Воспитатель: Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Теперь сделайте глоток. Вода сладкая?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь понюхайте воду.

Воспитатель: Вода какая?

Ответы детей.

Воспитатель: Вывод . Правильно, ребята, вода не имеет вкуса и запаха.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сделаем физкультурную  разминку.

Физкультминутка «Капельки».(аудиозапись)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт №3.Вода-растворитель.

Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.

Одна с солью, другая с речным песком.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и речным песком, если мы их положим в воду.

Воспитатель: В один стаканчик положите ложечку соли и размешайте его. Что получается? Растворилась соль в воде или нет? (соль в воде растворилась).

Ответы детей.

Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.

Воспитатель: Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился, он упал в осадок, т.е. находится на дне стакана, потому что он тяжелый).

Ответы детей.

Воспитатель: Проведя сейчас опыты с солью и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Опыт №4. «Лед – это вода»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у вас лежит на блюдечке? (Лед)

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите его в руку, какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду)

Ответы детей.

Воспитатель: Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии.

Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Так что же такое лед? ( Лед – это вода в твердом состоянии.)

Ответы детей.

Воспитатель: В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии.)

Ответы детей.

Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.

Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.

Опыт № 4. Паоробразное состояние воды.

Воспитатель берет термос с горячей водой,  ставит над паром стекло. На стенке образуются капельки воды.

Воспитатель: При кипении воды образуется пар. При охлаждении пар превращается в воду. Что произошло с паром?

Ответы детей. (Пар превратился в воду).

Воспитатель: Вывод: Вода может быть в парообразном состоянии.

Итог.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Для жизни человека вода имеет важное  значение. Вода даёт нам жизнь.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?

Вода – это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

У воды нет цвета. У воды нет вкуса.

У воды нет запаха.

Имеет парообразное состояние.

Ответы детей.

Воспитатель: Вода может растворять одни вещества, а другие нет.

Воспитатель: Вода прозрачная.

Воспитатель: Вода может менять свой цвет.

Воспитатель: Вода может быть в жидком и твердом состоянии, парообразном состоянии.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы много сегодня узнали о волшебнице-воде, и рассказали об этом Капельке. Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода.

Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде.

В природе путешествует вода.

Она не исчезнет никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда.

Эта волшебница – наша вода.

Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие.

Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!

Воспитатель: Ребята, я вам приготовила сюрприз.

ИГРА-ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»…

Воспитатель: Мои дорогие маленькие ученые! Сегодня мы заставим молоко танцевать! Ведь молоко – это жидкость.  Для этого опыта нужно: Молоко (большой процент жирности, красители – можно использовать красители от пасхального набора, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, ватные палочки, глубокая тарелка, пипетка или ложка).

1. Наливаем молоко в тарелку.

2. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов.

3. Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.

4. После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.

Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в разных точках. Только касаемся, не нужно перемешивать.

5. Волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Далее можно предложить ребенку продолжить эксперименты – добавляя красители, водя ватной палочкой по молоку.

Что происходит: средство для мытья посуды или жидкое мыло  разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать».

Молоко начинает двигаться, краски перемешиваться. НАСТОЯЩИЙ САЛЮТ В ТАРЕЛКЕ!!! Этот салют, ребята, для вас!!! Вы, молодцы! Все справились с заданиями.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу.

 

 

 

 

 


 

Открытое занятие. Тема: «Волшебница

Открытое занятие. Тема: «Волшебница

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы…

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы…

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию

Воспитатель: Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили

Воспитатель: Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили

Итог. Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ

Итог. Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2024